История — наука, которая определяет самоощущение нации. Русская история до сих пор полна мифов, развеять которые невероятно тяжело: один из них касается «отсталости» нашей страны. Мысль о том, что «нам всегда приходилось догонять» более развитые государства и общества, повторяется сегодня не так явно, как это было еще двадцать лет назад. Но стереотипы изживаются долго. Археологи из Русского географического общества и Костромского госуниверситета обнаружили, что на месте деревушки Вёжи, недалеко от Костромы, некогда стояла крепость. Это исследование поможет лучше узнать о том, как жили наши предки, и развеять некоторые популярные заблуждения.
Всем, кто хорошо знаком с русской литературой, название деревни известно — именно там жил крестьянин Иван Саввич Мазайхин, ставший прообразом Деда Мазая. В предисловиях к изданиям Николая Некрасова этот факт обязательно отмечался. Кроме того, село Вёжи знаменито своей архитектурой. Вывезенная оттуда рубленая церквушка с двускатной крышей долгое время стояла на территории Ипатьевского монастыря. К сожалению, в 2002 году она сгорела.
«Чешуйки» и соль
Первые поселения людей в этой местности, обнаруженные археологами еще во второй половине прошлого века, относятся к неолиту, стоянки датируются пятым тысячелетием до н.э. и даже более ранними эпохами. В 50-х, перед тем, как здесь было построено водохранилище, в Вёжи направили специалистов по доисторическим временам.
«В 1952-м велись активные поиски, но работали только археологи по каменному веку. Да, они нашли массу стоянок кроманьонцев, собрали огромный фактический материал, но все, что касается Средних веков, их не интересовало. И в 1956-м все ушло под воду», — объяснил кандидат исторических наук доцент Костромского госуниверситета Сергей Кабатов.
Дело в том, что в археологии всегда огромную роль играла хронологическая специализация. Со стороны может показаться, что ученый должен разбираться сразу во всем, с легкостью атрибутируя любой найденный артефакт, но на деле исследователи, которые занимаются доисторическим периодом, предпочитают более поздние слои просто не трогать. Во-первых, и своей работы хватает, во-вторых, находки «чужого» исторического слоя легко истолковать неверно: ведь перед археологами зачастую — обрывки иссохшей ткани, кусок железа или деревянный брусок, назначение которого требуется установить.
В общем, Вёжи специалисты по доисторической эпохе оставили коллегам, но возвышенность, на которой стояла деревня, в начале 50-х превратилась в остров. Лишь в 90-х сюда впервые приехали археологи — рыбаки стали находить вымытые паводками из берегов отлично сохранившиеся предметы древнерусского обихода. Распад СССР поставил крест на исследованиях, заново раскопки стартовали только в нулевых, но тоже вскоре прекратились по финансовым причинам. Древнее поселение, по сути, начали исследовать только сейчас.
Уникальные находки стали обнаруживаться с первых же дней работы. Прежде всего выяснилось, что небольшая возвышенность, некогда стоявшая посреди болот на берегу притока реки Костромы, руками людей была превращена в довольно крупный холм — в ход шла щепа от строительства зданий, навоз, болотные кочки, ил. Все это находят археологи, причем создается впечатление, что засыпали только вчера — сохранность уникальная. В местном болотистом грунте минимум кислорода, соответственно, процесс разложения идет крайне медленно. Благодаря этому обстоятельству археологам становятся доступны артефакты, не сохранившиеся в других местах.
Древнейший горизонт, исследованный историками, датируется XI–ХII веками нашей эры — согласно теориям ученых, как раз тогда здесь появился город. Именно полноценный город, с крепостью. «В те времена, 800–900 лет назад, активно шла «колонизация» этих мест. Точнее, делили сферы влияния. С одной стороны наступали рати Владимиро-Суздальского княжества, а с другой — продвигались посланцы Господина Великого Новгорода. Поселение Вёжи стало пограничным городом, крепостью, контролирующей водный путь по Костроме в Волгу, — рассказал председатель Костромского областного отделения РГО, кандидат исторических наук Роман Рябинцев. — Кстати, слово «вёжа» как раз означает нечто вроде башни, крепости, границы. Естественно, тут и таможенный пост был».
