Прошли выборы президента, на очереди - подготовка к инаугурации. Одним из самых зрелищных ее моментов станет, как ожидается, проезд главы государства на отечественном спецавтомобиле «Аурус».
О том, как создавался лимузин особого назначения, обозревателю «Комсомольской правды» Владимиру Перекресту рассказал главный дизайнер проекта директор Центра стиля ФГУП «НАМИ» Юрий Черненко.
- Юрий Алексеевич, когда возникло решение вернуть себе позиции в производстве автомобилей для первых лиц? Ведь мы же, было дело, отказались от представительских «ЗИЛов»...
- Идея была на поверхности. Когда наш президент, тогда еще Борис Николаевич Ельцин, пересел с «ЗИЛа» на «Мерседес» (с 1994 г. Ельцин ездил на синем Mercedes-Benz-S500, а позже появилась и бронированная версия - Mercedes-Benz S500 Pullman Guard — Ред.), то вся автомобильная среда, в том числе и дизайнерская, стали рисовать, думать о создании российского автомобиля для первых лиц государства…
- А почему так встрепенулись? Пересел и пересел.
- Ну россияне — это же патриоты. А российский автомобиль для президента - это элемент, подчеркивающий суверенитет и высокий авторитет нашего государства: инженерный, научный, технический. Во всех нормальных странах первые лица ездят на своих отечественных машинах. Поэтому, когда президент начинает использовать что-то иностранное, для настоящих патриотов это выглядит грустно. И ребята-художники стали между собой обсуждать: мол, это не дело, когда наш президент на немецкой машине ездит. И параллельно рисовали: кто-то по мотивам ретро, кто-то пробовал осовременить «ЗИЛ». Просто фантазировали - как говорится, в стол. Но вообще ситуация была понятная: есть очевидная потребность в отечественном автомобиле представительского класса. Это настолько естественный ход мысли, как, например, если пришла зима, а у человека нет шубы, то понятно, что нужно ее приобрести.
- Необходимость создания своей машины понимали и наверху. Как я слышал, президенту России показывали варианты ЗИЛ-117 с новыми двигателями, новой ходовой частью, но дизайн-то оставался прежним, и, насколько мне известно, эти варианты ему не нравились. Ставить на старый автомобиль новый двигатель — это не обновление. Такие разработки предлагала «Группа ГАЗ», она собрала на агрегатах «Крайслера» черные кабриолеты, которые в нулевые годы принимали участие в парадах. В 2011 году руководство института собрало нас, дизайнеров, и спросило: какие есть предложения. Мы показали свои наработки. И среди этого — не просто лимузин для президента, а целое семейство автомобилей, объединенное одной стилистической идеей: лимузин, микроавтобус сопровождения, внедорожник, а также эскортные мотоциклы, чтобы все было в едином стиле. Мысль понравилась...
- Нет, вначале это были такие футуристические наброски, которые ничего общего с тем, что получилось в конце, не имели. Дизайнеры — это же люди, которые смотрят даже не завтра, а в послезавтра. Но когда эти наработки были показаны в Минпромторге, а может, и выше - нам передали: ребята, давайте рисовать что-то более классические. И вот тогда уже началась конкретная работы, это было в 2012 году.
- Мы решили отталкиваться от прекрасного послевоенного ЗИС-110 — фактически это был первый советский автомобиль для руководителей государства, разработанный и сделанный в России, имеющий свое лицо, свой монументальный облик. Его узнаваемый элемент, эту вертикальную решетку от верха до самого низа, мы решили использовать и в новых машинах, чтобы визуально ощущалась преемственность. В 2014-м мы изготовили ходовой макет — стеклопластиковый автомобиль с каким-то двигателем, чтобы он мог потихоньку ездить, в нем был интерьер, салон (его, кстати, можно увидеть на ВДНХ в Музее Гаража особого назначения). Это была еще конструкторски не проработанная концепция, но ее показали президенту, машина понравилась, и с того времени началась работа по-взрослому — была дана команда набирать людей, и проект стартовал.
БРОСИЛ ФИАТ РАДИ АУРУСА
- А людей как набирали?
