История этого святого, казалось бы, такая далекая от нас, по сути очень важна именно сегодня, когда незаметный внутренний подвиг отдельного человека кажется столь незначительным, что им с легкостью пренебрегают ради проблем «глобальной геополитики» и всевозможных идейных противоборств. А подвиг преподобного Павла Фивейского был только в одном: в борьбе с грехом в собственной душе. И тем не менее стал определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, для всей Церкви.
Многое может молитва праведника
Сведения о его жизни крайне скудны. Согласно житию, он родился в Фивах, в Египте. Оставшись сиротой, много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. А во время гонений на христиан императора Деция, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню.
Поселившись в пещере у подножия горы, Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, питаясь финиками и хлебом и неустанно молясь Богу. Незадолго до его кончины отшельника посетил святой Антоний Великий и остался с ним до его смерти. А когда Павел, согласно житию, скончался, стоя на коленях во время молитвы, преподобный Антоний его похоронил, а одежду отшельника унес с собой и хранил ее как величайшую святыню. Традиционно датой смерти святого считается 341 год. Ему было 113 лет.
И хотя сам Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для многих современных ему отшельников.
«Ради них пощажу все место сие…»
«Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия — и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло», — говорил о нашем времени преподобный Паисий Святогорец. Мы часто пытаемся разобраться в событиях внешних, пытаемся найти ответ в правильной идеологии, политической линии, но все это в конечном итоге не приносит мира. Мы не находим справедливости, к которой, казалось бы, стремимся.
Но при чем тут опыт столь экзотичных для нас отшельников-аскетов? О чем он вообще говорит? Может, о том, что Господь может войти в нашу жизнь, в жизнь общества только через двери нашей души, если мы скажем Ему: «Господи, войди в мое сердце, в мою жизнь и направь ее, потому что я слишком много доверял себе»? С таким желанием — внутреннего суда — некогда убежал в пустыню преподобный Павел. И Господь через него посетил многих. К этому пути призывает нас его безмолвная жизнь, ставшая светом для мира.
К такому ответу на вызовы суетной действительности призывал и преподобный Паисий Святогорец: «Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее. <…> Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. <…> Есть еще люди Божии, люди молитвы. <…> Эти люди молитвы оставляют нам надежду».