В Энергодаре Москва и Киев играют шахматный блиц, сидя на атомной бомбе. «Три украинские ракеты попали в хранилище радиоактивных изотопов», – сообщил представитель военно-гражданской администрации Запорожской области Кирилл Рогов. Стены, впрочем, там крепкие, могут выдержать и не такое. Но это если ракеты попадут туда, где есть стены.
В данный момент под открытым небом на территории АЭС, на площадке хранения отработанных тепловыделяющих элементов, так называемых твэлов, хранится порядка полутора сотен контейнеров, в которых «временно утилизировано» 3744 твэла.
Не стоит заблуждаться относительно их безопасности – отработанное ядерное топливо, разъясняют учёные, в отличие от свежего имеет значительную радиоактивность за счёт содержания большого количества продуктов деления. А площадка, на которой хранятся твэлы, беззащитна перед внешним воздействием – в отличие от хранилища изотопов. 7 августа, как сообщили в Минобороны РФ, ВСУ обстреляли эту площадку из РСЗО «Ураган». Боевые элементы снарядов упали в десятке метров от площадки. Попади они на саму площадку, повреждённые контейнеры с твэлами создали бы вокруг Энергодара 130-километровую зону поражения, от Мелитополя до Днепропетровска. А в самом эпицентре – Каховское водохранилище и Днепр. В последние шесть лет крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС (точнее её четыре энергоблока из шести) «топили» не российскими твэлами, под которые она строилась, а не вполне подходящими американскими элементами от «Вестингауза». Соответственно американцы должны были эти свои твэлы и утилизировать. Они и утилизировали – на заднем дворе АЭС. Возможно, это было сделано преднамеренно, с расчётом на будущий шантаж. А быть может, американцы просто сэкономили. Теперь это, впрочем, не важно – есть данность.
Что будет, если рванёт?
А тем временем Запорожскую АЭС отключают от украинской энергосистемы и подключают к российской. Ещё в мае вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал, что станция будет «работать на Россию» в том случае, «если энергосистема Украины не будет готова принимать электроэнергию с этой станции и платить за неё деньги». Для Киева потеря Запорожской АЭС – потеря пятой части всей украинской электрической генерации. С учётом имеющихся в стране проблем с пополнением казны это очень больно. Между тем, как сообщил глава украинского «Энергоатома» Пётр Котин, «персонал «Росатома» передал на станцию специальную программу по подключению АЭС к Крыму». Чтобы переключить станцию, сначала нужно её полностью отключить от украинских сетей. После этого вернуть статус-кво будет невозможно, станция станет частью российской энергосистемы, и ни киловатта электроэнергии на Украину больше не попадёт. Пятая часть украинской генерации, таким образом, просядет. И если собственные граждане худо-бедно потерпят, им не привыкать, то зарубежные поставки электричества Украине придётся поумерить. А нет поставок – нет и валюты. А, стало быть, какой смысл в этой самой Запорожской АЭС для Киева? Да никакого!
Если станцию всё равно вот-вот переключат на Россию, видимо, рассудили в Киеве, то, ударив по ней ракетами, можно решить сразу несколько стратегических задач. Во-первых, отложить, а то и вовсе предотвратить готовящееся российское наступление на юге. Во-вторых, добиться ввода на поражённую территорию если не миротворцев ООН, то хотя бы специалистов МАГАТЭ. В-третьих, получить от коллективного Запада миллиарды на ликвидацию последствий аварии. Если бы станция была выше по течению Днепра и в результате аварии страдал бы Киев – тогда другое дело. А так – заражённая днепровская вода потечёт в уже чужие Херсон и Крым. Тем не менее «слуги народа» Владимира Зеленского кое-чего не учли. Как сообщают в украинском «Энергоатоме», последствия аварии на Запорожской АЭС могут в 10 раз перекрыть чернобыльскую катастрофу: площадь потенциальной зоны отчуждения составит порядка 30 тыс. квадратных километров. Запорожская и Херсонская области будут потеряны для сельского хозяйства, а общая площадь загрязнения будет равна трём Украинам – 2 млн квадратных километров! Чтобы ликвидировать последствия катастрофы, придётся задействовать миллион ликвидаторов. Эвакуировать придётся от 2 до 10 млн человек. А сколько лет днепровская вода будет заражена, и предположить невозможно. Даже если выброс радиоактивного цезия-137 будет единовременным и одноразовым, неизвестно, куда его отнесёт ветром. «Чернобыльское облако», к примеру, унесло в Белоруссию. А если ветер подует в противоположную сторону, облако полетит в Россию. А может и на Киев с Европой пойти.
Зачем катастрофа Зеленскому?
