Правда – штука неудобная, циничная. Кому от нее легче?
Но 2 мая в Одессе, в самый разгар страстей, когда тысячи людей, собравшихся на одесском Куликовом поле помянуть погибших здесь 2 года назад, скандировали «Не забудем не простим – придет время, отомстим», проходишь чуть в сторону от митинга, сворачиваешь на Канатную или Екатерининку, и все. Ты уже – в умиротворенной Одессе, люди гуляют с собачками, катятся на велосипедах.
И ты вынырнувший из «куликовской» бани, цепенеешь от холода переполненной Деребасовской – за столиками кафе здесь медитируют даже больше людей, чем вот в этот самый момент, кричит у Куликова.
Смеются, целуются, тыкают пальцами в смартфоны обычные русские одесситы…
Причем рядом – на Греческой – собираются на митинг украинские патриоты. Почтить память двух своих соратников – в том числе с фамилией Иванов — погибших того же 2 мая. Их еще меньше. Несколько сотен.
И хотя «проукраинцы» молятся вот тут, рукой подать, за углом от одесскогоАрбата, и динамики призывно разносят по Одессе красивые народные песни – одесситам и на это плевать. Они равнодушны и к национал-патриотам.
И когда ты понимаешь, что между крохотными островками политики, между Куликовым и Греческой колыхается сонное, тихое, уютное одесское море…
- Вам все равно? - даже не спрашиваю – обвиняю первого подвернувшегося.
- Да, – спокойно отвечает мужичок-охранник. – А вам нет?
- Нет.
- Как интересно, – улыбается. - А шо, можно вот так собрать людей и повести на бой ради какой-то идеи? Вы уверены?
- Но...
- Я вас умоляю. Это же Одесса! Мы шо – не понимаем? Опять политики разводят народ. От их идей нам тока хуже… Пусть нас не трогают – ни те, ни эти.
- Шо вы говорите! - в отчаянии пожимаю плечами.
Местные знакомые усмехаются – чего кипятишься, таки отвык от нас?
Дескать, добро пожаловать, в вольный город Порто-Франко…
«ВАТНИКОВ» И «УКРОПОВ» - 50 НА 50
Разумеется, - не все так просто. Знаменитой привычкой одесситов занимать галерку и наблюдать за битвой титанов, дабы вовремя присоединиться к сильнейшему – не все можно объяснить.
Конечно, с Одессой хорошо поработала СБУ (Служба безопасности Украины — аналог советского КГБ, - ред). Все мало-мальски активные антифашисты, сторонники федерализации Украины и просто пророссийские политики сегодня или за решеткой или бежали в Россию либо на Донбасс. А уцелевшие (например, Морис Ибрагим, Виктория Мачулко и Светлана Набока) все 2 мая провели в СБУ на бесконечных допросах.
Кроме того, даже среди пророссийской части одесситов (после долгих интернет-споров о соотношении «ватников» и «укров» в городе, местные блогеры таки пришли к консенсусу – 50 на 50) идея Малороссии уже не так популярна. И хотя у Куликова поля кричали: «Свободу Донбассу», другие ворчали: «Пусть у них будет хорошо, но нам такого не надо».
Одесситы не хотят войны, подсознательно оставаясь гражданами нейтрального города. Как бы это малодушно ни выглядело – ни со стороны Москвы, ни со стороны Киева.
Поэтому, как утверждают мои одесские коллеги, кроме «ватников» и «укров» в городе появилась третья сторона. Разочаровавшихся – и в тех, и в этих…
И среди этой пасторально-сонной тишины накануне 2 мая вдруг раздался страшный крик губернатора Михаила Саакашвили:
«Я обращаюсь и прошу Президента незамедлительно ввести в подразделения Нацгвардии и полиции, предварительно обеспечив их всем, в том числе и продовольствием и ночлегом! Мы имеем все признаки распада государства!”
Через неделю в город вошла Нацгвардия, украинский спецназ «Альфа», полк националистов «Азов».
Одессе оставалась только удивиться:
– Наш Миша опять что-то придумал?!
ГУБЕРНАТОР И МЕНТАЛИТЕТ
Одесса привыкла к энергичному Мишико, как привыкает соседи к буйному саксофонисту. Она, конечно, и не такое видела. Но тут одесситы даже не сильно расстроились. Пусть их надежды на быстрое грузинское чудо не оправдались, зато Саакашвили вполне органично влился в украинскую шоу-политику.
В беспрерывном спектакле, где актеры по очереди выходят к зрителям и говорят: «Вот сейчас-сейчас, и все сделаем», «Сделали бы, но мешают», «Кругом агенты и коррупционеры», Мишико как рыба в воде.
Правда по словам местных общественников, борцов с коррупцией, Саакашвили им даже чуть-чуть жалко.
- Затевая свои реформы, он не понимает наш менталитет, - говорит мне один из них (для российской прессы, понятное дело, тут все анонимны). - Взялся он, к примеру, за реформу таможни. Упростил, сделал прозрачной и быстрой растаможивание грузов в Одесском порту. 15 минут – вся процедура. В итоге что? Корабли ушли из Одессы и растаможиваются, где угодно, только не у нас!
- ?!
- Не выгодно. Раньше возили компьютеры под видом опилок, платили взятку чиновникам. А теперь растомаживать грузы в открытую тупо нерентабельно. Налоги и правила обналичивания валюты в Украине таковы, что по-честному не один бизнес не протянет… И так все у нашего губера (вздыхает).
- А если…
- Не-не, абсолютно безнадежно. И все - наш русско-украинский менталитет! Пример – в Измаиле есть строительная фирмочка, которая выигрывает все городские заказы. Ее хозяин вел бизнес как все - вступал в провластную партию, и назначался главой городской комиссии ЖКХ, через которую и шли тендеры. Тут власть вдруг сменилась, в область пришел Саакашвили. Мужичок с поста слетел.
- Ну и отлично!
- Ага, Мишико тоже так думал (поднимает в верх палец) Но у мужичка есть сын, мудро пристроенный в оппозиционной партии. И теперь, как думаешь кто в Измаиле глава комиссии по ЖКХ? (смеется)
В общем год правления Саакашвили провел в изнурительных межэлитных боях, пытаясь оседлать Одессу. Но для этого Мишико надо выковырить из Одессы врага - мэра Геннадия Труханова, разумеется, «злостного сепаратиста» и «агентаФСБ».
Бой отчаянный. У мэрии стоит классический Майданчик с палатками и закопченными бочками. Весь город расписан проклятиями в адрес градоначальника. В городе бойцы мэра и губера уже сходятся в рукопашную…
И когда Саакашвили запросил Нацгвардию, его прекрасно понял советник главыМВД Украины Варченко.
- Нацгвардия и полиция не должны заниматься политическими разборками, - заявил советник.
Но Порошенко все-таки отправил в защиту губернатора войска.
И если советник министра прав, неужели вся эта политическая свистопляска с «сепаратистами», «агентами» в итоге нужна была лично Саакашвили, чтоб усидеть в кресле? А аукнулась унизительным запретом тысячам одесситов возложить цветы к Дому Профсоюзов в память по погибших 2 мая 2014-го?
Как-то слишком даже для Мишико.