- Это были трудные для НАМИ времена. Заказов не было, люди уволились. Многие уехали за рубеж, работали в иностранных компаниях. Хотя были толковые ребята и в России, они оседали в небольших дизайн-студиях, которые занимались тюнингом дорогих машин. И вот когда прошел клич, что у нас начинается интересный проект, кто-то позвонил кому-то, тот — другому, все это сообщество зашевелилось, и люди пошли к нам, даже из-за границы приехали. Например, наш главный конструктор Вадим Переверзев, профессионал, обладающий не просто высочайшими техническими знаниями, но и методологией, как создавать автомобиль, он к тому времени 15 лет работал на ФИАТе, и тоже приехал в Россию на этот проект. Помогли и наши автозаводы, поделились специалистами. И это прямо как свежий ветер после долгих лет технического застоя в отрасли — люди гордились, что их пригласили делать такой автомобиль. В итоге наш Центр стиля, где ведутся дизайнерские разработки, вырос с 10 до 60 человек, а штат всего НАМИ - с 700 до более 3500 тысяч человек.
- А откуда название такое — Aurus?
- Вариантов было много. Даже внутри института конкурс проводили. Одним из главных требований было, чтобы бренд был абсолютно новым. Никакие «Руссо-Балты» и «ЗИЛы» не рассматривались. Общими усилиями, с привлечением специализированных партнеров, родилось 10 вариантов названия, и только Aurus из всех чувствовался по настоящему новым и содержательным.
- Традиционно в таких автомобилях все делается для удобства первых лиц, а водителю бывает не очень удобно...
- Изначальная стратегия проекта - машина не только для первых лиц, но и вообще для людей, сейчас она уже есть в свободной продаже. Поэтому мы разрабатывали автомобиль, удобный как для пассажиров, так и для водителя. У предыдущих отечественных ВИП-автомобилей все было направлено на удобство первых лиц, водитель был на вторых ролях, и действительно, у водительского сиденья была неудобная вертикальная спинка. А наш президент может и сам за руль сесть — еще один довод в пользу того, чтобы и на водительском месте было комфортно.
СНАЧАЛА БЫЛ БРОНИРОВАННЫЙ КОКОН
- Одна из главных если не самая главная задача таких автомобилей — обеспечить безопасность «пассажиру номер один». Что из себя представляет защита в стиле Aurus?
- Этот автомобиль сразу разрабатывался как бронированный. В международной практике по-другому. Там сначала разрабатывают автомобиль, а потом его обшивают бронезащитой. Изнутри. В результате пространство уменьшается, и человеку в салоне тесновато. В нашем случае сначала определяется внутреннее пространство, чтобы было удобно водителю и первому лицу на заднем сиденье, потом разрабатывался бронированный кокон, а уже вокруг него строится внешний дизайн. Поэтому автомобиль получился такой высокий и мускулистый.
- Много было доделок-переделок или сразу все получилось, как надо?
- Были доработки, конечно. Например, у первоначального варианта (его рабочее название - «Прототип А») были замечания по аэродинамике — при испытаниях в аэродинамической трубе сзади возникала подъемная сила, это ухудшало устойчивость автомобиля. В дальнейшем конструктора в 3D показали, как это устранить, мы исправили, и аэродинамические характеристики кузова стали значительно лучше.
Мы тогда провели необычное для российского автопрома мероприятие - Car Clinic. Это исследование, выявляющее мнение целевой аудитории о продукте, причем, не заочно, а при непосредственном контакте с продуктом. Приглашаются представители целевой аудитории и высказывают все, что думают о новинке — ее, как правило, представляют в виде полноразмерной модели с высокой степенью проработки. Само мероприятие проводится в хорошем антураже, в дорогих интерьерах. Вот и мы все организовали на высшем уровне, пригласили владельцев «Бентли», «Роллс-Ройсов», «Майбахов». Приехало человек 60-70 на своих машинах и стоянка получилась, как выставка ВИП-автомобилей. Люди очень ответственно подошли, поняли важность задачи. И, надо сказать, они высказали нам не очень приятные вещи. Главный упрек - старомодно выглядит. Мы пересмотрели дизайн, и следующим летом провели новые смотрины в той же аудитории. «Прототип Б» получил одобрение примерно у 80% респондентов, и то, как сегодня выглядит наш Aurus, это как раз доработанный облик.
