В понедельник, 20 мая, на площадке Госдумы прошло первое публичное обсуждение предстоящего изменения налоговых ставок. Точные параметры изменений, главным из которых будет введение ступенчатого НДФЛ, еще не объявлены, но объявлен новый принцип — по схеме предыдущего увеличения НДФЛ для больших доходов с 13% до 15% полученные дополнительные поступления будут «окрашены», то есть правительство намерено тратить их в основном на социальные нацпроекты, основной целью происходящего объявлено сокращение «неравенств» в обществе.
Процесс открытого обсуждения изменений налоговой системы продолжится в четверг — уже в рамках парламентских слушаний. Пока, как следовало из выступления главы Минфина Антона Силуанова в понедельник, ключевые параметры изменений — пороги и ставки налогов — еще определяются, поэтому дискуссия касалась в целом принципов трансформации налоговой системы. Предложение, которое высказывалось практически всеми участниками заседания,— принятие законопроекта в весеннюю сессию Госдумы, то есть фактически до конца июля, чтобы у бизнеса и госорганов было время для подготовки к внедрению обновленных правил с 2025 года.
Суть изменений Антон Силуанов обрисовал широкими мазками.
По его словам, «справедливая налоговая система должна обеспечить поступление ресурсов для решения масштабных общенациональных задач в социальной и экономической сферах» — цель в сокращении неравенства как в обществе, так и между регионами.
Привел министр и идейный аргумент для предстоящего роста ставок для налогоплательщиков с высокими доходами — средства перераспределяются через бюджет для решения государственных задач и «все равно возвращаются гражданам, бизнесу, в инфраструктуру» — важно, чтобы эти деньги «были подконтрольны и давали результат».
Так, прогрессивная шкала НДФЛ, заверил он, не должна затронуть большинство граждан и коснется только тех, у кого высокие доходы, при этом необходимо, чтобы «в выигрыше от налоговых изменений оказались семьи с детьми» — для них предусмотрят вычеты по НДФЛ. При этом средства, которые государство получит от повышенных ставок, как следовало из слов министра, фактически станут окрашенными и целевыми — такой же опыт отработан на введенной с 2021 года повышенной с 13% до 15% ставке налога на доход свыше 5 млн руб. (доходы от «дополнительных» двух процентных пунктов направляются на лечение тяжелобольных детей). Теперь, отметил министр, спектр расходов, на которые будут направляться средства от повышения налогов, будет шире: речь идет о финансировании нацпроектов «Семья», «Молодежь», «Продолжительная и активная жизнь», а также на соцподдержку — в частности, продление программы маткапитала, повышение соцвыплат, пенсий.
В части налогообложения бизнеса обещан схожий, но еще более широкий подход: дополнительные средства, которые государство получит от изменения ставок, пойдут на поддержку экономики — вложения в инфраструктуру, меры поддержки бизнеса, в частности, в наукоемких отраслях (например, IT, фармацевтика, авиапром). При этом, подчеркнул Антон Силуанов, изменение налоговых ставок «станет логическим продолжением уже существующей политики» — в частности, поддержка должна оказываться прежде всего тем, кто не выводит полученную прибыль в офшоры, не откладывает ее в дивиденды, а вкладывает в инфраструктуру в первую очередь тех регионов, где они работают. Специальные же условия, на которых бизнес приходит в те или иные проекты, например в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, особых экономических зон и иных преференциальных режимов, сохранятся. Также, заверил министр, проектируемые изменения не должны коснуться 95% малого и среднего бизнеса.
Бизнес и эксперты в целом были согласны с предложенным Минфином подходом по окрашенности дополнительных доходов, в частности, от НДФЛ.
По мнению главы РСПП Александра Шохина, необходимо смотреть на справедливость «не только с точки зрения источника, но и эффективности расходования средств» — «важно знать, как будут расходоваться средства, на какие социальные цели», в том числе и на те, что из текущего бюджета профинансировать не могут. Впрочем, глава «Опоры России» Александр Калинин предупредил — важно «не перегнуть палку», чтобы «не загнать зарплаты в серую зону». Для плавного повышения налоговой нагрузки, по мнению главы ТПП Сергея Катырина, «не нужно бояться многоступенчатости» — «тогда будет более лояльный подход». Учесть при введении прогрессивного НДФЛ, добавила глава Общественной палаты Лидия Михеева, необходимо и разницу зарплат в зависимости от региона.