Севернее стоял Галич. Торговый путь в Европу шел именно в том направлении: маршруты древних негоциантов хорошо изучены.
Древнерусские серебряные монеты, датируемые XIII столетием, которые назывались «чешуйки», — на раскопе не редкость. Между тем именно наличие здесь подобных находок меняет всю историческую картину.
«Для тех времен одна чешуйка — огромные деньги. За нее, к примеру, можно было купить отличную лошадь («хозяйственную», конечно, боевой скакун стоил в разы дороже) или пару коров, — пояснил археолог Сергей Тупицын. — Или крупную партию рыбы, которую в те времена здесь ловили и заготавливали. Обнаружение монет свидетельствует об активной экономической деятельности, о наличии торговли с удаленными регионами. То есть Вёжи не были полубезлюдным «краем Ойкумены», наоборот, на этой территории жило много народа, а сами древние русичи отнюдь не бедствовали».
В пользу бойкой торговли говорит и сланцевая бирка — ее купец Онуфрий прикреплял на мешки с солью. На каменной плашке стоит отметка, кому именно принадлежит товар, указан его вес, содержится предостережение для воров, при этом весь текст перечеркнут крест-накрест. Делалось это в одном случае — когда товар был доставлен. Соль уходила рыбакам, а каменную табличку просто выбрасывали, предварительно «аннулировав» запись. Артефакт, найденный в прошлом году, уже исследовал известный российский лингвист и текстолог, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус. Он высоко оценил этот исторический памятник. К сожалению, таких находок пока не так много.
Нефритовые орудия и украшения, привозные стекло, медь, керамика — жизнь здесь бурлила. Развито было и местное производство: все железо делали из болотной руды, причем в огромных количествах, гончары тоже не сидели без дела, процветали и другие ремесла. Соответственно, достаток был. И излишек тоже.
Сапог не сносить
Находки, сохранившиеся в болотистом грунте, опровергают теорию о том, что жили на Руси бедно, скудно. «Обнаружены многочисленные перстеньки, в том числе даже детские. Но больше всего нас удивила отлично сшитая детская кожаная обувь, где детали аккуратнейшим образом собраны «встык», а не «внахлест», — отметил Роман Рябинцев. — Считается, что тогда все ходили в лаптях, кожаные сапоги могли себе позволить немногие, а тут их шили даже мальчишкам и девчонкам, которые быстро вырастали. То есть кожаная обувь не являлась малодоступным предметом роскоши, напротив, это был вполне обычный товар. А вот лаптей тут нет. Первые, причем в весьма ограниченных количествах, обнаруживаются в слоях, относящихся к XVII веку и позже. До этого тут подобную эрзац-обувку вообще не использовали».
Стоит сказать, что в последнее время именно о лаптях в среде ученых кипят жаркие дискуссии. Одна из теорий такова: в среднем комплект не слишком прочной, плетеной из лыка обуви служил несколько дней, то есть требовалось 70–100 пар в год на человека. Умножаем на население Руси... Получается полный абсурд: все леса должны были извести на лапти чуть ли не тысячелетие назад. Но ведь не вырубили! А вот долговечная кожаная обувь, изготовленная из шкур домашнего скота, вполне вписывается в экономическую и экологическую картину прошлого. Видимо, в каждой деревне тачали нехитрые изделия местные умельцы, в городах их мастерство, естественно, было значительно выше. «Лапотной» Русь не была.
Нищей — тоже. В Вёжах сохранилась древнерусская усадьба, расположенная, как сейчас говорят, на второй линии внутри городской черты. Жил здесь «рядовой представитель малого бизнеса» со всем своим большим семейством. Нижние венцы строений целы: помимо жилых помещений, тут были и многочисленные хозяйственные постройки, объединенные в целый комплекс. При каждой усадьбе имелись баня, погреба, ледники, конюшни, птичники etc.
