То, что происходит в последние недели на российском телевидении, одни называют «тектоническими сдвигами», другие — традиционной для межсезонья «мышиной вознёй». но так или иначе — Первый и «Россия», НТВ и ТНТ, СТС и «Матч» — трудно назвать канал, который бы не заявил о кадровых переменах. к чему бы это?
Уходят ведущие, не один десяток лет просидевшие (или простоявшие) перед камерой, закрываются проекты, в том числе имевшие высокие рейтинги. Что происходит? А главное — что это даст нам, зрителям?
«Нужно уметь вовремя заканчивать»
Уход Андрея Малахова с Первого канала не вызвал бы такого резонанса, если бы в обществе не созрел запрос на перемены, в том числе и на телевидении.
Что только не называли в качестве причины перехода популярного телеведущего ток-шоу «Пусть говорят» с Первого на «Россию 1». Сам Малахов заявил, что в ноябре ждёт первенца. «Вся эта история — это не конфликт с руководством канала. Я с глубоким уважением отношусь к Константину Львовичу (Эрнсту. — Ред.). Тем более он понимает, какое счастье стать отцом и что есть жизнь помимо ежедневной борьбы за рейтинг... Мне хочется расти, стать продюсером, человеком, который принимает решения, в том числе определяет, о чём быть моей программе, а не отдаёт всю жизнь под козырёк и смотрит по-щенячьи в глаза меняющимся за это время людям. Закончился телесезон, я решил, что нужно закрыть эту дверь и попробовать себя в новом качестве в новом месте». На канале «Россия 1» Андрей Малахов будет вести «Прямой эфир» (эту программу ранее вёл Борис Корчевников), а также займётся «субботним шоу и другими проектами» на новом месте.
Мир стремительно меняется. И телевидение, как зеркало, отражающее эти перемены, само нуждается в глобальной перестройке, как советское общество в конце 80-х. Тогда никто точно не знал, что нужно делать. Но все чувствовали, что нужно что-то менять, избавляться от прошлого, потому что дальше так жить нельзя. Падение рейтингов «Пусть говорят» весной этого года — яркая иллюстрация того, что зритель, привыкший и полюбивший Андрея Малахова, тем не менее за 16 лет существования ток-шоу устал от желтушного телевидения с бесконечным калейдоскопом разложенцев, алкоголиков, наркоманов и т. д. Даже НТВ, избавившись от агрессивного и провокационного шоу «Говорим и показываем», решило оздоровиться. Неужели телевизионщикам и впрямь захотелось, чтобы эта бесконечная «большая стирка» закончилась? Можно сушить простыни и спать на чистом?
«Уверен, принципиально новое в телевидении не просто возможно — оно будет придумано в ближайшие пять лет», — ещё 2 года назад утверждал глава Первого канала Константин Эрнст. Уход с «первой кнопки» Андрея Малахова, Тимура Кизякова с программой «Пока все дома» (которая шла на Первом с 1992 г.), закрытие программы Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», переход Александра Олешко на НТВ (какие бы мелкие внутренние причины не стояли за этим) — это попытка переформатироваться, обнулиться, стряхнуть с себя груз прежних достижений и ошибок.
«За 4 года мы сняли 600 выпусков, и это была очень трудная работа, хотя и бесконечно интересная, — прокомментировала закрытие своей программы Юлия Меньшова. — Мне не хотелось, чтобы эта программа превратилась в рутину и снижала своё качество. В связи с этим мы вместе с руководством канала приняли решение о закрытии проекта. Я понимаю, что вы будете сожалеть и даже будете высказывать мне претензии, перечислять потенциальных героев и прочее. Но я уверена, что телевидение сегодня должно быть как никогда динамичным, и нужно уметь вовремя заканчивать проекты, оставляя о них добрую память».
Монолог Диброва о «героях нашего времени»
Уходит эпоха потребления, а вместе с ней и время желтушного телевидения «ботокса и силикона», считает телеведущий Дмитрий Дибров.
— По некоторым косвенным признакам я чувствую, что колесо истории сделало очередной крутой проворот. И уход Андрея Малахова — следствие этого движения. Он как талантливый человек почувствовал, что время развлекательной, пляжной беллетристики уходит. Даже если бы он вернулся в эту программу, она бы уже не могла быть прежней. Боюсь, мы бы уже больше не увидели китайца, продающего очки: «Очки ннада?» И дурочку, которая похудела до того, что чуть не умерла, желая влезть в последнюю коллекцию итальянских кутюрье.
Влад Листьев выиграл битву
Сейчас надо что-то другое. Послушайте, Прохоры Шаляпины описаны во все века — Растиньяк и Люсьен де Рюбампре Бальзака, Жорж Дюруа Мопассана. Это же трикстеры (обманщики и ловкачи). Если бы телевидение показывало их так же здорово, как это делали Бальзак и Мопассан! Так нет же. Вместо этого мы копались в самых омерзительных подробностях этого бесконечного шараханья юного провинциала, готового ради денег на всё что угодно, от одной к другой. Прохор — это что, Андреа Бочелли какой-нибудь? Паваротти? Нет же. И не Шаляпин он никакой. Форма без содержания. А это и есть пошлость. Так почему же со времён Чехова мы позабывали это слово? Мат — это ещё не пошлость, если он в ловких руках Есенина, например, или Сергея Шнурова, которого я вообще считаю современным Гоголем. Он же пишет про маленького человека. Про его переживания. И как он это делает! «На лабутенах»! Это не пошло. Хотя вроде бы все формальные признаки пошлости есть. Ненормативная лексика, голосок портовый. Но это не пошлость. И хрустальный мальчик Саша Пушкарёв, который вызывает в нас добрые чувства и даже слёзы, — это тоже правильно. И совсем не пошло. А вот эта гламурная дрянь (Прохор Шаляпин) — это пошло. Любовь, да без любви. И мы потребляли всю эту бесконечную «Батрахомиомахию» — войну лягушек и мышей, потому что у нас Чехов и Платонов не читаны? А если не читаны, так и живём, как платоновский герой. Что же он умер? Да ему жить было некуда. Так нам некуда было жить с нашей бездельной, жирной, баррельной жизнью.
