У сирийской армии, поддержанной на земле иранскими и ливанскими бойцами, с воздуха — российской авиацией, и с другой стороны — у «умеренной оппозиции», поддержанной курдами и авиацией коалиции, возглавляемой США, одна и та же цель — Эр-Ракка, самопровозглашенная столица запрещенной в России организации «Исламское государство». Кто первый возьмет Эр-Ракку, тот и будет провозглашен победителем террористического интернационала в Сирии.
После утечки информации, что США готовят наступление на Эр-Ракку, появились сообщения о том, что сирийская армия готовит поход на Алеппо.
Публикация о планах Вашингтона вышла в «Нью-Йорк Таймс». Со ссылкой на Пентагон и чиновников Белого дома, газета сообщила, что Штаты вместе с другими странами антиигиловской коалиции намерены активизировать воздушные налеты на территории, подконтрольные террористам, и развернуть наступление на Эр-Ракку силами арабских и курдских бойцов. По сведениям издания, предполагается, что наступление начнут 3–5 тысяч арабских бойцов из так называемой «Сирийско-арабской коалиции» вместе с 20-тысячной группировкой курдов. С воздуха операцию поддержит авиация союзников. «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что задача наземной операции арабов и курдов — не штурм хорошо укрепленного города, а его окружение.
Командующий Отрядами народной самообороны курдов (YPG) Сипан Хамо в интервью газете «Аль-Хаят» подтвердил, что идет согласование времени начала наступления на Эр-Ракку.
В ходе подготовки операции американские военно-транспортные самолеты C-17 сбросили контейнеры со стрелковыми боеприпасами и ручными гранатами в районе города Эль-Хасака (северо-восток Сирии). Телеканал CNN со ссылкой на источник в Пентагоне сообщил, что пятьдесят тонн боеприпасов и оружия — это «помощь от министерства обороны США представителям умеренной сирийской оппозиции».
Сброс оружия американцами выглядит странно. Получается, что эта операция не была согласована с таким серьезным партнером США по НАТО, как Турция. Территория, куда были доставлены контейнеры, граничит с Турцией. Например, от Эль-Хасаки до турецкого города Мардин всего 92 километра. И если бы Турция была посвящена в планы США, оружие и боеприпасы доставили бы по земле. Это и менее затратно, и более надежно, чем доставка контейнеров по воздуху.
Едва появилась информация о планах США по подготовке наступления на Эр-Ракку, российская авиагруппа в Сирии резко нарастила количество боевых вылетов и ударов по объектам на территориях, контролируемых террористическими группировками. Если в первые дни операции экипажи самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ ежедневно совершали 20–25 боевых вылетов, то к середине октября их интенсивность выросла почти в три раза. По сведениям «Новой», произошло это благодаря нетривиальному решению, найденному специалистами Министерства обороны, в результате чего достигнута беспрецедентная для российской армии интенсивность эксплуатации штурмовиков и бомбардировщиков без увеличения их количества.
Направление авиаударов постепенно смещается на северо-восток страны, в сторону Алеппо. Город и одноименная провинция в последние дни часто обозначаются как направление генерального наступления, к которому готовится сирийская армия. Но не только. Правительственные войска получили серьезное подкрепление — это несколько тысяч бойцов спецподразделений иранской армии и несколько батальонов военных подразделений ливанской организации «Хезболла» (в США и ряде европейских стран «Хезболла» признана террористической организацией).
По данным агентства Reuters, в Сирию прибыли элитные иранские части, которыми командует генерал Касем Сулеймани. Его имя стало легендарным еще во время иранско-иракской войны 1980 года. Молодой лейтенант прославился в те годы своими дерзкими разведывательными операциями в тылу противника. Уже в 30 лет (в 1987 году) Сулеймани командовал дивизией, а в 2000 году возглавил силы специального назначения иранской армии — бригаду «Эль-Кудс» («Иерусалим»).
