Все услуги ЖКХ планируют собрать в единой платёжке. Правительство намерено поддержать соответствующий законопроект. Это следует из проекта отзыва кабмина, с которым ознакомились "Известия". С появлением единого платёжного документа (ЕПД) россиянам будет проще оценивать свои расходы на жилищно-коммунальные услуги, а властям - контролировать рост тарифов. В перспективе это поможет снизить долги граждан за ЖКУ, отмечают опрошенные "Известиями" эксперты. Однако нужно чётко определить понятия ЕПД и уже действующего платёжного документа. Неточности могут привести к ошибкам в начислениях, указывают в кабмине.
В ЕДИНСТВЕ СИЛА
Кабмин планирует поддержать законопроект о едином платёжном документе по ЖКУ при условии его качественной доработки. Об этом говорится в проекте отзыва правительства, с которым ознакомились "Известия". Сейчас документ, разработанный Минстроем, находится на рассмотрении в кабмине, сказали "Известиям" в секретариате вице-премьера Виталия Мутко. В пресс-службе правительства "Известиям" не уточнили, когда планируют утвердить официальный отзыв.
Проект закона о едином платёжном документе депутаты во главе с первым зампредом комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергеем Пахо-мовым внесли в Госдуму 19 июня этого года, следует из базы нижней палаты. Документ вводит два новых понятия - ЕПД и "расчётный центр". Цель проекта - увеличить собираемость платежей за ЖКУ, снизить риски хищений управляющих компаний (УК) за счёт повышения прозрачности их расчётов с поставщиками, а также усилить контроль обоснованности тарифов.
По итогам первого квартала этого года долги россиян за ЖКУ достигли 564,5 млрд рублей. При этом, по данным Росстата, только по прямым договорам с ресурсоснаб-жающими организациями (РСО) физические лица задолжали более 300 млрд рублей за коммунальные услуги (без учёта жилищных). Оставшиеся средства - это долги управляющих компаний перед сбытовыми.
Законопроект предполагает, что в ЕПД появятся следующие строки: за управление, содержание и текущий ремонт дома, коммунальные услуги и ресурсы, взнос за капремонт и вывоз мусора. Дело в том, что сейчас в ряде регионов гражданам приходит несколько платёжек за ЖКУ-по разным видам услуг. Это зачастую приводит к ошибкам в начислениях и росту долгов по ЖКХ. Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, при выставлении ЕПД платёжная дисциплина граждан возрастает.
В проекте отзыва кабмина рекомендуется соотнести новое понятие "единый платёжный документ" (ЕПД) с уже существующим "платёжный документ". Понятия необходимо определить более точно, чтобы избежать неразберихи. Как объяснил "Известиям" юрист национальной юридической службы "Амулекс" Василий Ярошенко, понятийный аппарат нуждается в чётких и однозначных формулировках, которые не допускают неоднозначности. Также следует установить для документов сферу применения, что позволит исключить массовые нарушения при начислении платы за ЖКУ.
Пока не ясно, как авторы законопроекта предлагают поступить с обычными платёжками. Это понятие в действующем регулировании останется, именно поэтому у потребителей ресурсов могут возникнуть проблемы. В теории из-за юридических неточностей гражданам могут выставить несколько платёжных документов по одним и тем же услугам: новый иуже действующий, добавил Василий Ярошенко.
В ЕПД также должно быть проще вписывать строку за добровольное страхование жилья от ЧС, сказал "Известиям" эксперт рабочей группы "Качество повседневнойжизни" ОНФ Арсений Беленький. Но к вопросу включения необязательных платежей в единый документ стоит подойти осторожно, поскольку это может увеличить и без того высокие расходы населения, подчеркнул он.
МОДЕЛЬ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ
Также правительство критикует модель расчётного центра в законопроекте. Эти структуры, согласно замыслу депутатов, должны централизованно выставлять ЕПД в регионах. Сегодня, как объяснила "Известиям" исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, нет единой системы выставления платёжек. В регионах квитанции за ЖКУ могут присылать жильцам УК, сами поставщики ресурсов, банки или так называемые специальные операторы расчётов.
С последними, как отмечается в проекте отзыва кабмина, поставщики ресурсов и УК заключают договоры на удобных для себя условиях, что обеспечивает соблюдение принципов госполитики по развитию конкуренции в сфере ЖКХ. Предложенная модель расчетного центра не соответствует этим принципам, поскольку ограничивает выбор поставщиков и УК. Это вызывает опасения монопольного роста тарифов, объяснил экономист, финансовый директор компании VR_Bank Роман Ромашевский. Из-за того, что расчётные центры будут назначать плату за услуги, есть риск увеличения расходов УК и поставщиков ресурсов. В итоге это может привести к росту тарифов. По оценке Василия Ярошенко, для сдерживания необоснованного завышения стоимости услуг расчётных центров и, соответственно, тарифов в каждом регионе их деятельность должна быть согласована с территориальными антимонопольными управлениями. Нельзя допустить, чтобы центры брали за свою работу больше 2% от суммы платёжек. Иначе повышения тарифов не избежать, подчеркнул юрист. В дальнейшем также может сработать эффект масштаба - выставление платёжек на аутсорсе станет дешевле, чем оплата труда штатных сотрудников, добавил Роман Ромашевский.
По оценке Светланы Разворотневой, при условии доработки законопроекта в соответствии с замечаниями кабмина единые платёжки упростятжизнь граждан: будет удобнее оценивать свои расходы на ЖКУ. А расчётные центры могут стать единым окном, куда можно будет приходить с любым вопросом по теме, что позволит экономить время людей, добавила эксперт.
Сейчас уже внесены некоторые изменения в законопроект, сказал "Известиям" один из его авторов Сергей Пахомов. Для расчётных центров планируется установить прозрачные и жёсткие правила работы, также ко второмучтению законопроекта будет конкретизирован правовой статус центров, доработан понятийный аппарат ЕПД, уточнил он.