Помимо отложенного наступления ВС РФ, ввода международных сил и получения западных подачек на ликвидацию последствий аварии Зеленский решает ещё один немаловажный вопрос – срыв сентябрьского голосования в Запорожской и Херсонской областях. К потере здравницы (Крым) и кузницы (Донбасс) прибавится ещё и потеря житницы (Таврида). Такого поражения народ своим «слугам» может не простить. А уж националисты – те и подавно могут воспользоваться результатами референдумов как предлогом для силового смещения киевской власти. Одно дело не признавать результаты референдума, и совершенно иное – не допустить его проведения. А как не допустишь-то? Кроме ядерного инцидента на АЭС как-то ничего и не придумывается. Но нельзя вот так просто взять и ударить в цель «хаймарсами» – опыт показывает, что лягушку следует варить постепенно. Бросишь её в кипяток – она выскочит. Но если воду медленно нагревать, лягушка останется в воде и сварится заживо.
То, что мы сегодня наблюдаем вокруг Запорожской АЭС, и есть процесс варки лягушки. Сперва бьют по занятой российскими военными территории – это-де наша земля, мы имеем право её отстоять военными способами. Международное сообщество согласно кивает. Одновременно киевская власть обвиняет во всём Россию – и Запад вновь соглашается. Следующий шаг – украинская истерика на международных площадках. «Если русские не уйдут из Энергодара, будет катастрофа!» Это уже откровенная спекуляция, но общественное мнение уже сформировано, все согласны – так и есть! Начинается шантаж: отведите российские войска (прозвучало в ООН – американцы озвучили), верните украинских управленцев на станцию (чтобы не допустить переключения мощностей на Россию). Ах, нет?! Ну раз так – дело ваше. США и ЕС откровенно подыгрывают Киеву, требуя от России уйти со станции. Тем временем украинские ракеты ложатся всё ближе и ближе к цели. Бить по реактору нет никакой необходимости, тем паче что он хорошо, по-советски, защищён. Зачем, если можно ударить наверняка – по хранилищу отработанных ядерных отходов, тех самых твэлов? Один точный ракетный удар (а управляемые американцами «хаймарсы» бьют, как мы знаем, точно в цель) – и никаких референдумов! Что это как не акт террора со стороны Украины?
Справка
Эскалация в Энергодаре и «создание видимости подготовки к удару по атомной станции» – сознательные действия администрации Владимира Зеленского, уверяет киевский политолог Михаил Чаплыга. Ему во что бы то ни стало нужно сорвать референдумы в Запорожской и Херсонской областях. «Плевать, признает или нет международное сообщество итоги референдумов. Сами по себе эти референдумы – катастрофа для украинской власти. И для Зеленского лично. После их проведения области автоматически будут накрыты российским «ядерным зонтиком», и отвоевать их назад будет уже нельзя. У Киева закрывается окно возможностей – времени только до проведения референдума». Потому-то и ведётся откровенный шантаж – бьют по атомной станции, ведь на карту поставлена личная власть, а не только территориальная целостность.
Впрочем, у настырности Зеленского имеется ещё одно объяснение, помимо срыва референдумов. Дело в том, что с марта этого года вся украинская энергосистема синхронизирована с ЕС. Если где-то убудет, будет лихорадить весь энергобаланс Евросоюза, а не только украинскую энергетику. В Брюсселе это понимают – и тормошат Зеленского, чтобы Запорожская АЭС нипочём не вывалилась из структуры энергобаланса.
Почему бы не остановить станцию?
Запорожскую АЭС вводили в действие во второй половине 80-х, с оглядкой на чернобыльскую аварию 1986 года, усиливая постройки где надо и не надо. «Станция спроектирована так, чтобы выдержать падение самолёта, таран, обстрел достаточно тяжёлым снарядом, – уверяет заместитель директора департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. – В случае если целостность, герметичность работающего реактора всё же будет нарушена, что маловероятно, это будет больше похоже не на чернобыльскую аварию, где реакция вышла из-под контроля, а на некую грязную ядерную бомбу». По мнению эксперта, «более вероятным сценарием» будет повреждение в результате украинских обстрелов хранилища отработанных ядерных отходов – «последствия могут быть крайне неприятными». Какими именно, впрочем, можно только гадать – в мировой истории ещё не было случаев, когда крупные атомные объекты оказывались в зоне боевых действий. Тем не менее близость АЭС к Днепру сама по себе уже угроза.
