Дмитрий Тарасов – еще один воспитанник «Спартака», который не смог найти себя в родном клубе, но заиграл на стороне – в «Локомотиве». О том, как это вышло и что ему пришлось пережить, вице-капитан железнодорожников рассказал журналу «Большой спорт», ответив на вопросы про все «самое-самое» в своей жизни.
Кроме 21 мая, когда «Локомотив» выиграл Кубок России, какой самый радостный день в этом году?
Первый трофей за восемь лет – серьезное событие. На следующий день после победы всей командой отправились в клуб. До утра отмечали, было весело. Удивило, что представители СМИ не придали этому празднику большого значения.
Премиальные за кубок – самые большие в карьере?
Мы остались довольны. Конечно, любой человек хочет зарабатывать больше. Когда он что-то получает, на данном этапе его это устраивает. Проходит какое-то время – и он хочет большего. Так происходит всегда, независимо от профессии.
Итак, самые большие премиальные в вашей карьере?
Десять тысяч долларов, когда играл в Томске. Борьба за выживание, последние туры… По тем временам – очень большие деньги. Особенно для меня, на тот момент 18‑летнего.
Самый занятный бизнес, в который вас пытались втянуть?
Предложений достаточно. Недавно сказали, что буду миллиардером через семь лет. Но я же понимаю, что предлагают стать главным инвестором. У меня есть друзья-бизнесмены, которые на подобных делах съели собаку. Иногда пересылаю им бизнес-планы: «Посмотрите, может, что дельное». Сам я далек от подобного. Если не понимаю, зачем туда лезть? Аферистов полно, многие футболисты теряли огромные деньги. Поэтому я никуда не спешу, минимизирую риски. Сейчас строим дом и ведем вместе с сестрой жены небольшой бизнес.
«Википедия» пишет, что вы родились в Канске…
Ха! Я очень смеялся, когда друг прислал скриншот моей личной страницы. Не знаю, откуда это пошло, про Канск. Я – москвич в третьем поколении. Еще там написали, что я отыграл три сезона за карагандинский «Шахтер». Видимо, кто-то меня недолюбливает, таких людей много.
Закончу вопрос: самое яркое воспоминание из детства?
В шесть лет папа отвел меня в СДЮШОР «Трудовые резервы». После слов тренера «Вы приняты, приходите завтра» моя жизнь изменилась. Школа отошла на второй план, футбол занимал все свободное время.
Рассказывая о своей жизни, вы часто вспоминаете отца. Самый дельный совет, который он вам дал?
Много их было… Выделю переломный момент. В детстве во мне проявлялся мамин характер. Добрый, нежный, все прощающий мальчик, который не может дать сдачи. Папе это не нравилось, стал перевоспитывать. Разумеется, это помогло и в жизни, и в спорте, где без характера трудно чего-то добиться. Надо быть мужиком.
Самое яркое воспоминание из жизни в «Спартаке» (2004–2006)?
Ни разу не сыграл за основу, участвовал только в товарищеских матчах. Тем не менее и школа, и дубль дали хороший толчок для развития. Все, что я умею сейчас, – благодаря «Спартаку». Другой вопрос – со мной не захотели заключать новый контракт. Однажды пришел новый игрок – протеже человека, который занимал руководящую должность. Сразу в основу, на мое место. Не считаю, что я был слабее. Просто дали команду: «Тарасова в основу не ставить». Знаете, есть много ребят, которые всеми силами пытаются удержаться в «Спартаке». Ради ромбика на груди. Играть или сидеть на скамейке – для них не так важно. У меня другая позиция: если не позволяют конкурировать, я лучше уйду в команду уровнем ниже, где в меня верят, где буду получать игровую практику, чтобы расти.
Агент Олег Артемов поведал, что ему все-таки пришлось уговаривать вас перейти в «Томь». Это самое трудное решение в вашей карьере?
