Российские авиакомпании могут лишиться права на льготную стоимость аэропортовых услуг на международных рейсах. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение по выравниванию тарифов для отечественных и иностранных перевозчиков. Об этом "Известиям" сообщил замглавы службы Александр Редько. Сейчас обслуживание самолетов в аэропортах зарубежным авиакомпаниям обходится в три раза дороже, чем российским. Насколько будут повышены тарифы для отечественных перевозчиков, пока не решено. Если решение будет принято, это спровоцирует рост цен на билеты и как следствие снижение пассажиропотока за рубеж, считают опрошенные "Известиями" эксперты.
ФАС поддержала инициативу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) уравнять в 2019 году стоимость аэропортовых сборов для российских и иностранных авиакомпаний. Соответствующее письмо в декабре 2018-го АЕБ направила помимо ФАС в Минтранс и в крупные российские аэропорты - Домодедово, Шереметьево, Внуково и Пулково (копия документа есть у "Известий").
- ФАС поддерживает необходимость выравнивания ставок аэропортовых сборов для иностранных и российских компаний на международных маршрутах, - рассказал "Известиям" замглавы службы Александр Редько.
Александр Редько добавил, что делать это нужно "постепенно, с учетом экономических реалий, не допуская резкого увеличения нагрузки на российские авиакомпании". Но механизма повышения ставок не пояснил. В Минтрансе от комментариев отказались.
По сути, у ФАС есть два варианта решения проблемы: постепенно подтянуть цену услуг для российских авиакомпаний до уровня международных или несколько снизить стоимость для зарубежных перевозчиков, одновременно подтянув тарифы для местных авиакомпаний. Есть еще третий вариант - снизить тарифы для иностранцев до уровня отечественных, но он маловероятен. В АЕБ поясняют, что аэропортовые услуги регулируются разными документами. Для иностранных компаний действует приказ Росавиации № 125 от 2000 года, для российских - Министерства транспорта №241 от 2012 года. Аэропорты пользуются этим, чтобы устанавливать разные цены на одинаковые услуги. Кроме того, цены регулируются различными документами Федеральной службы по тарифам, функции которой с 2015 года выполняет ФАС.
Как отмечают в ассоциации, сегодня происходит "дискриминация иностранных перевозчиков".
Президент "Utair - пассажирские авиалинии" Павел Пермяков сказал "Известиям", что повышение аэропортовых тарифов критично для авиакомпаний, поскольку это большая статья затрат, которая в отдельных случаях достигает 25%. В "Аэрофлоте", S7, "Уральских авиалиниях" оперативно не ответили на запрос "Известий" о предложениях АЕБ, поддержанных ФАС. В Red Wings воздержались от комментариев.
В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАНЦЕВ
По данным аэропорта Домодедово, сейчас сборы для иностранных авиакомпаний в России выше, чем для отечественных, в 3-3,5 раза.
- Разница обусловлена тем, что Федеральная служба по тарифам изначально установила различный уровень сборов для иностранных и российских перевозчиков с целью субсидирования отечественных авиакомпаний. Эта схема поддерживалась последующими решениями регулятора, - пояснили "Известиям" в Домодедово.
Представитель воздушной гавани добавил, что в настоящее время тарифы для российских перевозчиков значительно ниже аналогичных в европейских аэропортах.
При этом, по словам ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федора Борисова, в европейских воздушных гаванях не делят авиакомпании на свои и чужие, для всех действуют одинаковые тарифы.
Повышение стоимости услуг аэропортов для российских авиакомпаний приведет к росту стоимости авиабилетов и, как следствие, снижению пассажиропотока, уверен эксперт.
Управляющий партнер московского офиса консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов возражает и отмечает, что "при формировании цены авиабилетов действуют более сложные механизмы, чем модель cost (затраты) плюс". Все зависит от спроса на конкретном направлении, оптимизации финансовой модели и других факторов, также влияют управление парком самолетов, загрузка рейсов, маршрутная сеть, отмечает эксперт.
Иностранные перевозчики - единственные, кто останется в выигрыше от выравнивания тарифов, считает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев.
- Даже если будет принято решение снизить тарифы для иностранных перевозчиков, аэропорты компенсируют выпадающие доходы за счет роста стоимости услуг для всех своих клиентов. То есть для наших авиакомпаний, которые и так жалуются на убытки, цены могут значительно вырасти, - сказал "Известиям" эксперт.
В ноябре прошлого года заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров прогнозировал операционный убыток российских авиакомпаний по итогам 2018 года на уровне 37-39 млрд рублей.
ИГРА НА ПОВЫШЕНИЕ
В компании "Воздушные ворота Северной столицы" (управляет аэропортом Пулково) также предупреждают об отрицательных результатах выравнивания тарифов.
- Если речь идет о повышении тарифов для российских авиакомпаний до уровня иностранных, это будет иметь негативные последствия для отечественных перевозчиков и приведет к потере части трафика для аэропортов в РФ. Если же речь о снижении сборов для иностранных авиакомпаний до уровня российских, это негативно скажется на доходах аэропортов и инвестиционных возможностях операторов для развития инфраструктуры, - отметил представитель Пулково.
Он добавил, что потеря выпадающих доходов в таком случае должна быть компенсирована за счет мер регулирования. Речь, к примеру, об ослаблении ограничений в рамках межправсоглашений о воздушном сообщении (увеличение количества допущенных перевозчиков на маршрут и частоты полетов), облегчении визового режима для въезда иностранных граждан в Россию (электронные визы, 72-часовой безвизовый режим) и стимулировании конкуренции на рынке.
О недостаточности конкуренции говорит и управляющий партнер московского офиса консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов.
- Например, "Аэрофлот" получает не только определенные преференции при распределении маршрутов, но и роялти (сбор с иностранных авиакомпаний. - "Известия") примерно в $600 млн ежегодно за пролет иностранных судов, то есть очень значительную господдержку, - сказал он.
На сегодняшний день "Аэрофлот" - единственный получатель роялти. Такая практика существует с 1970-х годов, когда "Аэрофлот" был единственной авиакомпанией в стране и о несправедливости распределения платежей речи не было. Несмотря на недовольство европейских авиакомпаний, а также других отечественных перевозчиков, такая система действует и сегодня. Большинство западных стран - участники Чикагского соглашения о принципах свободы воздушного пространства, которым запрещается взимать плату за пролет над своей территорией с других авиакомпаний.
Федор Борисов считает сегодняшнюю ценовую политику отечественных аэропортов оправданной.
- Говорить о равенстве участников рынка в условиях объявленных антироссийских санкций в принципе затруднительно, - пояснил "Известиям" эксперт ВШЭ. - Для российских компаний существуют ограничения на финансовых рынках, что так или иначе влияет, например, на стоимость владения парком воздушных судов.
Определенные различия в подходах к ценообразованию в период санкционного противостояния неизбежны -в противном случае уже наши компании будут оказываться в заведомо невыгодном положении, добавил он.
Справка "Известий"
Авиакомпании платят аэропортам за взлет-посадку, аэронавигацию, стоянку судов, таможенное обслуживание, заправку самолета, авиабезопасность, уборку салона, обслуживание пассажиров и прочие услуги. Среди них есть обязательные - например, плата за взлет-посадку и пользование аэровокзальным комплексом. По оценкам ВШЭ, аэропортовое обслуживание в структуре расходов авиакомпаний в среднем составляет примерно 10-15%.