Самолет в Грозный был полон. Летели фанаты "Локомотива" на матч с "Тереком". А сразу после футбола открывалась первая в истории Чечни Неделя высокой моды. Сам Вячеслав Зайцев обещал прибыть на праздник...
А ведь всего этого могло и не быть. В ночь на 4 декабря 11 вооруженных до зубов головорезов ворвались в город. Они убивали всех, кто встретился у них на пути. Полицейских и дэпээсников. Цель была одна - посеять панику, залив город кровью, и скрыться к рассвету в горах.
Не получилось.
Штурм Дома печати, куда загнали боевиков, длился 15 минут. А 20-й школы и того меньше. Грозный может спать спокойно.
Я иду по проспекту Кадырова. Ночь. Редкие машины светят фарами. Из кафе уходят последние посетители. Сияют огнями небоскребы "Сити". Нет и намека о том, что было две ночи назад.
- Вот тут это началось, - показывает мне на остановку начальник штаба спецбатальона ДПС Хусаин Сукиев. - Они ехали на трех угнанных такси со стороны площади "Минутка".
Мы получили ориентировку об этих машинах, и поэтому лейтенант Рукман Хабусиев приказал им остановиться. Не остановились, поехали дальше.
Погоня длилась недолго. Вон на том перекрестке машины остановились и из них открыли огонь на поражение. Лейтенант и еще два сотрудника ППС погибли на месте. У Рукмана осталось два малолетних мальчишки. У лейтенанта Арсена Кутаева тоже два... У лейтенанта Асламбека Оздемирова три сына, старшему исполнилось пять. У старлея Хаважи Ахмадова четыре дочурки. Две из них на инвалидности. Жена Фатима на сносях. Он ей с дежурства каждые 15 минут звонил. Волновался.
Мы вспоминаем погибших. Спецбатальон ДПС молодой не только по своей истории, нынче исполнилось 3 года. Ребята здесь служат все как на подбор: молодые, подтянутые, спортивные.
- Я служу в Грозном с 1982 года. Всякое видел. Но последние 10 лет наш город мирный. Блок-посты все убрали. Появилась ночная жизнь. Как в Омске или Москве. Кто мог представить, что эти звери объявятся здесь? - продолжает седой подполковник.
Батальон молодой. В боевых действиях не участвовал. Классические гаишники. Поэтому памятной стелы там еще нет. Ее заказали на гранитной фабрике. С первыми четырьмя фамилиями.
...А в это время чеченский борт N1 с Рамзаном Кадыровым коснулся взлетки во Внуково. В полдень в Кремле президент России должен выступить с Посланием. А тут такие тревожные вести. Самолет дозаправляется и берет курс на Грозный.
2.30 ночи. В Грозном полным ходом идет охота на "шайтанов" (так здесь называют бандитов). Среди "загонщиков" элитное подразделение Чечни - полк ППС полиции имени Героя России Ахмата Кадырова. Хорошо, что ночь и мало прохожих. На перекрестке Маяковского и Карла Маркса начался контактный бой. Трассеры летели, словно искры от костра. Экипаж майора Мурада Муслимова идет на выручку своим. Где-то с крыши работает снайпер. Он бьет по моторам полицейских машин. Решение приходит моментально: объехать с тыла по улице Калашникова и ударить по бандитам. Майор сделал все что мог. Через 2 минуты огневого боя его сердце остановилось. Остались сиротами 2 дочери и сынишка. Сержант Шамиль Адаев еще не отгулял медовый месяц. Его Гузель теперь вдова...
- Они хотели безнаказанно уйти в горы, - рассказывает мне замкомандира полка Тимур Мусангузов. - Но мы им не дали. Загнали в Дом печати и в школу N20. Чтобы им некуда было деваться. Ночью там ведь никого нет...
В отличие от батальона ДПС, в полку хорошо знают, что значит горечь потерь. На стеле 144 фамилии. Теперь будет 146.
4 утра. Самолет Рамзана Кадырова приземляется в Грозном. Глава Чечни едет прямо к Дому печати. Многострадальный Дом печати! Самое высокое здание на северном направлении словно специально построено для снайперов и наводчиков артиллерийского огня. В первую чеченскую кампанию кто только тебя не занимал и из какого только оружия по тебе не стреляли! Потом здание восстановили, и в него опять въехали все редакции местных газет. Во вторую чеченскую в тебя попала 500-килограммовая авиабомба. Южного крыла как не бывало! Тебя опять отстроили лучше прежнего. Лестницы и холлы отделали белым мрамором. Провели скоростной Интернет, а на крыше поставили ретрансляторы телеканалов. И вот опять пулеметные очереди, взрывы, копоть и дым.
...Оценив обстановку, Рамзан Кадыров отдает приказ на штурм. Это потом наиболее впечатлительные жители будут вспоминать, что бой длился всю ночь. На самом деле чеченским полицейским понадобилось ровно 15 минут, чтобы ликвидировать засевших боевиков. Они брали этаж за этажом, словно рейхстаг. Забрасывали гранатами. Потом огневая зачистка - и следующая группа врывается на следующий этаж.Тогда же героически погиб близкий родственник главы Чечни 22-летний Умар Кадыров.
В какой-то момент начался пожар. Но пожарных на поле боя не пускали. Жизнь дороже редакционного имущества. В пожаре погиб постоялец журналистской гостиницы, которая была на последнем этаже. Когда к нему прорвались, он уже задохнулся дымом.
