Государство решило вернуть ГОСТам былой авторитет, параллельно возродив Знак качества, который с государственными стандартами напрямую не связан. В неочевидной системе контроля качества разбирался "Огонек"
Поразительно, но надпись "ГОСТ" на упаковке сейчас почти ничего не значит. До сегодняшнего дня государство не занималось массовой проверкой товаров на соответствие заявленным госстандартам. Лишь иногда нарушителей ловил Роспотребнадзор. Но теперь все круто изменится.
Прошлым летом был принят закон "О стандартизации", давший Росстандарту полномочия проводить инспекционные проверки, и с нынешнего мая ведомство начало эти полномочия реализовывать. Пока что в рамках эксперимента в семи регионах: Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Волгоградской, Омской, Свердловской областях и в Крыму: Росстандарт будет выявлять производителей, неправомерно маркирующих свою продукцию надписью "ГОСТ", и добиваться для них серьезного наказания — до 0,5 млн рублей штрафа.
— Следует признать, что ГОСТ — своего рода бренд, которому потребители еще продолжают доверять. И многие недобросовестные производители используют этот бренд исключительно в рекламных целях, даже не пытаясь соответствовать требованиям стандартов. Вмешательство в сложившуюся ситуацию назрело давно, но только сейчас такая возможность появилась,— констатирует заместитель руководителя Росстандарта Антон Шалаев.
Выборочные проверки самых разных товаров — от цемента до конфет — показывают, что надпись "ГОСТ" на упаковке в 30-40 процентах случаев не соответствует действительности. При этом интерес к бренду "ГОСТ" высок. Одновременно с началом проверок Росстандарт предложил производителям предоставить свои товары для добровольной сертификации. По словам Антона Шалаева, за первую неделю эксперимента из желающих выстроилась целая очередь.
Еще в 1990-е годы ГОСТы были обязательны. Но с 2003 года стали... добровольными, везде, кроме винно-водочной промышленности и некоторых других специфических отраслей. Минимальную безопасность продукции гарантируют технические регламенты Таможенного союза. Вот им должны следовать все без исключения. А дальше производители вольны вместо ГОСТов разрабатывать собственные технические условия (ТУ) и руководствоваться при производстве ими.
— При этом был упущен важный момент, связанный с необходимостью проведения независимой экспертизы ТУ,— считает Антон Шалаев.— Новое законодательство в области стандартизации предусматривает проведение подобной экспертизы. Сейчас мы также работаем над тем, чтобы в случае описания объекта госзакупки ссылками на ТУ проведение независимой экспертизы таких ТУ являлось обязательным.
Планируется разобраться и с многочисленными системами добровольной маркировки товаров, вроде знака "не содержит ГМО" или "экологический продукт". Таких знаков в рамках "маркетинговой самодеятельности" сегодня накопилось уже около 1,5 тысячи.
— Свою систему добровольной сертификации могло создать любое заинтересованное лицо и зарегистрировать в уведомительном порядке. При этом какой-либо контроль за функционированием подобных систем отсутствовал,— рассказывает Антон Шалаев.— Сейчас готово изменение в законодательство, в соответствии с которым Росстандарт будет осуществлять мониторинг работы этих систем. При выявлении несоответствий мы сможем исключить систему из реестра.
Казалось бы, теперь государственная система проверки качества товаров обретает стройный и законченный вид. Но не все так просто: одновременно с ГОСТами уже полтора года существует еще одна система добровольной государственной сертификации — Знак качества. За его присвоение отвечает параллельная правительственная структура — Роскачество.
Выборочные проверки самых разных товаров — от цемента до конфет — показывают, что надпись "ГОСТ" на упаковке в 30-40 процентах случаев не соответствует действительности
В чем же разница между ГОСТом и Знаком качества? В самом Роскачестве объясняют, что это спор между хорошим и лучшим. Мол, ГОСТ гарантирует минимальный уровень качества, а Знак качества — повышенный, ну а кроме них существует технический регламент, гарантирующий, что товар не нанесет вреда здоровью. Такая вот трехступенчатая система.