Потому что я из Москвы. Очень тяжело в 17 лет покидать родной город, отрываться от семьи, чтобы провести три сезона в Сибири. Тяжелое решение, но я принял его достаточно быстро. Почувствовал, что смогу там раскрыться. Родители категорически не хотели меня отпускать, но отец перед отъездом сказал: «Ты уже взрослый. Должен принимать решения сам». Я не испугался, уехал. Верни то время назад, поступил бы сейчас точно так же. Это самое главное. Я ни о чем не жалею.
Замечаете, что большинство талантов пропадают с радаров в возрасте 17–20 лет? После выпуска одни переводятся в дубль, другие скитаются по низшим дивизионам. Кто там играет? Взрослые мужики. Главное – найти с ними общий язык, стать своим. В «Томи» помощником Непомнящего работает Валерий Климов. Когда я приехал в Томск, он и Паша Погребняк помогли мне адаптироваться. С Климовыми до сих пор дружим семьями.
Самая занятная история, которая приключилась с вами в Томске (2006–2008)?
Дебют в премьер-лиге. Такие моменты не забываются. Бывало, Валерий Петраков отличался. Сам по себе – жесткий, прямой, с характером. Больше всего не любил свой бывший клуб – «Москву». Помните, тогдашний гендиректор Юрий Белоус убрал его из команды, чтобы назначить Слуцкого главным? «Москва» на подъеме – и тут вдруг отставка. Все в шоке. С тех пор игры с «Москвой» стали для Петракова принципиальными. Так и говорил: «Самая важная игра в этом сезоне». Если побеждали, много чего нам позволял. Помню, счастливый, забежал в раздевалку: «Парни, красавцы! Три дня выходных!»
Самое интересное предложение, которое вам поступало от другого клуба?
Как ни зайду в Instagram, пишут: «Переходи в “Анжи”». Но не предлагают, ха-ха! В 2009 году, когда играл за «Москву», было три предложения. Два из них – от «Зенита» и «Спартака». Не срослось. Причина – Валерий Карпин, на тот момент – генеральный директор. Отказав всем, был готов к переходу, но в последний момент Карпин сказал «нет». Вскоре возникли мой спаситель Юрий Семин и «Локомотив».
Самый запоминающийся разговор с Ольгой Смородской?
После матча с «Зенитом» (2:0) наши жены пошли поздравлять президента с днем рождения. Набираю супруге: «Ты еще долго?» «Мы пока здесь». – «Включи громкую связь. У меня есть вопрос к Ольге Юрьевне». А я не играл тогда из-за травмы. Говорю: «Травмированные получают премиальные за эту игру?» Она: «Нет, но за то, что дал хорошее интервью, мы обсудим». Все посмеялись. На такой позитивной ноте разговор был закончен.
Игорь Черевченко – самый сильный тренер, с которым вам приходилось работать?
Много их, тренеров, было. Сравнивать сложно – каждый по-своему индивидуален. Сразу после назначения Черевченко всех нас, не буду скрывать – и меня в том числе, мучили сомнения: получится ли у него? Но Черевченко справился. Мы, игроки, тоже, считаю, ему помогли. Наша заслуга в его успехах также присутствует.
Самый крутой тренер-мотиватор в вашей карьере?
Кучук. По духу мы очень близки, при нем я раскрылся. Наверное, многие косо смотрели на мое общение с ним. Но я никогда не был подхалимом, который намеренно идет на контакт с тренером. Инициатива исходила от Кучука. Он нашел ко мне подход, доверял. Во многом благодаря ему я здорово провел сезон 2013/2014.
Самая запоминающаяся тренерская речь в вашей карьере?