Параллельно шла зачистка 20-й школы. Там засела еще одна группа бандитов. Штурм двухэтажного здания занял 5 минут. На память о нем в окне моей гостиницы аккуратная дырка от пули. Хозяин задумчиво поковырял отверстие и вздохнул: стеклопакеты нынче дороги. Почему потребовалось личное вмешательство главы республики? Просто начался новый этап борьбы с террористами, на уничтожение.
В 8 утра чеченский борт N1 взмывает в воздух и берет курс на Москву. Операция закончена. Распоряжения отданы. Надо успеть в Кремль на Послание президента.
Уже утром начались восстановительные работы. Кадыров пообещал, что к Новому году Дом печати будет восстановлен. Кстати, все чеченские газеты подписались вовремя, хотя редакции сгорели дотла. Журналисты перешли на дистанционный режим и писали свои репортажи с домашних компьютеров.
На крыше установили два флага - России и Чечни. Подогнали высотный автокран. Установили прожекторы. Работа идет днем и ночью.
- Раз Рамзан сказал сдать Дом печати к Новому году, значит, сдадим, - заверил меня бригадир Резван с 6-го этажа.
По некогда белоснежной лестнице бегают молодые рабочие и таскают мраморные балясины и плиты. Посмотришь вниз - и голова кружится. А они ничего, привыкли. Супьян учится в ПТУ и вызвался добровольцем на восстановительные работы. С каждым днем помощников все больше и больше. Я встретил задумчивого коллегу по имени Саид (фамилию он просил не называть), который прорвался через оцепление, чтобы посмотреть на свой сгоревший кабинет. Он снял куртку и взялся за лопату. Дом печати - это ведь его дом...
Почти на всех этажах стены зачищены до бетона. Идет "остекление" с помощью полиэтилена, иначе штукатурка не ляжет. Снаружи снят весь сайдинг. И это на третьи сутки работ. Темпы потрясающие. Сдадут! Это ведь не просто какой-то Дом печати. Это символ решительности. А в решительности чеченцам не занимать.
От первого лица
Рамзан Кадыров дал эксклюзивное интервью "Российской газете"
Рамзан Ахматович, кто стоит за нападением на Грозный?
Рамзан Кадыров: Теперь я точно знаю, что это брат Доку Умарова Ахмад. У нас есть доказательства и записи о том, что это он все профинансировал. Мы уничтожили Доку. То же самое ждет и Ахмата. Пусть знает: где бы ни находился, где бы ни прятался - под землей или на земле, мы его найдем и покараем!
Как вы оцениваете действия сотрудников полиции Чечни?
Рамзан Кадыров: Они действовали очень четко, решительно, мужественно. И ни один из них ни секунды не колебался, не отстал ни на шаг. На них можно положиться. Прийти в Грозный, как и в любой другой город мира, с оружием можно. Но, посягнув на чью-то жизнь, уйти безнаказанным никому не удастся. И все это благодаря нашим ребятам, таким преданным России ребятам, которые служат в МВД. Наш президент Владимир Владимирович Путин отметил высокий профессионализм и отвагу наших сотрудников. Все они будут награждены. К сожалению, 14 из них посмертно.
Сообщалось, что семьям погибших уже выплачено по миллиону рублей. Что еще будет сделано для поддержки семей?
Рамзан Кадыров: Ни одна семья не будет оставлена без внимания. Я уже дал распоряжение выяснить все проблемы и решить их немедленно. Ни один ребенок не должен чувствовать себя сиротой! Все вопросы с учебой, отдыхом, здоровьем будут решены. Конечно, мы не в состоянии заменить им погибших отцов, но взять на себя их заботы - это наша человеческая обязанность.
Кстати
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении трех депутатов украинской Рады, которые публично поддержали недавний террористический рейд боевиков на Грозный и высказались за активизацию попыток дестабилизации ситуации в России. Юрию Березе, Андрею Левусу и Игорю Мосийчуку вменяется ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма).
Напомним, сразу, как стало известно о террористической атаке в столице Чечни, депутат "Народного фронта" Левус потребовал от России прекратить операцию против боевиков и вступить с ними в переговоры. Его однопартиец Игорь Мосийчук, который командовал карательным батальоном "Азов", заявил, что Украина должна поддерживать "открытие фронтов на Кавказе и в Средней Азии", а командир карательного батальона "Днепр-1" Юрий Береза назвал чеченских террористов "своими братьями" и причислил их к союзникам Украины.
Рамзан Кадыров жестко отреагировал на заявления депутатов украинского парламента.
"В связи с новыми обстоятельствами я поручил принять исчерпывающие меры для задержания и доставки в Чечню указанных лиц, а также другого уголовника Ису Мунаева. Необходимо проверить их роль в событиях, произошедших в Грозном, - написал глава Чечни на одной из своих страниц в соцсетях. - Они публично поддержали террористов, причастных к гибели в Грозном 14 сотрудников полиции. Так называемые депутаты высказались за оказание содействия подобным бандитским вылазкам. Мы и ранее предполагали, что украинские фашисты и националисты оказывают финансовую или иную помощь остаткам террористов на Кавказе.
Глубоко заблуждается тот, кто считает, что можно безнаказанно поддерживать терроризм. Любого, кто словом или долларом окажет моральное и материальное содействие, достанем из-под земли и зароем глубоко в землю".
Рамзан Кадыров также высказал свое отношение к нынешним киевским властям: "Ваши так называемые лидеры ни в грош не ставят ваши жизненные интересы, не считают вас за людей, даже не доверяют вам определенные должности, приглашают министров, пытаясь угодить США и Европе. Надо гнать таких самозванцев в три шеи. Нет у вас более родного народа, чем русский и, конечно, чеченский. Не позволяйте политиканам обмануть себя. Нам жить вместе, в мире и согласии".