Каждый год в России отправляются на свалку 17 млн тонн продуктов, у которых вышел срок реализации. Специалисты Минпромторга и Минэкономразвития считают, что из них как минимум миллион тонн можно было бы успеть передать нуждающимся гражданам. Для этого требуются небольшие изменения в отечественном законодательстве.
В пражском районе Панкрац, возле кофейни Na pl cesty появился общественный «холодильник для бедных». К кофейне он не имеет никакого отношения — просто стоят на одной улице. А рядом с холодильником — плакат с разъяснениями, что каждый желающий может положить сюда продукты, которые не использует. Например, перед отъездом в отпуск или после праздника, когда в доме осталась лишняя еда. Или, если кто-то просто хочет помочь беднякам, тоже может поучаствовать в наполнении холодильника. С единственным условием: продукты не должны быть испачканы или испорчены. А также с неистекшим сроком годности. То есть пражанам предлагают делиться «не объедками, а остатками», как говорила наша Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих». Организатор проекта Павел Водичка также просит, чтобы люди записывали, что нового и когда они положили в холодильник. Правда, тут пока его слушаются далеко не все.
Зато взять оставленные здесь продукты могут не только бедняки, но и все желающие, включая студентов, возвращающихся после вечеринки. Или людей, просто-напросто забывших днем в обычном магазине купить себе еды на «ночной перекус». Да просто проголодавшиеся прохожие.
Кроме Праги такие холодильники стоят в Пльзене, Ческе-Будеёвице и Литомержице. Пример всем показал германский Мюнстер, где появился самый первый европейский общественный холодильник, а потом эту идею поддержали другие немецкие, австрийские, испанские и американские города. Теперь продукты для общественного пользования передают не только частные лица, но и рестораны, кафе и бистро. На Западе такие общественные холодильники, в которых люди делятся едой, уже получили название «фудшеринг».
Вы спросите: а как же Россия? Пять лет назад в Петербурге, рядом с благотворительным магазином «Спасибо!» на Васильевском острове открывался такой же фудшеринг, в который, по мысли организаторов, каждый желающий мог положить ненужную еду (или беспрепятственно ее забрать). Проект проработал ровно день, после чего холодильник опечатал Роспотребнадзор, пояснив: «Мы приветствуем благотворительность, но данный случай касается не вещей для бедных, а продуктов питания. При всем уважении к организаторам акции, если произойдет отравление и кто-то пострадает, то те же петербуржцы спросят с нас».
Минувшим летом идея фудшеринга вновь обсуждалась в СМИ и даже была поддержана в правительстве. Минпромторг заявил: «По экспертным оценкам, если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около 1 млн тонн продовольствия в год». Но далее ведомство уточнило, что для торговых сетей такой фудшеринг невыгоден, поскольку им приходится за каждый не отправленный на помойку продукт платить НДС, то есть еще пригодную к употреблению еду дешевле утилизировать. Подключившееся к дискуссии Минэкономразвития тоже высказалось за спасение продовольствия, сообщив, что каждый год в России образуется более 17 млн тонн пищевых отходов и потому помимо социальной стороны вопроса «инициатива также важна с экологической точки зрения». На этом обсуждение на министерском уровне закончилось. А запреты остались.
Зато в стране прибавилось количество нуждающихся: как сообщают статистики, в третьем квартале, то есть в июле — сентябре 2022 года доходы населения ускорили снижение — до минус 3,4% в годовом выражении. Если перевести это на деньги, то в одном из самых бедных регионов — Владимирской области со среднедушевым доходом граждан 27 141 рубль в месяц нынешняя потеря от роста тарифов/цен и снижения заработка составила 922,7 рубля. В Тульской области со среднестатистическим доходом 30 950 рублей потеря составила 1052,2 рубля, в Санкт-Петербурге (доходы — 52 740 руб-лей) каждый средний житель недосчитался 2534 рублей.
А на пороге зима, и большинство метеорологов считают, что декабрь будет намного холоднее обычного: в конце его во многие российские регионы придут лютые морозы, которые перейдут на январь 2023 года. То есть придется больше тратиться на отопление.
Власти, конечно, помогут чем смогут. Например, в Республике Коми в нынешнем году выделили из бюджета материальную помощь 4748 семьям с низкими доходами на покупку одежды и обуви детям — по 7368 рублей на семью. В Московской области жителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, власти обещают единовременную материальную помощь в размере до 50 тысяч рублей. И так далее. Но мы сейчас не об этом, а о еде, расходы населения на которую, по данным исследования «Ромира», с июня 2021 года по июль 2022 года росли каждую неделю. При этом, только по официальным данным, в России во втором квартале 2022 года за чертой бедности жили почти 18 млн человек. Значит, эти люди с каждой неделей питались все меньше или хуже...
