Бизнес предложил повысить налоги для граждан с большими зарплатами и не брать деньги с тех, кто получает мало. Такой подход действует во многих странах. Стоит ли в России сделать разные налоги для богатых и бедных?
Формально в нашей стране уже действует прогрессивная шкала налогообложения. С 1 января граждане, чей доход превышает 5 млн руб. в год, отдают в казну с этих «излишков» не 13, а 15%. Прибавка позволит бюджету получить в этом году дополнительно 60 млрд руб., но у этих денег есть целевое назначение — они пойдут на лечение детей с редкими тяжёлыми заболеваниями.
Дальше менять налоговую систему правительство пока не спешит. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что вопрос о введении прогрессивной ставки НДФЛ может быть рассмотрен не раньше 2024 г. Хотя и признал, что в стране назрел запрос на социальную справедливость и есть основания говорить о том, что люди с большими доходами должны платить больше.
Неудивительно, что предложения поднять налоги для богатых продолжают поступать. Недавно такая идея была озвучена в Торгово-промышленной палате РФ. Предлагается забирать в казну 45% от доходов 1% самых высокооплачиваемых работников и одновременно обнулить налог для тех, кто получает меньше всех — в среднем 13,5 тыс. руб. в месяц. Такой взаимозачёт был бы выгоден малоимущим, но, по оценкам экспертов, доходов богатых вряд ли хватит, чтобы компенсировать бюджету освобождение от налогов бедных.
«Региональные бюджеты, по моей оценке, могут недополучить 200 млрд руб. в год, — говорит эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов. — Я сам сторонник необлагаемого дохода, но пока не вижу, из какого источника восполнить выпадающие доходы бюджета. К тому же обычным гражданам прогрессивная шкала сейчас ничего не даст. Эти налоги поступают в бюджет региона и расходуются по усмотрению местных властей. Не факт, что дополнительные доходы улучшат благосостояние людей с низкими зарплатами».
Кто согласен пополнить казну?
В России, кстати, с 1992 по 2000 г. подоходный налог платился по разным ставкам, от 12 до 30%. И, как показал недавний опрос ВЦИОМ, большинство граждан (83%) считают, что чем богаче человек, тем больший процент он должен отдавать государству. 54% даже согласны платить высокие налоги, если это позволит поддержать бедные слои населения. С другой стороны, 28% опрошенных считают, что налоги должны быть как можно меньше, чтобы каждый мог наилучшим образом распоряжаться своими деньгами.
«Налоги — это плата общества за предоставление государственных услуг, и она должна быть увязана с их качеством, — отмечает руководитель направления „Фискальная политика“ Экономической экспертной группы Александра Суслина. — Если мы кому-то повышаем налоги, это должно привести к тому, что и уровень госуслуг будет выше. Тогда это не будет вызывать социального напряжения и не будет способствовать уходу в тень. С этой точки зрения у нас большой провал. Налоги повышаются, а качество госуслуг — образования, медицины — оставляет желать лучшего».
Поскольку Россия — социальное государство, нам скорее подходит прогрессивная система налогообложения, считает доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов. Нужно дифференцировать доходы, потому что расслоение между богатыми и бедными у нас довольно большое. В то же время, по мнению эксперта, изменение налогов должно быть гладким, ведь резкое увеличение ставки способно дать обратный эффект. «Есть такой инструмент — кривая Лаффера, которая показывает, что в какой-то момент при повышении ставки налога поступления в бюджет начинают падать, — пояснил эксперт. — Например, делаем ставку 20% — доходы растут, 25% — растут, а при 32% — падают. Всё дело в том, что богатые люди не любят платить налоги, и резкое их повышение вызовет волну противодействия». Нормальным уровнем налога для богатых людей в России, по мнению эксперта, может быть 30%. Важно только, чтобы ставки не менялись продолжительное время.
Какие страны забирают у своих граждан 45%?