— Попытаюсь объяснить это на примере шоколада, по которому мы недавно провели веерное исследование,— говорит замруководителя Роскачества Мария Сапунцова.— Молочный шоколад, сделанный не по ГОСТу, может почти целиком состоять из заменителей и эквивалентов (эквиваленты в отличие от заменителей содержат тот же состав жирных кислот.— "О"). То есть технические регламенты вообще никак не касаются натуральности сырья. Требования ГОСТа уже не допускают заменителей, а эквивалентов масла какао может быть не более 5 процентов. Что же касается повышенных стандартов Роскачества, то там исключены и заменители, и эквиваленты.
Другой пример — красная икра.
— Когда вы ее покупаете, то подразумеваете, что вам нужны икринки. А бывает, что в банке полно жидкости. Это так называемый джус, содержание которого в ГОСТе никак не регламентировано,— рассказывает Мария Сапунцова.— По нашим стандартам повышенного качества доля джуса не может превышать 5 процентов массы продукции.
Выходит, многие важные для потребителя вещи ГОСТом не определены. Более того, из 80 товаров, которые за полтора года получили Знак Роскачества, очень многие сделаны не по ГОСТу, а по ТУ. Среди них сушки, сельдь в масле, газировка, филе трески, брюки. А вот сушки по ГОСТу (даже признанные хорошими) заветного знака не получили. Все потому, что у Знака качества есть еще одно требование — импортозамещение. Что для сушек, что для брюк степень локализации производства должна составлять 95 процентов. Иначе никакого знака.
При этом Роскачество сейчас плотно работает над собственными стандартами повышенного качества, которые через три года планируется превратить в новые ГОСТы. А значит, впереди новая сертификация, новые проверки и еще больше путаницы для потребителей. Похоже, до вожделенной гарантии качества нам еще далеко...
экспертиза
Качество — категория рыночная
Бывает сколько угодно хороших товаров, произведенных не по ГОСТам. Иногда это самые лучшие товары, самые современные. Ведь ГОСТов для новаций просто не существует. Другое дело, что потребители привыкли ГОСТам доверять. Фактически сейчас это маркетинговое обозначение.
Возможно, нам стоит в принципе пересмотреть способы маркировки товаров, сделать больший упор на использование новых технологий. Ведь уже сейчас любой обладатель гаджета может зайти в интернет и получить исчерпывающую информацию о продукте. Он узнает там не только то, что написано на этикетке, а почти все, вплоть до того, где вырастили исходное сырье. Я наблюдаю это сплошь и рядом в магазинах, и дальше этого будет только больше. Торговля меняется, и мне непонятно стремление загнать ее в рамки вчерашнего дня, вводя и ужесточая стандарты качества.
Качество — категория рыночная. Единственное, чему оно должно соответствовать,— это цене товара. Вы можете покупать очень дорогие продукты с определенными характеристиками, можете покупать дешевые и другого качества. Это всегда вопрос относительный.
Продукция не бывает "качественная" и "некачественная". Бывает продукция, соответствующая и не соответствующая заявленным характеристикам. Если на этикетке обозначить достоверные характеристики, эта продукция может быть совершенно спокойно употреблена. Вопрос не в том, что она была плоха, а в том, что до потребителя была неверно доведена информация.
Нам надо отказаться от словосочетания "некачественная продукция". С его помощью зачастую манипулируют общественным сознанием
У государства тут две задачи. Во-первых, определить параметры безопасности, которым должен соответствовать продукт или услуга. Если, например, государство считает, что какой-то ингредиент вреден, оно должно исключить его из технических регламентов. Во-вторых, сделать так, чтобы все характеристики товара, превышающие минимальные нормы безопасности, были корректно доведены до потребителя.
