Вчера заместитель главы Минобороны генерал-полковник Александр Фомин заявил о том, что Главный храм Вооруженных сил России будет открыт 9 мая. Подготовка к празднованию Дня Победы идет, и хотя парад перенесен, проходят тренировки расчетов и экипажей боевых машин, участвующих в нем. Одним из самых зрелищных моментов станет проход мобильных пусковых комплексов стратегических ракет. Спецкор «Вечерней Москвы» узнал, кто отвечает за эти комплексы.
Командный пункт Ракетных войск стратегического назначения, как и положено объекту, где осуществляется управление оружием колоссальной разрушительной мощи, находится среди паутины длинных коридоров, которые наглухо перекрыты тяжелыми бронированными дверями. Осознание себя в пространстве быстро нарушается — всего десять минут поворотов, подъемов и спусков по лестницам, как становится совершенно невозможно определить — далеко ли мы ушли и на какой глубине находимся. Тем более что люди движутся по коридорам совершенно бесшумно — везде постелены длинные ковровые дорожки. Иначе эхо шагов не замолкало бы тут никогда. Кстати, никакой навигации в коридорах нет. В какой момент сворачивать и в какую сторону, все запоминают наизусть, да и годы службы приучают ориентироваться в здешних хитросплетениях ходов лучше, чем в собственной квартире. Любые мобильные телефоны здесь запрещены. Во-первых, никакие сигналы от вышек сотовых операторов сюда не доберутся, во-вторых, современные телефоны — это еще и фотоаппараты, а снимать на командном пункте РВСН категорически запрещено. Разве что под тщательным контролем офицеров-специалистов.
Впрочем, на взгляд обывателя, ничего сверхъестественного или пугающего здесь нет.
Командный пункт — это святая святых. Ежесуточно на боевых постах в составе дежурных сил около шести тысяч человек осуществляют контроль и управление всеми пусковыми установками, а управляют ими отсюда.
Именно здесь, по идее, и должна находиться та самая «красная кнопка». На самом деле КП больше похож на обычный офис — офицеры тут нажимают на кнопки клавиатуры и смотрят на большие плоские мониторы. На своих постах третья боевая смена. Справа от мест дежурных висит герб смены, а слева — образ небесной покровительницы Ракетных войск стратегического назначения — святой великомученицы Варвары. Этот образ в свое время освятил патриарх Алексий II. Такие же иконы висят и на командных пунктах ракетных армий и дивизий. Здесь же за стеклом — боевое знамя РВСН и герб боевой смены. Кстати, у каждой из них он свой и отличается не просто цифрой на поле. Многое из того, что есть на командном пункте, снимать нельзя, а некоторые экраны прикрыты от репортерских объективов специальными аккуратными непрозрачными занавесками. Надежно и эстетично одновременно.
— Все офицеры проходят тщательнейший психологический отбор и подготовку, — говорит заместитель начальника Центрального командного пункта РВСН Егор Дремов. — А что касается наших «небесных покровителей», то наши ракеты освящены. И ничего ужасного в этом нет, поскольку, как говорит командующий войсками, мы созданы не для того, чтобы применять ракеты, а чтобы сдерживать их применение у тех, кто ими располагает. Разрушительная мощь нашего оружия настолько велика, что решать с помощью угрозы ее реального применения какие-то политические вопросы просто недопустимо. Повторюсь — сдерживание. Вот наша главная задача. Если мы обратимся к истории, совсем недавней, то сразу вспоминается карибский кризис, когда стало ясно, что ядерное оружие, хоть и окончательный аргумент в международных спорах, но самый худший.