- А что это были за люди, известные персоны?
- Среди тех, кого я видел, - ни одного знакомого лица. Но могу сказать, что это вполне компетентные люди, с хорошим вкусом, умеющие убедительно объяснить свою позицию.
НА ОЧЕРЕДИ — ЭЛЕКТРОМОТОЦИКЛЫ AURUS
- В салоне современного автомобиля очень много сенсорного управления разными функциями с экрана — прямо гаджет на колесах. Но на мой олдскульный взгляд, тумблеры и кнопки удобнее да и безопаснее, меньше отвлекаешься от дороги. «Аурус» пошел по какому пути?
- Это сложный дизайнерско-маркетинго-технический вопрос. Машина с сенсорной панелью кажется более современной, чем с ручками и тумблерами. А на самом деле — это удешевление производства. Производство рукояток и тумблеров требует расхода материалов, станков, оборудования. А экран готовый купил, в него программу закачал и готово дело. Первой внедрила такой огромный экран «Тесла». С единственной целью, повторю — удешевить производство. Но достаточно крупный цветной монитор смотрится все-таки поинтереснее, чем маленький черно-белый. В AURUS тоже есть жидко-кристаллический экраны, изображение динамичное и красивое, специально разработан графический дизайн. Но сенсоров нет, мы оставили привычные для водителя рукоятки управления. В дальнейшем для массовых моделей будем увеличивать экран и вводить сенсорное управление некоторыми функциями. Но это в будущем, а пока Aurus такой классический или, как говорят технические люди, «ламповый».
- Марка Aurus объединяет же целое семейство автомобилей...
- Да, их названия подсказали башни Кремля - Сенатская, Арсенальная, Комендантская. Так автомобили Aurus Senat — это базовый седан, лимузин, который на метр длиннее, и есть еще промежуточный между ними удлиненный седан, мы его называем Лонг. На базе седана создан кабриолет, который мы видим ежегодно на параде Победы. Следующая модель — микроавтобус Aurus Arsenal, используется как автобус сопровождения. Стилистически схож с Сенатом, много унифицированных деталей. И третья — внедорожник Aurus Komendant, которым активно интересуются покупатели.
Работаем и с мотоциклами — они тоже имеют характерные элементы бренда Aurus, сейчас проходят активные испытания. Мотоциклы работают на электротяге - это достаточно новое слово, но в мототехнике у «электричества» хорошие перспективы. Ведь основная проблема электромобиля зимой — это печка, много энергии уходит на обогрев. К тому же мотоцикл сравнительно легкий, ему не нужна крупная мощная батарея. Называться мототехника будет Aurus Merlon. Мерлон — это зубец на кремлевской стене. Планируется, что будет изготовлена и версия для свободной продажи. Мотоциклы будут применяться в торжественных мероприятиях и сопровождать президентский лимузин.
ОТПРАЗДНОВАЛИ — И СНОВА К МОНИТОРАМ
- Но вот работы закончены, автомобиль принят — каков он был, час триумфа? Вас пригласили в Кремль, Путин руку пожал?
- Нет, нас пригласили в Минпромторг, руку жал министр промышленности и торговли России, а особо отличившимся вручили государственные награды. И я очень рад, что попал в это число. Были и денежные премии всем участникам проекта.
- Большие?
- Не сказал бы, что какие-то космические суммы, но главное же для дизайнера и вообще любого творческого человека, это когда то, над чем ты долго-долго работал, делал первые эскизы, потом первые образцы, и вот все это воплотилось, на твоей машине едет президент твоей страны — это же просто захлестывают эмоции!
Вы не представляете, какая была атмосфера во время инаугурации 7 мая 2018 года (тогда Aurus впервые был представлен широкой публике, а награждение состоялось позже — в октябре 2018 г.-Ред.). Мы сидели в Большом зале НАМИ и, затаив дыхание, наблюдали за торжественным проездом, когда открылись кремлевские ворота, и поехал наш автомобиль, его показали в разных ракурсах, очень красиво сняли. И когда трансляция закончилась, зал просто взорвался - мы с такой радостью, ликованием, со слезами на глазах долго, невозможно долго аплодировали друг другу, что все получилось, что прошло так здорово, просто идеально прошло! В этом самая главная гордость и радость нашей работы.
