Девять сошедших с рельсов вагонов, более 50 пострадавших, трое погибших. Так в цифрах можно описать последствия аварии поезда Воркута - Новороссийск, которая произошла 26 июня на перегоне Инта-1 - Угольный Северной железной дороги.
На месте продолжают работать следователи, спасатели и медики. Власти Коми тем временем ввели в республике режим ЧС. Корреспондент "РГ" попытался выяснить, что могло стать причиной трагедии, что сейчас с пострадавшими и какую помощь им оказывают.
По словам очевидцев, все произошло внезапно. Состав следовал привычным маршрутом, многие пассажиры находились в предвкушении отпуска в Новороссийске, делились впечатлениями. На насыпи в районе города Инта поезд неожиданно затормозил, люди почувствовали удар, после чего вагоны начало стаскивать с железнодорожных путей. Хвостовая часть поезда (девять вагонов) в итоге перевернулась и сползла в кювет.
Всего в поезде на тот момент, по данным РЖД, находились 232 пассажира. Выбраться из перевернувшихся вагонов им помогали очевидцы и спасатели, вовремя подоспевшие на место аварии. Для этого пришлось разбить окна. Травмы различной степени тяжести получили не менее 50 человек. Трое пассажиров, к сожалению, погибли. Тело 16-летней девушки спасатели обнаружили спустя почти сутки в перевернутом вагоне.
Ситуация осложнилась тем, что данный участок железной дороги находится в глухой тайге. Туда невозможно добраться на автомобиле или автобусе. Единственные варианты - поезд и вертолет.
По этой причине сразу после получения сигнала об аварии на место крушения направили специализированный железнодорожный состав с медиками на борту. Именно они вовремя оказали пострадавшим первую медицинскую помощь: останавливали кровотечения, фиксировали переломы и вывихи, обрабатывали ссадины. Это, по словам региональных властей, помогло избежать более тяжелых последствий.
- По последним данным, 17 пассажиров вернулись на восстановительном поезде в Инту, десять из них госпитализированы. Двоих пострадавших, здоровью которых ничего не угрожает, доставят в ближайшее время в их родной город Воркуту. Из оставшихся восьми пассажиров мы особенно переживаем за 14-летнюю девочку, которая находится в тяжелом состоянии. Ее вместе с родителями доставили в больницу на вертолете. По воздуху также госпитализировали мужчину, у которого диагностировали компрессионный перелом четвертого и пятого позвонков, - рассказал глава Республики Коми Владимир Уйба. Он также добавил, что в Интинской центральной городской больнице на лечении остаются три человека.
Все остальные пассажиры несчастливого рейса решили двигаться по ранее запланированному маршруту в Новороссийск. Для этого РЖД направили дополнительный поезд из Воркуты. Пострадавших обеспечили водой и питанием. Родственникам погибших в компании пообещали выплатить страховку в размере 2,25 миллиона рублей, госпитализированным пассажирам - по одному миллиону рублей, остальным пострадавшим - по 500 тысяч рублей.
Железнодорожники официально заявили, что трагедия могла произойти из-за подмыва полотна. На кадрах, которыми в социальных сетях делились свидетели крушения и сами пассажиры, отчетливо видно, что насыпь, по которой проходил участок железной дороги, была сильно размыта, полотно провисло.
На днях в Коми прошли сильные ливни, синоптики говорили о превышении месячной нормы осадков на 150 процентов. Потому оперативные службы не исключают, что рельсы попросту "поплыли". Машинист вовремя среагировал и попытался затормозить, однако избежать схода состава не удалось.
Разбираться во всех подробностях произошедшего будет следствие. Уже возбуждено уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Соответствующую проверку инициировала и прокуратура республики.
Жители Коми тем временем говорят о том, что проблемы на этом участке железной дороги появились не вчера.
"У меня жена ехала этим же маршрутом в рабочую командировку дней пять назад. Тогда в республике уже шли сильные дожди. Говорят, что поезд буквально проползал насыпь в Инте. Видимо, рельсы уже тогда были не в порядке, а вчера наступил час икс", - рассказал "Российской газете" житель Воркуты Максим Цыганков.