Казалось бы, если всё так и есть, не проще ли временно остановить работу станции? Да, именно так, соглашаются специалисты, но этого отчего-то не делают. То ли недосуг возиться с переключением крымских сетей на Херсон и Мелитополь, то ли имеются некие иные причины. «Я не раз говорил, что Запорожскую станцию надо останавливать, – отмечает профессор Владимир Кузнецов, бывший глава инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью объектов использования атомной энергии Госатомнадзора СССР. – Говорят, слишком хлопотно и долго, но это не так. На то, чтобы «расхолодить» реактор, требуется всего трое суток». Кузнецов как бы намекает, что станцию не останавливают, возможно, из-за неких негласных обязательств или договорённостей.
По международному праву за безопасность станции отвечает тот, кто на ней находится, кто контролирует её работу. С марта текущего года это Россия. При Украине твэлы копили на заднем дворе, и никто, в общем, не знает, выдерживали ли их в воде положенный срок при утилизации или нет (разное говорят на сей счёт). И никому до этого не было дела. Как и до того, что вестингаузовские твэлы не вполне подходили для работы и могли возникнуть проблемы. Теперь же за всё спросят с России – и за украинские обстрелы в том числе. Тем паче что в Киеве уверяют: это российские войска сами обстреливают станцию! И ответственность повесят на РФ, будьте покойны. Кстати, ещё один непраздный вопрос: а почему не задействуется ПВО? Военные говорят, что слишком уж кучно атакуют украинцы. И те же военные признают, что бьют по станции в основном в пересменку – выходит, даже время атак известно?
Что делать?
Есть и такое ощущение: Российскую армию буквально вынуждают переместить силы на херсонское направление. Сначала Киев вбрасывает дезинформацию о контрнаступлении на юге (и признаёт, что это враньё), затем устраивает обстрелы АЭС, приглашая контратаковать. Заманивают в ловушку? Или стремятся максимально обезопасить северное направление (долетают шепотки о готовящихся наступлениях в Сумской и Харьковской областях)? Что-то нечисто во всей этой истории. Провокацией попахивает. Проще всего было бы отодвинуть линию фронта, раз уж нельзя гарантированно закрыть станцию зонтиком ПВО. Но такой возможности, похоже, у российских военных нет. Если нельзя оттеснить украинских военных, следовало бы, пожалуй, усилить ПВО – так, во всяком случае, рассуждают специалисты. И остановить реактор, само собой. Но идут дни, недели, и всё остаётся как есть. Ещё раз напомним: Запорожскую АЭС взяли в марте. Полгода было в запасе, чтобы решить что к чему.
Между тем главы МИДа стран G7 призвали Россию «незамедлительно передать» под контроль Украины Запорожскую АЭС. Аналогичное требование озвучила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. Это был «злой полицейский», а вот «добрый»: «неочевидное, но оптимальное» (sic!) решение – создание демилитаризованной зоны вокруг АЭС. На такой вариант намекают в МАГАТЭ. Эдакая «зерновая сделка – 2». Подвох здесь такой: 30-километровая зона не гарантирует от ракетных обстрелов, нужен больший радиус, хотя бы до 120 километров. И получается, что в зоне этого радиуса окажутся и Запорожье, и Днепропетровск! Хитрый план, гарантирующий от российского наступления. Правда, здорово придумано?! Разумеется, на такое никто не пойдёт, да и хитрость эта, в соответствии с украинским каноном, шита белыми нитками. Но если нет возможности решить проблему иначе, чем в ходе переговоров, то что ещё остаётся?
Лев Вершинин, политолог
– Убеждён в том, что атаки на АЭС – акт украинского шантажа с целью сорвать референдумы. И ничто иное. И подозреваю, что референдумы перенесут, своей цели Киев добьётся. Василий Небензя может приводить в ООН сколько угодно самых убедительных аргументов – никто его не собирается слушать и слышать. В Госдепе США уже официально заявили, что за все возможные эксцессы на ЗАЭС ответственна только Россия. Это значит, что Киеву дали карт-бланш на шантаж Москвы, навязывая свои условия с позиции силы, потому что в противном случае военно-политическое руководство России будет объявлено виновным с вполне очевидными последствиями. Недавний удар по Крыму – это точно такой же элемент шантажа.
Когда этот текст готовился к печати, пришли новости из военно-гражданской администрации Запорожья: там допустили консервацию АЭС из-за украинских обстрелов. Технически консервация не даёт стопроцентной гарантии, что «Чернобыля-2» не случится. Тем более, что на остановку может понадобиться более трёх дней. Но риски явно снизятся. А главное для России – безопасность людей. При том Запорожская АЭС поставляла на подконтрольные Киеву территории электроэнергию на 70 млн рублей в сутки. Теперь, как разъяснил представитель ВГА Кирилл Рогов, Украина их потеряет. В общем, ВГА выбрала, похоже, единственно правильный путь – ради безопасности. Станцию имеет смысл временно законсервировать.