Именно этот генерал, по сведениям Reuters, совместно с сирийскими офицерами планирует наступление на Алеппо.
По нашим сведениям, полное освобождение Алеппо не планируется. Дело в том, что древний город, где в 2010 году проживало более двух миллионов человек, уже несколько лет разделен на несколько зон. Западную часть контролирует правительственная армия, на востоке хозяйничает «умеренная оппозиция», часть кварталов контролируют боевики «Исламского государства». Штурм города чреват потерями среди мирного населения, личного состава и техники наступающих войск, разрушениями гражданской инфраструктуры. Уличные бои в Алеппо будут похожи на штурм Грозного в январе 1995-го.
Военные эксперты считают более вероятным блокирование боевиков путем взятия под контроль дорог, ведущих в Турцию, до границы с которой менее ста километров. Именно оттуда осуществляется снабжение боевиков продовольствием, медикаментами, боеприпасами… Как видим, план сирийских военных во многом напоминает разработанный американцами план наступления на Эр-Ракку. В сходных условиях планировщики с совершенно разной штабной культурой пришли к похожим решениям.
Серьезная задача — восстановление контроля над сирийско-турецкой границей на севере страны. Тактический интерес представляет аэропорт Алеппо, куда, по нашим сведениям, будет перебазирована часть ВВС Сирии.
Когда будет исключена возможность нападения с тыла, развернут наступление на Эр-Ракку, которую от Алеппо отделяют всего 160 километров.
В руководстве сирийских вооруженных сил не выделяют наступление в направлении Алеппо в отдельную операцию, считая, что это логическое продолжение наземной операции, развернувшейся 8 октября. Именно в этот день начальник Генерального штаба Вооруженных сил Сирии генерал Али Абдалла Айюб заявил, что авиаудары российской авиации нанесли серьезные потери террористическим организациям на территории Сирии, что дало возможность четвертому штурмовому корпусу и приданным ему подразделениям сирийской армии перейти в наступление.
Но военные эксперты считают, что развернувшуюся в провинции Хама наземную операцию называть наступлением не совсем правильно. Против сирийской армии нет сплошной линии фронта, как нет и единого центра управления военными формированиями противника, который представляет собой разрозненные и немногочисленные мобильные группы. Это скорее операции по «зачистке» территории от вооруженных группировок, чтобы не допустить их объединения и проникновения в провинцию Латакия. «Зачистка» должна исключить саму возможность нападения на авиабазу «Хмеймим», где развернута российская военная миссия. Офицеры спецслужб и военной разведки Сирии (к слову, выпускники российских военных учебных заведений), с которыми нам удалось связаться, подтвердили, что террористы предпринимают попытки проникновения в Латакию. За последнюю неделю на въезде в город задержано несколько автомобилей с взрывчаткой, в самом городе по оперативной информации о возможной связи с террористами арестованы десятки человек.
Угрозу Латакии сегодня могут представлять разве что несколько бандгрупп, скрывающихся в горах, расположенных на расстоянии около сорока километров от города. По сведениям спецслужб Сирии, основной костяк этих групп составляют выходцы с российского Северного Кавказа. Об этом говорят многочисленные радиоперехваты, в которых идентифицирована чеченская речь. Наши собеседники не исключили, что в ближайшее время в Сирию прибудут добровольцы из Чечни, которые могут оказать существенную помощь в ликвидации боевиков из России. В чеченской диаспоре в Москве муссируются разговоры о том, что за последнюю неделю из чеченского батальона «Север» уволены два десятка бойцов. Наши собеседники связывают увольнение с отправкой в Сирию.
Подчеркнем: информация о возможном участии чеченских и вообще российских добровольцев в наземной операции требует дальнейшего изучения.
Между тем, cудя по срокам, выставленным в приказах на командировки в Сирию сразу нескольких наших источников, никакой годовщины начала операции не будет (как мы и писали). Похоже, что добиться поставленных целей решено за 4—5 месяцев.