Как молчаливое подтверждение этих слов, икона висит так, что дежурные офицеры постоянно находятся под ее взором. Тишина на командном пункте невольно рождает ассоциации со словами «благолепие» и «покой». Но тихо и спокойно тут только потому, что все дежурные, следуя заветам генералиссимуса Суворова, прекрасно знают свой маневр. Действия в случае различных вводных тут отрабатываются постоянно. Тогда на столах офицеров начинают звонить телефоны, в которые они отдают короткие, по-военному четкие рапорты. Цель таких постоянных отработок — научить боевые смены действовать автоматически и решать любые возникшие проблемы. Даже во время отработок, максимально приближенных к реальным, случайные пуски тоже исключены. Никакой «рубильник» или «переключатель» не может послужить причиной несанкционированной ракетной атаки. Только за год по каналам боевого управления проходят на тренировках тысячи приказов. И каждый непременно доходит до адресата.
— Так называемых «красных кнопок» несколько, и одна из них действительно находится здесь, но это, опять же, не просто некое устройство, а целая система различных устройств, в механизме которых предусмотрено многократное резервирование, чтобы полностью исключить возможность случайного пуска. Помните, в начале 2000-х годов было модно говорить, что в один момент компьютеры вдруг зависнут и произойдет несанкционированный пуск ракет? — говорит заместитель начальника Центрального командного пункта РВСН Егор Дремов. — Так вот, этот сценарий не имеет к нам никакого отношения и даже теоретически не может быть осуществлен. Та часть ракетной триады, за которую мы отвечаем, надежно контролируется.
На большие экраны, установленные на командном пункте, в любой момент можно вывести «живую» картинку из любой ракетной части. Самое мощное в мире оружие постоянно находится под наблюдением дежурных офицеров. Отсюда они могут напрямую выйти на связь с министром обороны и начальником Генерального штаба.
Персональный компьютер, находящийся в главном зале, позволяет проводить видеоконференции в режиме онлайн.
При помощи специального военного «скайпа» дежурный офицер может связаться не только с ЦКП Генштаба, но и с командными пунктами других видов и родов войск.
— Даже когда мобильные пусковые установки участвуют в тренировках парада Победы или едут 9 Мая по Красной площади, мы можем их видеть живьем, а не только как точку на карте. Как и любую из трех сотен стратегических ракетных установок, — добавляет Егор Дремов.
Ракетные войска стратегического назначения всегда были на передовой научного прогресса, ведь передача данных в реальном масштабе времени так же важна, как дальность и точность ракеты или мощность ее боеголовки. Управлять этой колоссальной мощью можно, только имея постоянную обратную связь с каждой пусковой установкой.
Кстати, как выглядел командный пункт РВСН в разные эпохи, можно посмотреть на картинах, которые украшают одну из лестничных площадок. Дежурные офицеры, как и многие талантливые люди, профессионалы своего дела, талантливы во всем. Некоторые из них решили запечатлеть будни дежурств и своих товарищей, сидящих за столами, на которых угадываются вытянутые профили мониторов эпохи первых компактных компьютеров, больше похожих на телевизоры. Вместо плоских многофункциональных экранов на стенах планшеты, куда обстановка наносилась вручную планшетистами. Так что служба в РВСН может быть и неким источником вдохновения для разносторонних натур дежурных офицеров.
Рядом с залом, где сидят дежурные смены, есть учебные классы. Казалось бы, служат здесь только профессионалы, чему их можно еще учить. На самом деле, как говорят офицеры, техника, которой они управляют, такая сложная, что учиться приходится постоянно. Причем не забывать и об элементарных навыках типа отбивания сообщений азбукой Морзе. Это тоже один из видов резервирования. Более простые системы связи имеют преимущество перед более продвинутыми собратьями благодаря своей абсолютной надежности и почти полной «неубиваемости». На случай «особого периода» — как раз то, что нужно.
Поскольку от надежной работы командного пункта РВСН зависит безопасность страны, его спроектировали так, чтобы он мог оставаться в рабочем состоянии даже в самых экстремальных условиях. Для этого у него есть собственное автономное «сердце».