После этого рынок расставит все по своим местам. Все остальное — дело гражданско-правовых отношений, а не публично-правовых, с участием государства. Спорные ситуации разрешаются через защиту потребителей, через их просвещение, через потребительские общества. Суды в России охотно становятся на сторону потребителей. Есть даже серьезная проблема потребительского экстремизма, ей недавно были посвящены парламентские слушания.
Я считаю, нам надо отказаться от словосочетания "некачественная продукция". С его помощью зачастую манипулируют общественным сознанием. Его смешивают с понятиями небезопасной продукции, когда хотят навязать нам какие-то дополнительные услуги или усилить полномочия очередных контрольных органов.
детали
Знаковая история
Как в нашей стране пытались маркировать качественные товары
1901 год
"Поставщик Двора Его Императорского Величества"
В 1862 году поставщикам двора позволили изображать на изделиях двуглавого орла, а к 1901 году был разработан специальный знак. Его присваивали поставщикам с 8-10-летним стажем при условии невысоких цен и хорошего качества. Знак давали не фирме, а лично владельцу.
1940 год
ГОСТ СССР
Комитет по стандартизации в СССР появился в 1925 году, а в 1926-м уже был утвержден первый общесоюзный стандарт: "Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура". С 1929 года за выпуск несоответствующих стандартам товаров была введена уголовная ответственность. Привычная нам аббревиатура ГОСТ появилась в 1940 году.
1967 год
Знак качества СССР
Советский Знак качества был утвержден 20 апреля 1967 года. Им маркировались товары не только народного потребления, но и промышленного назначения. Знак присваивался сроком на 2-3 года. Он закреплялся не за конкретным товаром, а за всем предприятием после специальной аттестации.
1992 год
ГОСТ-Р
В 1992 году бывшие советские ГОСТы стали межгосударственными ГОСТами СНГ. Но параллельно с ними были учреждены и национальные стандарты стран — членов Содружества. В России — это ГОСТ-Р. Сами правила нанесения этого знака тоже закреплены отдельным российским ГОСТом за N 50460-92.
2014 год
Знак качества
Новый российский Знак качества в Минпромторге утвердили в 2014 году. Он присваивается на два-три года конкретному товару, который должен соответствовать особым стандартам качества — их разрабатывает Роскачество. Сам знак выбирали в ходе всероссийского открытого конкурса.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ
К сожалению, часто продукция со знаком ГОСТ, которому люди по-прежнему доверяют, не выдерживает критики. Дело в том, что многие компании ставят такую отметку для привлечения покупателей, используют ГОСТ как маркетинговый ход. После проверки становится понятно: до стандарта этим товарам далеко. Получается, что производители знают о высоком доверии граждан к ГОСТам и сами же это доверие и подрывают. Сейчас государство возвращает ГОСТу его высокий статус. Один из инструментов — запускаемая Национальная система сертификации.
Источник: "Известия"
Анна Попова, руководитель Роспотребнадзора
Качество — категория не экономическая, а нравственная. Сегодня задача "накормить" и "накормить безопасно" решена. Удельный вес продукции, которая не соответствует по микробиологии и гигиеническим показателям, невысок, не превышает 5 процентов от всей массы, обращающейся на рынке. Поэтому теперь актуальной задачей становится ориентация отечественного бизнеса на то, чтобы выпускаемая продукция была соответствующего качества. Имеется в виду, что требования к качеству могут стать необходимыми при формировании технических условий на производстве.
Источник: ИТАР ТАСС
Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль"
У нас в 2003 году был принят закон о техническом регулировании. И тогда все советские ГОСТы, которые были нормативными документами в области стандартизации, качества продукции, сделали необязательными. И понеслось. Сегодня каждое предприятие разрабатывает свое ТУ — техническое условие. В этом ТУ производитель может писать, например, "колбаса говяжья, производится из соевого белка, усилителя вкуса, подсластителей, костной муки". И мяса туда ни грамма не положить! Не говоря уже о говядине. Но по ТУ это все возможно.