Большинство развитых стран мира используют прогрессивную шкалу налогообложения. К ним относятся США, Канада, многие государства Европы. В Штатах американец, зарабатывающий не больше 9,95 тыс. долл. в год, заплатит государству лишь 10%. Дальше до уровня в 40,5 тыс. долл. ставка меняется несильно — всего 12%. Но затем она подскакивает до 22% и продолжает расти. Самую большую долю своих доходов (37%) отдают те, кто зарабатывает свыше 523,6 тыс. долл. в год. Не сказать, что они делают это с радостью.
«В США налоговое планирование — это национальный вид спорта, — отмечает Дмитрий Тихонов. — Там все богатые нанимают налоговых адвокатов, которые находят множество статей затрат, по которым можно уменьшить выплаты. Кроме того, там люди уходят в другие налоговые юрисдикции. Известно, что американская служба внутренних доходов (аналог ФНС в России. — Ред.) запрашивает у международных банков информацию про счета американцев».
В Германии тоже прогрессивная шкала, и даже есть минимальный размер дохода, с которого налог вообще не берут, — 9,75 тыс. евро в год. Дальше ставка быстро растёт от 14 до 42%, которые берут с зарплаты в 58 тыс. евро в год и выше. Самый большой налог — 45% — у людей с доходом выше 274,6 тыс. евро в год. Кстати, у немцев есть целевой сбор — так называемый взнос солидарности. Это 5,5% от суммы подоходного налога, которые идут на восстановление территории бывшей ГДР. Раньше этот взнос платили все, но с этого года его оставили лишь гражданам, зарабатывающим от 100 тыс. евро в год.
В реальности в ФРГ порой платят не больше налогов, чем в России, отмечает Владимир Саськов. «В Германии существует гибкая система налоговых вычетов. Допустим, немец получает зарплату, с которой должен заплатить налог по ставке 28%. Но из его дохода вычитаются расходы на содержание дома, содержание детей, их учёбу и уже с оставшейся суммы берётся 28%. Порой получается примерно то же самое, как если бы со всей суммы взяли 13 или 15%».
Во Франции с дохода меньше 10 тыс. евро в год также не надо платить налоги. Дальше начинается прогрессивная шкала от 11 до 45%. У тех, кто зарабатывает совсем много, есть дополнительный налог — 3% при зарплате свыше 250 тыс. евро в год и 4% от 500 тыс. евро и больше. Франция показала всем пример того, что бывает, когда налоги становятся слишком высокими. В разгар президентской предвыборной кампании лидер социалистов Франсуа Олланд предложил повысить ставку для граждан, зарабатывающих более 1 млн евро в год, аж до 75%. Новая норма была включена в бюджет. В результате состоятельные французы стали массово эмигрировать за границу. В основном в соседнюю Бельгию, где тот же язык, климат, но меньше налоги.
В соседнем с нами Китае тоже действует прогрессивная шкала НДФЛ. Если доход не превышает 36 тыс. юаней в год (5,6 тыс. долл.), то налог всего 3%. А вот те, кто зарабатывает больше 960 тыс. юаней (150 тыс. долл.), платят 45%. При этом налогом облагается сумма, оставшаяся после вычета 5 тыс. юаней в месяц, или 60 тысяч за год.
Решим ли проблему бедности?
Опыт развитых стран показывает: более высокие налоги для тех, кто больше зарабатывает, — нормальный подход. Нужно ли возвращаться к нему России?
«Надо сначала понять, для чего мы хотим вводить прогрессивную шкалу: больше денег в казну, более удачное перераспределение доходов между богатыми и бедными или решение проблемы бедности, — отмечает Александра Суслина. — В развитых странах многие социальные проблемы уже решены. И перераспределение от богатых к бедным действительно идёт в том числе через налоговую систему. Однако в западных странах уровень социальных пособий настолько велик, что это снижает стимулы к труду. Многие сидят на пособии годами, рожают детей, получают пособия на них и в совокупности имеют доход больше, чем те, кто работает и платит высокие налоги. Это тоже вызывает социальное напряжение. У каждого налогового решения есть свои плюсы и минусы. К сожалению, проблему бедности в России простым освобождением от налогов тех, кто получает меньше 13,5 тыс. руб. в месяц, мы не решим».