С ним согласна воркутинка Лана Борисова. По ее словам, подобный "размыв" уже случался в Ухте в 2019 году. Тогда с рельсов сошел грузовой состав. "Я должна была уехать на пассажирском поезде, но не получилось - пути были разрушены. Пришлось лететь самолетом. А составы тогда стояли около двух недель, пока полотно восстанавливали", - поделилась своей историей женщина.
В целом жители Коми грешат на недостаточный контроль за состоянием железной дороги, особенно в таких таежных районах. Ведь прошедшие ливни - далеко не самые сильные за историю республики. Многие вспоминают, что раньше на участках чуть ли не круглосуточно работали обходчики, стрелочники и дефектоскописты. Сегодня, к сожалению, большую часть из них "оптимизировали".
На данный момент региональные власти ввели в республике режим ЧС. Его продолжительность будет зависеть от скорости ликвидации последствий аварии. Работы уже начались. Для этого задействовали 150 железнодорожников, три противоразмывных поезда, два восстановительных поезда и прочую спецтехнику. Бригаде предстоит убрать вагоны, укрепить насыпь, уложить 200 метров поврежденного полотна и выправить рельсы.
Между тем
Причина схода с рельсов поезда на участке Инта-1 - Угольный Северной железной дороги в республике Коми установлена. Трагедия произошла из-за размыва верхнего строения пути. Об этом сообщил "РГ" президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
По его словам, в результате воздействия осадков на земляное полотно произошло разрушение элементов верхнего строения пути, повлекшее за собой обрушение призмы. Учитывая, что головная часть поезда проследовала опасное место и опрокинулась только хвостовая часть поезда, то разрушение было в момент движения поезда по опасному участку, пояснил он.
Иванкин также обратил внимание, что регламент обслуживания пути подразумевает под собой различные виды мониторинга состояния верхнего строения пути, включая визуальный. Но поставить на каждом метре пути осмотрщика пути невозможно. Он подчеркнул, что при последнем визуальном осмотре проблем, требующих закрытия движения, не было выявлено. "Можно предположить, что разрушение призмы началось в следствии накопления неблагоприятных факторов, и как следствие, за счет воздействия поезда на путь, разрушения призмы", - предположил эксперт. В то же время, Иванкин считает, что рассматривать произошедшее можно, как совокупность человеческого и техногенного факторов, но версию о перегрузке вагонов он исключил. "При оформлении перевозочных документов невозможно указать вес груза в вагоне выше грузоподъемности вагона. Все происходит в автоматическом режиме на железнодорожных весах. Кроме того, максимальный вес поезда на участке ограничен весовой нормой и мощностью локомотивов", - заключил эксперт.
Между тем, жители республики Коми подтверждают, что в регионе последнее время шли долгие и сильные дожди. Но, основной причиной трагедии они считают нехватку рабочих рук. "Думаю, виновата не только погода, большая проблема для нас - сокращение сотрудников, на железной дороге в том числе. Наверное, поэтому так всё и сложилось", - говорит житель города Инта Кристина Осенчук.
Ее слова подтверждает эксперт "Российской газеты" Георгий Бовт. Он подчеркнул, что есть определенные требования к частоте осмотров для каждого участка железнодорожных путей в зависимости от их состояния. Делать это должен начальник участка. Регламент не обязует его прогонять дрезину, измерять расстояние между рельсами, но предусмотреть и спрогнозировать возможность опасности после проливных дождей этот человек должен был", - говорит Бовт.
Между тем, в компании "Российские железные дороги" сообщили, что сейчас на участке схода поезда ведутся восстановительные работы. В них задействовано более 150 железнодорожников, 3 противоразмывных поезда, 2 восстановительных поезда и другая специализированная тяжелая техника.
Трагедия произошла в среду. В настоящее время известно о двух погибших. Один пассажир пропал без вести. Число пострадавших уточняется. Всего в поезде в момент аварии находились 195 пассажиров и 20 работников железной дороги.
Отмечается, что родственники погибших получат страховую выплату в размере 2,025 млн рублей, еще 2 млн рублей им выплатят дополнительно "Российские железные дороги". По одному млн рублей получат граждане, которые попали в больницу, и по 500 тысяч - все остальные пострадавшие.
Подготовили Елена Манукиян, Ангелина Азольева