Поглощающая способность российских ЛЕСОВ может ВЫРАСТИ ВТРОЕ, с 0,6 млрд до 1,8–2,2 МЛРД Т CO2 в год, а их стоимость составит до $57 трлн, подсчитала BCG. Для этого нужно пересмотреть подходы по учету, защите и управлению лесами.
Поглощающая способность российских лесов может вырасти с 0,6 млрд до 1,8– 2,2 млрд т CO2-эквивалента. Об этом говорится в докладе консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) «Неразведанное богатство: почему для России важно осознать подлинную ценность лесов», c которым ознакомился РБК.
При этом ценность лесов может увеличиться с $4–17 трлн до $9–57 трлн, отмечают эксперты. Но для этого потребуется пересмотреть подход к стратегии в области учета, защиты и управления лесами, указывают аналитики. По предварительным результатам первого цикла государственной инвентаризации леса, которая проводилась последние десять лет по поручению президента, общий запас древесины больше текущей официальной оценки на 35%, сообщила руководитель пресс-службы Минприроды Марина Евсеева, не став комментировать возможности его дальнейшего увеличения. РБК направил запрос в Минэкономразвития, которое недавно подготовило проект низкоуглеродной стратегии России, включающей поглощение парниковых газов лесами. Базовый сценарий этой стратегии предусматривает лишь удвоение уровня абсорбции вредных газов лесами, до 1,1 млрд т — к 2050 году.
ЧТО НЕ ТАК С ПОГЛОЩАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ
Российские леса недооценены как по способности поглощать парниковые газы, так и по ценности, говорится в докладе. Одна из причин заключается в том, что по состоянию на 2020 год данные о 84,4% российских лесов недостоверны, отмечают эксперты BCG. Это следует из отчета Счетной палаты о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности организации работ и расходования средств на проведение лесоустройства, выделенных из бюджетов бюджетной системы РФ и иных источников в 2015–2019 годах». Сейчас не учитывается до 9% площади и 39% запасов леса, добавляют эксперты. Авторы доклада выделяют следующие проблемы учета ценности и инвентаризации лесов: • использование в России преимущественно полевых методов учета, нехватка спутниковых данных и других методов дистанционного зондирования земли; • уязвимость к систематическим ошибкам при оценке возраста лесов и, следовательно, их способности к поглощению парниковых газов; • при сохранении текущей скорости обновления информации она не будет актуальной никогда, поскольку обновление в масштабах страны происходит в пятьсемь раз медленнее, чем рост леса; • недостаточное финансирование: по оценке BCG, необходимо вложить до 3,5 млрд руб. в расширение инвентаризации лесов. В мире в качестве создающих положительный климатический эффект признаются лишь так называемые управляемые леса — те, в которых организованы учет и пожарная охрана. В эту категорию в России включены далеко не все леса — до 60–70 млн га преимущественно входят в состав сельскохозяйственных земель и порядка 200 млн га считаются резервными. Среди других методических недостатков — ошибки при учете поглощения углекислого газа гарями и редколесьем, вынужденное использование упрощенного метода учета эффекта пожаров, недостаточный объем научных данных для уточнения поглощения CO2 почвой и подлеском, отсутствие возможности учета секвестрации углерода в долгоживущей продукции лесопромышленного комплекса. Николай Иванов, вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике лесопромышленного холдинга Segezha Grouр (один из крупнейших арендаторов лесного фонда, под его управлением находится 10,4 млн га), согласен с мнением о недооцененности поглощающей способности российских лесов. «Существующие оценки, полагаю, занижены более чем в три раза», — признает он. По его словам, об этом говорили и эксперты на полях климатической конференции (СОР26) в Глазго, которая завершилась на прошлой неделе.
КАК УВЕЛИЧИТЬ ОЦЕНКУ РОССИЙСКИХ ЛЕСОВ
Эксперты Boston Consulting Group выделяют основные направления для улучшения учета и управления российскими лесами. Необходимо создать гибридную систему учета леса и лесоустройства, опирающуюся как на дистанционное зондирование земли в виде спутниковой оптической съемки, так и на выборочные работы по лесоустройству. «Даже данные космической съемки без надежной наземной верификации не могут дать точную информацию о состоянии лесов и их характеристиках», — замечает Евсеева. Также нужно перейти к системе земельных отношений в сфере лесопользования, позволяющей избегать лакун в ответственности за сохранность неучтенного леса, и реализовывать лесоклиматические проекты. Устранить правовую неопределенность в порядке создания, сертификации и торговли сертификатами на поглощение углекислого газа, в том числе уточнить роль в этом арендаторов лесных участков. Сейчас в законодательстве недостаточно определены работы по восстановлению и расширению лесов и предоставлению соответствующих «зеленых» сертификатов. «По этому поводу сейчас ведутся большие дискуссии, по итогам которых будет сформирована позиция. Сейчас подготовлен законопроект о проведении эксперимента о квотировании выбросов на Сахалине, подписана методика по учету вреда атмосфере, изменена система подсчета наших лесов», — говорил в интервью РБК глава Минприроды Александр Козлов, отвечая на вопрос о введении «зеленых» сертификатов. При расширении данных о лесах рассмотреть возможность для развития методики оценки поглощения ими углекислого газа, унификации национальных стандартов лесной статистики и методик c привлечением российских научных групп и ключевых международных организаций. Козлов отмечал, что после ревизии российских лесов ее результаты будут ратифицироваться на международном уровне. Вместо системы управления лесами, ориентированной только на лесную промышленность, создать общее управление этим национальным ресурсом на уровне всего правительства. На Россию приходится около 20% мировых лесных запасов и 50% запасов северных хвойных пород. Она может по праву занять место лидера в международной климатической повестке, отмечает один из авторов доклада, директор BCG Константин Полунин. «Переход к полноценной системе учета и управления лесным хозяйством — помимо корректировки оценки стоимости лесов в сторону увеличения в два-три раза — может помочь в решении целого ряда задач экономического, социального и гуманитарного характера не только в нашей стране, но и на международном уровне», — заключил он.
ЧЕМ ТАК ВАЖЕН ПОКАЗАТЕЛЬ ПОГЛОЩЕНИЯ ЛЕСОВ
В базовом сценарии низкоуглеродной стратегии, разработанной Минэкономразвития, объем чистых выбросов парниковых газов (главным образом углекислого газа) к 2050 году снизится до 1,19 млрд т. В 2019-м (последние доступные данные) совокупные выбросы в России составили 2,12 млрд т CO2-эквивалента без учета поглощения парниковых газов лесами и 1,58 млрд т — с учетом поглощения. При реализации этого сценария суммарно накопленные до 2050 года чистые выбросы парниковых газов в России окажутся ниже, чем в Евро союзе. Хотя ЕС поставил цель достичь к тому времени нулевых чистых выбросов, то есть углеродной нейтральности, сейчас у него более высокая база вредных выбросов — 3,8 млрд т по итогам 2019 года. Самый большой эффект снижения выбросов российской экономике должно дать увеличение поглощения парниковых газов при землепользовании и в лесном хозяйстве. Если текущий уровень поглощения убирает чуть больше 500 млн т эквивалента CO2, то базовый сценарий предусматривает удвоение уровня абсорбции вредных газов лесами, до 1,1 млрд т.