2009 год. Перед игрой со «Спартаком» «Москва» обзавелась новым спонсором. Всем членам команды выдали деловые костюмы. День матча. До выхода на поле остается 15 минут. Ждем тренера Божовича. Наконец он заходит: поправляя галстук, раздраженно бормочет что-то под нос. Удалось разобрать только мат. Встретив недопонимание, Миодраг улыбнулся: «Парни, мне кажется, я тренер Manchester United». И все повалились со смеху! «Мы с кем играем? – продолжил, – со “Спартаком”! Какая н… установка? Поехали!» Что сказать… Помогло: выиграли 3:1, я забил гол.
Самый странный матч в вашей карьере?
Встреча на выезде против кавказской команды. Ношусь весь первый тайм и не понимаю, почему никто из наших не обостряет игру. В перерыве подошел один опытный игрок: «Ты что, не видишь, что происходит?» «Теперь вижу». Тут же отправился к тренеру: наплел, что мне плохо, и на второй тайм не вышел. Не дай бог, когда-либо предложат сыграть договорняк.
Одни выезжают на таланте, другие – на трудолюбии и воле. Кто из знакомых вам футболистов самый талантливый?
Из нынешних – Саша Кокорин. Думаю, он еще покажет себя. Очень быстрый, с хорошей техникой, имеет характер и голевое чутье. Каждый из перечисленных пунктов он способен развить, но не в РФПЛ. Ему нужно ехать в Европу. В Испанию или Англию.
Самый волевой?
Игорь Денисов. Мужик, боец.
Самый техничный?
Тяжелее всего играть против Халка. Быстрый. При своей массе очень техничный. У него практически невозможно отнять мяч без нарушения.
Самый трудолюбивый?
Я.
Самый необычный легионер на вашей памяти?
Даме Н’Дойе. Реально самый необычный. Простой, добрый, любил повторять все, что я говорил в его адрес по-русски. Так рождались истории. Однажды вышли на тренировку, говорю: «Даме, а пошли-ка домой». Он в ответ как заорал: «Пошли домой!» В ту секунду рядом проходил тренер. Глядим – а у него глаза по пять копеек. Историй – масса. Самая крутая произошла с Кучуком, когда Даме при всех схватил его за нос. Удивила реакция тренера: Кучук просто дал Даме под зад и продолжил занятие.
Самый умный человек из мира футбола, которого вы встречали?
Мой отец, который играл в дубле «Локомотива». Очень хорошо разбирался в футболе. Второй – Алекс Фергюсон. Грамотный, умный специалист. Прочитал его автобиографию за два дня. Для меня это дорогого стоит.
Самый начитанный футболист, которого вы встречали?
Максим Беляев. Играл в «Локомотиве», сейчас в «Шиннике». Помню, в его руках всегда была книга.
Самая трогательная встреча с болельщиками?
Таких не бывает. Всегда есть недовольные. В целом все хорошо. С некоторыми фанатами общаюсь напрямую. Созваниваемся, переписываемся, обсуждаем актуальные вопросы. А трогательная… У нас есть денежная возможность помочь людям, у которых случилось несчастье: авария, болезнь… Иногда к нам обращаются. И мы никогда не отворачиваемся. Для меня это норма – когда люди помогают друг другу.
Вы – активный пользователь социальных сетей. Самое забавное из того, что вам писали поклонники?
Гей, п… Хамства достаточно. Уже не обращаю на это внимания. Хотя когда только завел Instagram, бывало, вскипал, предлагал людям встретиться. Сейчас никому не отвечаю. Заношу в черный список и все.
Самая дикая история, которую слышали о себе?
О том, что я из Канска. Даже не знаю, где этот город расположен на карте России. Конечно, может, родители что-то недоговаривали. После интервью позвоню маме, уточню.
Самое главное, чем вы гордитесь в нашей стране?
Президентом. Уважаю за все, что он делает. Сколько он будет править? Сложно сказать. Путин меня устраивает. Есть мечта встретиться и поговорить один на один.
Самое главное, о чем бы вы спросили у Бога?
Зачем умирают люди?
Расскажите о самой большой вашей мечте.
Я суеверный. Промолчу. Иначе не сбудется.