«Еще один аргумент в пользу достатка и активной торговли — навесные замки. Дома тут запирали, а сами изделия отличались техническим совершенством, — рассказал Сергей Тупицын. — Как известно, до второй половины ХХ века в деревнях дома никто не закрывал, просто прислоняли к двери палку. Тут же было иначе. Выводов — три, причем все очень важные. Во-первых, в Вёжах бывало много приезжих, среди которых, понятное дело, всякие персонажи попадались. Во-вторых, это была не деревня, а именно город. В-третьих, если дома запирали на замок, значит, имелись небольшие, но дорогостоящие предметы, которые можно легко похитить».
Действительно, ювелирных изделий — как местных, так и привозных — археологи находят в изобилии. Хватает и серебра. И там же, в избах, обнаруживают куски бересты, как обработанной, так и «сырья». Это стало причиной появления версии о высокой грамотности местных.
«Пока что грамот мы не нашли, — уточнил Сергей Кабатов. — В ближайшее время отправим все найденные куски бересты на тщательное исследование, при помощи ультрафиолета и других методов будем искать следы надписей. В успехе мы уверены».
Среди обнаруженных артефактов — слоеные «самозатачивающиеся» ножи, созданные древнерусскими умельцами по той же технологии, что и знаменитые японские катаны. Кузнец многократно проковывал заготовку, раз за разом складывая ее пополам, добавляя между полосами мягкого железа стальные пластины. Из того же самого материала делали и косы: сено являлось важным предметом экспорта. А на заливных лугах, ныне скрытых под водной гладью, паслись стада коров — уже за границу, то есть в Европу, на ладьях плыли костромское масло, обработанные кожи, солонина...
Каменная табличка купца Онуфрия тоже вскоре отправится в лабораторию — к геологам. Как правило, подобные предметы изготавливали из местного материала, и анализ сланца позволит определить, откуда именно в Вёжи привозили соль. Логистика древней торговли тоже способна дать ответы на многие исторические вопросы.
Теория и практика
Среди тех, кто помогает ученым, немало молодежи — на раскопках в этом году трудятся 18 студентов и шесть волонтеров. Причем добровольцы прибывают со всей страны. «Мне интересно самому взглянуть, как жили наши предки, подержать в руках их вещи, понять, каким тогда был быт, — пояснил волонтер Максим Храмцов, приехавший на раскопки из Йошкар-Олы. — Сам пока учусь на механика, скоро уходить в армию, но потом собираюсь поступать в Костромской университет на исторический факультет. Стану археологом, тоже буду изучать Древнюю Русь. Хочется понимать, почему мы такие, откуда появились, как долго тут живем. Все самому увидеть и потрогать — это бесценно. И науке помочь тоже надо».
Стоит отметить, что молодые люди находкам удивляются. Вместо примитивных землянок, костяных орудий и пресловутых лаптей обнаруживаются просторные бревенчатые дома, запирающиеся на замки, украшения, железные изделия, письменные артефакты...
В полном соответствии с исторической логикой появление свежих археологических находок влечет за собой и возникновение новых теорий. Какие-то из них впоследствии отбрасываются как ложные, другие получают подтверждение и продолжают развиваться.
Пока определенно нельзя сказать «историки утверждают», хотя, конечно, хочется. Но наука требует исследований, проверки фактов и доказательств, верификации. Археологи не спешат выдавать в свет сенсационные идеи, но всерьез готовы ждать результатов экспертиз, чтобы выдвигать научно обоснованные версии. Подобный подход привлекает людей серьезных и основательных: на раскопе не найти никого, кто бы приехал сюда просто так.
«Исследования старины — это не единственная наша задача. Не менее важное дело — воспитание подрастающего поколения. Но только тот, кто самостоятельно прикоснулся к истории, кто своими ногами прошел по дорогам предков, кто кормил комаров на раскопе, таскал на себе мешки с грунтом, может считать себя настоящим знатоком родной земли», — уверен Роман Рябинцев.
«Комплексное исследование памятника русского Средневековья селища Вёжи как способ историко-патриотического воспитания молодежи» — так называется программа, реализуемая РГО параллельно с научными исследованиями. Отбоя от желающих помочь ученым нет, приходится устраивать своеобразный кастинг — отбирать наиболее образованных, сильных и привычных к полевой жизни. И молодежь старается, попасть на раскопки хотят многие, и год от года число потенциальных добровольцев растет.