Крупнейшее в мире подземное метрокольцо, которое запустили 1 марта, улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы. Движение по Большой кольцевой линии (БКЛ) открывали президент Владимир Путин и столичный мэр Сергей Собянин. Глава государства отметил, что московские власти уделяют пристальное внимание развитию инфраструктуры и добиваются успехов на этом направлении. При этом столичного градоначальника президент в шутку назвал "главным строителем". Опрошенные "Известиями" политики, впрочем, призвали не забывать и о других регионах страны, где транспортная доступность пока не на столь высоком уровне по сравнению с Москвой.
В общей сложности БКЛ имеет протяжённость 70 км и насчитывает 31 станцию. Сейчас же в эксплуатацию введены девять последних: "Марьина Роща", "Рижская", "Сокольники", "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский Затон", "Кленовый бульвар", "Каширская" и "Варшавская". Первый участок - от "Петровского парка" до "Делового центра" - открылся ещё в 2018 году.
На церемонии открытия нового кольца мэр Москвы попросил у президента разрешения на запуск движения. "Как вы думаете, какой будет ответ? Разрешаю. С Богом", - отреагировал Владимир Путин по видеосвязи. После чего Сергей Собянин, находящийся в метро, тоже обратился к сотрудникам подземки: "Поехали, ребята".
Ожидается, что запуск БКЛ улучшит транспортное обслуживание 34 районов столицы с населением 3,3 млн человек и в целом значительно ускорит время на дорогу москвичей: на многих маршрутах экономия составит 35-45 минут.
Президент отметил: по своей протяжённости новая линия стала крупнейшим в мире подземным метрокольцом, "обогнав и наших друзей в Китае - нынешнего лидера кольцевой линии пекинского метро".
- Будем встречаться с председателем КНР - если программа позволит, с удовольствием покажем и нашим гостям. Во всяком случае делегации, мне кажется, можно будет показать, - добавил он.
Каждая из 31 станции БКЛ получила индивидуальный облик. К примеру, "Мнёвники" оформлены в стиле авангард, а арт-объект в центре платформы отсылает к работам Казимира Малевича. На "Аминьевской" потолок выполнен в форме мягких волн-барханов, на вершинах которых расположились облачка точечных светильников.
Глава РФ поблагодарил команду Сергея Собянина и всех, кто принимал участие в строительстве новой линии, - "от рабочего до инженера и конструктора". БКЛ он назвал "очень нужным для города проектом". Сергей Собянин обратился к президенту с просьбой подписать новую схему метро, на которой изображено полное кольцо.
- Это будет хорошей памятью о сегодняшнем событии, - сказал мэр.
- С удовольствием, - ответил Владимир Путин.
В честь открытия кольца московские власти решили сделать подарок пассажирам. Вход на станции БКЛ будет бесплатным в течение пяти дней. Более того, в день открытия впервые в истории московского метро влюблённые поженились прямо в движущемся поезде. "Каждая пара хочет сделать свой праздник незабываемым, и московский транспорт помогает устроить такой день... Поздравляем супружескую пару, желаем счастья и благополучия", - сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
ТОЧКИ РАЗВИТИЯ
На церемонии глава государства в целом положительно оценил работу московских властей. При этом Сергея Собянина президент в шутку назвал "главным строителем".
- Хочу обратить внимание: Москва, московское правительство, уделяет очень пристальное внимание развитию инфраструктуры и добивается успехов, что самое главное. Целенаправленно так, методично, на хорошем профессиональном уровне, я хочу это подчеркнуть, - сказал Владимир Путин.
В Мосгордуме считают, что необходимо продолжать повышать транспортную связность Москвы и области, а также работать над разгрузкой столицы от транзитных потоков. При этом в отдельных районах - например, в Зеленограде - москвичи ждут метро не меньше, чем в новых кварталах.
- Самое главное, чтобы в масштабных инфраструктурных проектах не игнорировались мнение местных жителей и здравый смысл. Чтобы не было шумных объектов под окнами домов. Чтобы уделялось должное внимание безопасности и учитывались все параметры вплоть до радиационного фона и защищённости от ЧС, - сказала "Известиям" депутат Мосгордумы Елена Янчук.
В сфере развития транспорта с Москвой может отчасти сравниться только Санкт-Петербург, считает первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов. Поэтому столичный опыт по строительству метро, по его словам, необходимо распространять и на другие крупные города - например, Красноярск и Челябинск.
Многие региональные власти рассматривают запуск подземного транспорта, но иногда приходится замораживать проекты из-за недостатка финансирования - так, в частности, произошло в Омске, напомнил сенатор в беседе с "Известиями". Впрочем, процесс урбанизации в России и по всему миру продолжается, а чтобы создать удобные условия для проживания в больших городах, требуется открытие новых видов транспорта. "Однако перед строительством метро необходимо оценить его целесообразность, ведь сооружение достаточно дорогое. Для это нужно проанализировать поток населения", - резюмировал политик.