Последние полгода перед задержанием Заур Дадаев провел в Москве, продолжая числиться в чеченском батальоне «Север». Как и другие бойцы батальона, он попал в Москву, сопровождая своего командира, и не собирался уезжать.
33-летний Заур Дадаев, которого следствие считает непосредственным исполнителем убийства Бориса Немцова, приехал из Грозного в Москву полгода назад и все это время оставался в столице. Об этом РБК рассказал его бывший сослуживец, до конца февраля поддерживавший с ним связь по телефону, а также подтвердили его родственники. Назначенный судом представлять интересы Дадаева Иван Герасимов сказал РБК, что его подзащитный ни разу не упоминал, где находился последние полгода.
До сих пор считалось, что Дадаев, оставаясь до 28 февраля заместителем командира батальона «Север», жил в Грозном на казарменном положении, а в Москве был около месяца с января по февраль в отпуске. Об этом ранее говорил РБК секретарь Совбеза Ингушетии Альберт Барахоев, ссылаясь на имеющуюся у него официальную информацию. Косвенно его слова подтвердил заместитель командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования Внутренних войск Игорь Груднов: «С 27 января он находился в отпуске за 2015 год, в течение 30 суток — по 28 февраля. По мере прибытия из отпуска он был уволен установленным порядком и исключен из списка воинской части».
Сестра Дадаева Тамара, живущая в его родном доме в станице Вознесенской Малгобекского района Ингушетии, в разговоре с РБК упомянула, что из Грозного он уехал вместе с командиром. Тамара не назвала его имя. Батальоном «Север» с момента создания подразделения в 2005 году командует Алимбек Делимханов.
Находясь на службе, бойцы батальона регулярно ездили в Москву, сопровождая Делимханова и его брата, депутата Госдумы, единоросса Адама Делимханова, рассказали РБК источник в МВД Чечни и сослуживец Дадаева. Депутат Делимханов на звонки РБК не ответил, его помощник сказал РБК, что в данный момент не может связаться с ним.
Бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков рассказал РБК, что в 2012 году, готовясь к массовым акциям протеста, их организаторы выяснили, что в Москве постоянно находятся бойцы чеченских батальонов, которые входят во Внутренние войска. «Мы обратились в МВД за разъяснениями, и неофициально нам сказали, что это обычная практика: эти люди находятся в Москве для охраны предпринимателей и политиков из Чечни», — вспоминает депутат.
По словам бывшего сослуживца Дадаева, последний проживал в Москве вместе с майором первой роты батальона Русланом Геремеевым; оба собирались работать, предположительно в одной из охранных структур родственника Геремеева.
Старший брат Геремеева, начальник РОВД Щелковского района Ваха Геремеев отказался общаться с РБК. В приемной еще одного родственника Руслана Геремеева, сенатора от Чечни Сулеймана Геремеева, сообщили РБК, что он в отъезде, и посоветовали перезвонить в ближайшие дни. По словам нескольких источников РБК, близких к МВД Чечни, в прошлом году Руслан Геремеев еще числился в батальоне «Север».
Четверо из пяти задержанных по делу Немцова также проживали в Москве. Первым 5 марта был взят именно Дадаев. Он вместе с бывшим сослуживцем Рустамом Юсуповым и еще одним земляком ехал по дороге из Грозного в Магас, восстанавливает события источник в МВД Ингушетии. Они были остановлены постом Госнаркоконтроля, для проверки их отвезли в Магас, где трое друзей были допрошены, двоих отпустили, а Дадаев был задержан.
Как служил
В батальон «Север» Дадаев пришел из Антитеррористического центра (АТЦ) МВД Чеченской Республики, созданного в 2005 году на базе Службы безопасности президента Чечни Ахмата Кадырова. АТЦ просуществовал полгода, на его базе был создан батальон «Север». Он вошел в состав 46-й Отдельной бригады оперативного назначения Внутренних войск МВД России. Его командир Алимбек Делимханов сам подбирал личный состав, в основном из бывших бойцов нерегулярных подразделений.
Дадаев поступил в первую роту батальона (всего их четыре), там он познакомился и близко сошелся с Русланом Геремеевым, там же служил и Юсупов, рассказывает их бывший сослуживец. «На занятиях по политинформации они (Дадаев и Геремеев) всегда спали, их больше интересовало, когда будет выходной», — вспоминает собеседник. Родственники Дадаева подчеркивали, что он не имел привычки говорить о политике, и не припоминали, чтобы он когда-либо упоминал имя Немцова.
«Очень верующий, грехов остерегался, но без склонности к жестокости», — описывает Дадаева его знакомый. Он сомневается в версии следствия о том, что убийцы Немцова действовали из религиозных побуждений.
Дадаев, Геремеев и Беслан Шаванов, боец того же батальона, который погиб в Грозном при попытке задержания, неоднократно награждались государственными орденами (следует из сообщений на официальном сайте президента Чечни). Рамзан Кадыров говорил, что Дадаев особенно отличился в бою с группой террористов вблизи Беноя в 2008 году. Родственники Дадаева утверждают, что он участвовал и в операции против банды, захватившей Дом печати в Грозном в декабре 2014 года.
Но орден Мужества Дадаеву, по словам его бывшего сослуживца, дали в 2010 году за участие в бою за родовое село Кадырова Центарой. Орден Мужества Дадаеву и Геремееву вручал министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.
«Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на свои источники в следствии, что в Немцова попали четыре из шести выпущенных убийцей пуль. Все патроны, использованные киллером, оказались калибра 9 мм, но произведены были в разное время разными предприятиями: четыре патрона были 1986 года выпуска, а еще два — 1992 года.
Собеседник РБК не верит и в то, что Дадаев мог использовать для стрельбы переделанный пистолет и патроны разных производителей и годов выпуска. «Когда мы служили, мы сдавали на склад патроны 1992 года выпуска, и он никогда бы не стал стрелять из «переделки». Из такого оружия один патрон выстрелит, другой поперек становится», — говорит его знакомый. Он отмечает, что у Дадаева был неограниченный доступ к оружию.
В доме в Ингушетии, где проживают мать и сестра Дадаева, при обыске были найдены пять патронов 9 мм и граната РГД, рассказывает источник в МВД Ингушетии.