Эрнст, Никонова, Малахов, Дибров, Галкин. Мы лишь фигуры на божьей шахматной доске. Замысловатая партия Господня куда как стратегичней, чем нам думается. Давайте припомним «Взгляд». Это же была революция в 1987-м. Архитектонический сдвиг телевидения. Нам требовалась свобода. И мы впервые обрели голос. А в 1990-м Владик Листьев вдруг вышел с игрой «Поле чудес». Всё телевизионное сообщество, привыкшее к тому, что пришло время говорить во весь голос и поднимать проблемы, распекало его: «Какие игры в стране, которая вот-вот пойдёт ко дну?» А он отвечал: «Хватит политики, строить надо. А по вечерам отдыхать». И он выиграл эту битву. «Поле чудес» уже 27 лет в эфире. И слава богу! Уже тогда Владик говорил стране: надо бы нам «Капитал» изучить. А потом он взял и сделал «Тему». Как так? Только же игры пошли.
А давайте припомним 10 ельцинских лет. 10 лет оголтелой свободы, которую мы действительно завоевали в 91-м. Всем ли она была по вкусу? Все ли сумели ею воспользоваться? Нет. Некоторые наши соотечественники поняли свободу как вседозволенность. А разгон НТВ 2001 года? Нам казалось, что мир перевернулся. И это тоже был слом. Уходило в прошлое не «золотое НТВ», как нам тогда казалось (а я был одним из самых активных участников этого процесса). Нет. Просто сама страна уходила в период накопления из области взбалмошной, совершенно незаслуженно свалившейся на неподготовленную почву свободы.
«Не верю аплодисментам»
В 2001 году я ушёл из программы «О, счастливчик!». Как можно было представить её без Диброва? Но таково смешное обстоятельство нашей профессии, что уже через 3 месяца, после того как появится новый человек, вы полюбите его ещё больше, чем любили меня. И будете думать: «Наконец-то сползла пелена с глаз. Как мы любили этого кретина Диброва в 2001-м?» Максим Галкин сел в кресло ведущего. И обо мне не вспоминали 7 лет. Потом Максим принял добровольное решение, стал искать новые горизонты, а я вернулся в эту игру. И теперь мне говорят: «Мы страдали все эти 7 лет, в течение которых Максим вёл программу „Кто хочет стать миллионером?“. У него было артистическое шоу, а ты делаешь настоящую драматику». Я говорю: «Товарищи, я слишком хорошо всё знаю. И видел, как в 2001-м вы приветствовали действительно прекрасного ведущего Максима Галкина. Так что теперь я не верю вашим аплодисментам в мою честь». Это существо нашей профессии.
«Брехню комментировать не хочу»
У участников всех этих ТВ-пертурбаций свой взгляд на произошедшее.
Тимур Кизяков был предельно немногословен с «АиФ».
— Тимур, есть ли у вас минутка ответить на пару вопросов?
— Время есть, желания нет.
— Но, может, вы могли бы дать хоть какой-то комментарий происходящему?
— Нет, спасибо, я эту брехню комментировать не хочу.
— Какую именно «брехню» вы имеете в виду? Информацию о том, что вы ушли с Первого канала на «Россию 1»? Или о тех финансовых злоупотреблениях, что вам приписывают?
— Всё, не хочу ничего говорить! Следите за новостями. До свидания.
Александр Олешко же признался, что не хотел привлекать столько внимания к своей новой работе.
— Александр, ходит много разговоров о том, что часто в переходах звёзд с канала на канал решающую роль играет финансовый вопрос. Это так?
— Мне много раз предлагали самые разные, в том числе и финансово заманчивые варианты, чтобы я как ведущий не сотрудничал с Первым каналом. Принять эти предложения я считал непорядочным поступком — Первый канал много лет дарил мне безграничные возможности для самореализации. Но в последние года два всё это сошло на нет. Новых проектов не предвиделось, заинтересованности во мне я не чувствовал, поэтому с чистой совестью принял предложение о переходе. Другой вопрос, что я хотел всё сделать тихо, а получилось всё равно громко. Когда поднялся шум и гам, написал коротко и ясно в своём Инстаграме. Главная мысль моего обращения — благодарность от души за всё, что было на Первом канале, и миру — мир!
— Многие телеведущие говорят, что работа на ТВ — круглосуточный стресс. Может, на предыдущем проекте у вас уже появилась творческая усталость?
— Я всё-таки не только телеведущий, но и актёр. Никакой усталости нет! Есть огромное желание работать! Я своё предназначение вижу именно в этом — подарить зрителю хорошее настроение. А предложение канала НТВ стать ведущим проекта «Ты супер! Танцы» — это логичное продолжение моей многолетней работы с детьми. Особенно с теми, кто нуждается в особой поддержке!
— Уходы артистов с канала на канал часто сопровождаются скандалами. Вас чаша сия миновала?
— Знаете, я человек команды. У меня театральное воспитание, нас приучили ещё в институте: «Есть интересы театра, есть интересы актёра. И не всегда эти интересы будут совпадать». Так вот, я очень часто свои личные интересы подчиняю интересам общего дела.