Предложения же в части налогообложения бизнеса в основном касались стимулирующей роли проектируемой налоговой системы — в частности, Александр Калинин говорил о необходимости донастройки механизма инвестиционного налогового вычета, который сейчас в регионах зачастую не работает, а также введения вычета и за счет федеральной части налога на прибыль. Александр Шохин предложил ввести понятие «активно инвестирующая компания» в целях их поощрения через налоговую систему. По мнению председателя комиссии РСПП по производству и рынку удобрений Дмитрия Мазепина, «более справедливое разделение налоговой нагрузки» должно зависеть от «положения дел в конкретных отраслях» — с одной стороны, добавил он, ставки могут зависеть от размера прибыли, но в то же время «нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца». В связи с этим он предложил предусмотреть диверсифицированный подход к предприятиям с достаточно большой долговой нагрузкой, которые не платят дивиденды, но продолжают реализацию крупных инвестиционных проектов.
Партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов отмечает, что правительству «предстоит нащупать очень тонкий баланс интересов и обеспечить правильную мотивацию у всех участников общественного процесса». Среди причин окрашивания средств, по его словам, может быть то, что из федерального бюджета финансируются военные расходы, и желание «дополнительно оправдать изъятие у одних в большей мере, чем у остальных». Для большой части граждан, говорит Вадим Зарипов, знание о том, что полученные от них средства государство направило на безусловно одобряемые обществом потребности, имеет немаловажное значение. С практической точки зрения, полагает он, целевое назначение имеет смысл закреплять в ситуации хронического недофинансирования. Напомним, этот принцип часто декларировался в РФ в 2000-х.
Партнер Kept Михаил Орлов отмечает, что «окрашивание» дополнительных сборов в бюджете, как правило, необходимо, когда нужно гарантировать определенные госрасходы — «целевые траты могут оставить у налогоплательщиков не только горечь от расставания со своими средствами, но и радость от обретения социально значимого результата».
По его мнению, концепция целевых налогов «соответствует теории налогообложения» и уже себя зарекомендовала, в частности, на примере страховых взносов. Налоговый консультант Tax Compliance Сергей Иванов отмечает, что с формальной стороны налоги по своей природе не являются целевыми платежами,— на практике такой подход будет означать ограничение государства в возможности распоряжения доходами. С социальной стороны, добавляет он, «обеспечение прозрачности в использовании налоговых потоков обеспечит высокий уровень одобрения нововведений среди населения». По мнению партнера налоговой практики «ТеДо» Владимира Константинова, в какой-то мере «это подтолкнет налогоплательщиков к тому, чтобы воспринимать уплату налогов не как личный расход, а как факт общественной солидарности,— в итоге может снизиться мотивация для уклонения от их уплаты».
В мировой практике, как отмечает Владимир Константинов, как правило, жесткой привязки доходов и определенных типов госрасходов не существует — государства информируют о тратах бюджета в целом, не деля на отдельные поступления. По словам же Михаила Орлова, «целевыми тратами характеризуются лучшие мировые практики» — например, в Майами на референдум выносился вопрос о повышении налога на имущество при условии, что дополнительные доходы направят на повышение зарплат учителям и усиление мер безопасности в школах. «Многие избиратели голосовали за, понимая социальную значимость»,— рассказывает он. Отметим, что скорее такие идеи реализуются в инициативах социал-демократических и леволиберальных партий.
Идея «окрашенности» (пока без практических инициатив) в Минфине с 2021–2022 годов ассоциировалась и со строящейся ЦБ системой цифрового рубля. В целом же обычно политику «окрашивания» не на уровне политических деклараций, а на уровне директивного разделения налоговых потоков и деконсолидации (в этом смысле) бюджетной системы финансовые ведомства во всем мире недолюбливают: технологии управления госбюджетом и его связи с денежно-кредитной политикой многие последние десятилетия развивались в мире в прямо противоположном ключе.