Связь с другими системами требует бесперебойной подачи электропитания. Поэтому еще ниже командного пункта находится отделение дизель-генераторов. Чтобы добраться туда, нужно преодолеть множество длинных коридоров и лестниц. Будто спускаемся в самое чрево земли. Здесь, почти как в машинном отделении крупного корабля, располагаются дизельные двигатели с генераторами, которые в случае необходимости обеспечат КП электричеством. Сравнение с кораблем неслучайно — дизели здесь морские.
— Мы можем запустить сразу все шесть или один. В зависимости от необходимости, — говорит начальник отделения капитан Олег Суслов. Все дизельные двигатели были выключены, но их спокойствие обманчиво — они находятся в постоянной готовности и могут быть очень быстро «разбужены» и пущены в ход, что, разумеется, периодически и происходит. Чтобы все произошло за отведенное нормативами время, дизели стоят прогретыми. Как говорят дежурные, при работе они достаточно сильно шумят, поэтому все носят наушники, наподобие тех, что надевают в тире.
ВООРУЖЕНИЕ РВСН
На вооружении Ракетных войск стратегического назначения находятся следующие образцы оружия.
— Ракета РТ-2ПМ2 (РТ-2ПМ1) относится к пятому поколению ракет стратегического назначения и разработана в двух вариантах базирования: первый вариант — ракета
— РТ-2ПМ2 в высокозащищенной шахтной пусковой установке в составе ракетного комплекса.
— «Тополь-М», второй вариант — ракета РТ-2ПМ1 на самоходной пусковой установке в составе подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь-М». Ракета имеет повышенную защищенность от поражающих факторов ядерного взрыва, мощную систему преодоления противоракетной обороны противника, а также повышенную эффективность применения по плановым и неплановым целям. В шахтном варианте ракета устанавливается в доработанные шахтные пусковые установки от ракет УР-100НУТТХ и Р-36М.
— Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь» с ракетой РТ-2ПМ, не имеющий аналогов в мировом ракетостроении, предназначен для поражения всех видов стратегических целей в любых условиях боевого применения. Ракета РТ-2ПМ относится к четвертому поколению ракет стратегического назначения.
В День Победы по Красной площади поедут подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24, усовершенствованным вариантом «Тополь-М».
В ходе его производства был учтен опыт войсковой эксплуатации подвижных грунтовых ракетных комплексов пятого поколения. За прошедший период опытно-боевого дежурства ПГРК «Ярс» зарекомендовал себя как надежное оружие, в связи с чем принято решение о перевооружении подвижной группировки РВСН на данный тип ракетных комплексов. Ракетный комплекс шахтного базирования «Воевода» с ракетой Р-36М2 предназначен для поражения всех видов стратегических целей, защищенных современными средствами противоракетной обороны (ПРО), в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии противника по позиционному району. Ракета Р-36М2 относится к четвертому поколению ракет стратегического назначения и в настоящее время является самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракетой со стартовой массой 211 тонн и массой полезной нагрузки более 8 тонн.
Наконец, ракетный комплекс с ракетой УР-100НУТТХ предназначен для поражения всех видов стратегических целей в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии противника по позиционному району. Ракета УР-100НУТТХ относится к третьему поколению ракет стратегического назначения. Таким образом, мобильные и стационарные шахтные стратегические ракетные комплексы входят в состав ракетных дивизий и армий, которые несут постоянное боевое дежурство по охране государственного суверенитета России и стоят на страже безопасности ее граждан.
Во многом благодаря этому оружию Россия занимает значимое место в мировой политике и с мнением нашей страны считаются.
ФАКТ
В 60–70-е годы прошлого века две главные ядерные державы, СССР и США, начали экспериментировать над площадками для размещения межконтинентальных ракет. Военные в каждой из стран решили попробовать втиснуть ракету в железнодорожный состав обычных габаритов. Такое решение позволило бы очень сильно осложнить жизни спутникам-шпионам противника, поскольку из космоса невозможно было бы определить, где обычный вагон, а где «стратегический». Оружие обещало быть очень перспективным, но объективные технические проблемы, в том числе слишком большой вес состава, вынудили заморозить эти проекты.