18 млн — это почти две Чехии (население — 10,5 млн). Средняя зарплата в этой стране на 1 ноября 2022 года составляет 87 тысяч рублей, то есть в полтора раза выше российских официальных показателей. Но на крупных чешских предприятиях, численностью от 250 человек, зарплата составляет 121 800 рублей, зато в бюджетной сфере, включая органы управления, чехам платят в среднем 69 600 рублей. А цены на продукты питания чуть ниже российских. И при этом в средних и крупных городах действуют разветвленные сети магазинов уцененной еды.
Как пишет местная пресса, эти магазины популярны. Покупателей там стало больше — отовариваются не только пенсионеры, но и представители среднего класса. Люди экономят на еде и больше интересуются товарами со скидкой, как сообщают владельцы магазинов с уцененной едой. В последние месяцы они отмечают невиданный спрос. «К нам приходят новые покупатели, и часто мы видим у себя людей в деловых костюмах», — сообщает Lidovky. Ассортимент широкий. Но у некоторых товаров немного помята упаковка, а у других подходит к концу срок годности. Все это продукты, которые не продали другие магазины и предлагают по сниженной цене тут. «Я давно сюда хожу, — говорит дама бальзаковского возраста. — Раньше сюда, в магазин уцененных продуктов, заходила по дороге в супермаркет. Так, только посмотреть. Но теперь в обычный магазин я хожу, только если не найду чего-то здесь...»
А владельцы магазинов подтверждают, что интерес к их точкам у людей вырос, но зачастую для продажи не хватает товара. Продуктов, предназначенных для уценки, у сетей стало меньше. «Многие товары, которые раньше отправлялись к нам из сетей, используются в социальных целях, а на уценку отправляется меньше», — объяснил Роберт Фаркаш, владелец пяти магазинов с уцененным товаром.
Спрашивается, почему таких магазинов нет в России, хотя конкурентов — бесплатной раздачи продовольствия волонтерами — в стране практически тоже нет. Зато, по данным Рос-природнадзора, на мусорных полигонах мощностей осталось на пять лет, не больше. Это вам не Франция, где магазинам с площадью более 400 м2 с 2016 года запрещено выбрасывать непроданную еду. Ее следует отдавать в благотворительные организации, которые раздают продукты нуждающимся.
Взамен развивается «черный фудшеринг». В Казани журналисты написали о нем большой репортаж. Начали с контейнерной площадки близ магазина «Магнит» на проспекте Ибрагимова. Где с раннего утра кучкуются и чего-то ждут обычные бабушки. Наконец выходит работник «Магнита» с ящиками, заполненными потерявшими товарный вид продуктами. И оживившийся народ в считаные минуты разбирает овощи и молочку. А в «Магните» бабушек жалеют, но очень боятся контролеров. Ибо в российском законодательстве сама процедура безвозмездной передачи какого-либо товара отсутствует. Любая передача считается продажей, и продавец автоматически должен уплачивать все налоги и обязательные платежи с такой сделки...
Продолжили репортаж коллеги на Колхозном рынке Казани, где двое торговцев не раздают, а продают продукты — но по ценам «прошлого века»: хлеб — за 7 рублей, молоко — за 15. Невероятно дешевые конфеты, колбасы, сыры... Как такое возможно? Ответ прост. Все эти продукты просрочены: какие на неделю, какие на 2-3 недели, а то больше. И данный факт от покупателей не скрывается: «Здесь тебе и курица из «Ашана» за смешные 50 рублей, колбасы, сосиски — также не дороже 50. Йогурты и вовсе по 5 рублей. Молочка по 10. Сроки годности истекли две недели назад и больше». Пенсионеры довольны. Многие говорят, что отовариваются здесь годами и на здоровье не жалуются: «Дешево и сердито!».
Но самое любопытное: как выяснили журналисты, просрочка, которой торгуют в Казани, имеет московское происхождение — закупают ее в Москве за сущие копейки. А потом везут в Казань и продают за рубли. Вот тебе и бизнес. Подчас магазины напрямую сбывают просрочку торговцам, иногда это делают посредники — компании, которым магазины «на утилизацию» сдают продукты с истекшими сроками годности. Не обходится и без криминала: за право торговли списанным товаром продавцы ежедневно платят тем, кто «держит» рынок...
И так не только в Казани. А чему здесь удивляться? Если в стране действуют рыночные принципы, имеется товар и покупатель, но нет нормального законодательства — в пользу потребителя, без черного рынка и криминала не обойдется.
А тем временем...
С августа в России действует Благотворительный фонд «Банк еды «Русь», который запускает в девяти российских регионах новое направление — агрофудшеринг. Волонтеры банка еды обещают собирать, сортировать, фасовать по наборам овощи и фрукты, которые остались невостребованными у сельхозпроизводителей. Нуждающиеся семьи, которые стоят на учете в банках еды регионов-участников, получат запас таких продуктов бесплатно. Проект поддержали Москва, Московская, Тульская, Липецкая, Вологодская, Костромская, Рязанская, Свердловская и Ростовская области.
Любопытно, получится ли у них что-нибудь. С нашими-то законами...