- Отметили?
- Конечно. Разлили шампанское, отпраздновали, порадовались — и снова к мониторам, за работу.
ПРОСТОРНЕЕ «МАЙБАХА», БЫСТРЕЕ «РОЛЛС-РОЙСА»
- А за границей как отнеслись к Аурусу?
- Мы привезли его в 2019 году на Женевский автосалон. Произведенным впечатлением удовлетворены - мы там вызвали фурор. Подходили представители абсолютно всех мировых марок, трясли нам руки и не сговариваясь, говорили одно и то же: мы не ожидали. Они не ожидали, что у нас получится. В этом тоже гордость и великая радость. Сейчас машина достаточно популярна. В Арабские Эмираты много отправлено. В дружественных странах СНГ тоже очень интересуются.
- По каким параметрам мы превосходим импортные, а где еще дотягиваться надо?
- Начну с того, что еще на стадии проектирования мы ставили цель превзойти все мировые аналоги. Измерили показатели всех «Мерседесов», «Майбахов», «Роллс-Ройсов»… И сделали автомобиль, который в чем-то немного лучше, а в чем-то – много лучше. Наш значительно просторнее «Майбаха», значительно быстрее «Ройса», тем более бронированного. С нашим бронеавтомбилем, особенно лимузином, соревноваться никто не может, ведь там гибрид: мощный двигатель внутреннего сгорания плюс электромотор, кстати тоже нашей разработки, российской. Автомобиль разгоняется с невероятным ускорением, которого нет ни у каких бронированных аналогов. Великолепная подвеска, я ездил на нем в разных условиях на полигоне — никто не сравнится с этим авто на брусчатке, на плохой дороге — едет, будто под колесами гладкий асфальт. Великолепен по уровню комфорта, да и по другим параметрам все отлично. И стилистически мы нашли свой облик. Многие сравнивают его с «Роллс-Ройсом» и указывают, что у нас такие же вертикальные элементы на решетке радиатора. Но это не Ролл-Ройс же придумал, а распространенный стилистический ход! У нас получился комфортный, быстрый, безопасный автомобиль. И самобытный. Как сейчас принято говорить, суверенный.
- Успех с «Аурусом» как-то повлиял на развитие всего отечественного автопрома?
- Конечно! Благодаря этой работе мы стали лучше понимать, в каком направлении развивается автомобильная промышленность и каковы наши возможности. А они оказались очень высокими. Мы можем производить автомобиль на высочайшем уровне, практически полностью основываясь на российском дизайне и инженерной мысли, на отечественном производстве, технологиях, комплектующих. Aurus на 70% локализован. И еще важно, что проект столь высокого уровня был создан молодым коллективом - эти ребята воспитаны российской инженерной школой. Недостатка в гениальных идеях у нас не будет, и этот проект несомненно повысит престиж инженерных профессий.
СПРАВКА «КП»
ТТХ Aurus
Показатель Senat Limousine Senat Long Senat Sedan Komendant
Длина кузова, мм 6630 6130 5632 5380
Дорожный просвет, мм 200 200 200 до 260
Снаряженная масса, кг 6540* 6160* 5620*/3235 4675*/3235
Максимальная скорость, км/час 160 190 250 220
Разгон до 100 км/час, сек 9 8,1 5,7 6,5
* Масса в бронированном варианте
Все серийные автомобили оснащаются:
- гибридной силовой установкой, включающей 8-цилиндровый бензиновый двигатель с турбонаддувом мощностью 598 л.с. плюс электродвигатель мощностью 62 л.с.
- 9-ступенчатой коробкой-автоматом российской компании КАТЕ
- полным приводом
Цена, руб.
Aurus Senat Sedan 46920000-48905000
Aurus Komendant 46625000-50020000
Aurus Senat Long — по индивидуальному заказу
Aurus Senat Limousine - по индивидуальному заказу