По своей двухкомнатной квартире Нина Власова передвигается с трудом, опираясь на трость. Тело женщины с ног до головы покрыто рубцами. Когда-то общительная и гостеприимная, теперь она ведет замкнутый образ жизни и не любит фотографироваться. Около пяти лет назад ее искалечил бультерьер.
— Вот какая я была. Красивая? — спрашивает, показывая мне фото. На них жизнерадостная и улыбающаяся дама лет сорока. Вот танцует на новогоднем капустнике, вот утопает в выращенных на даче цветах...
На приусадебном участке и произошла трагедия.
— Сосед новый появился, — продолжает Нина. — Молодой человек лет 30. Мне он не нравился. Хамоватый такой. На дачу приезжал только веселиться и пить. Привез с собой собаку. И все время ею всех пугал. Особенно, когда напьется. Выходит на улицу, спускает с поводка и командует: «Фас!» Сам уходит в дом. Кобель с лаем носится по округе. Деревенские по домам сидят, выходить боятся. Я ему несколько раз замечания делала. Он отвечал, что собака — боец, должна злой быть. Но обиду затаил...
В тот страшный день она убирала дачный домик. Вдруг услышала истошное мяуканье кошки Глашки. Выбежала во двор. И увидела, как соседский бультерьер рвет ее питомицу на части. А за низеньким забором — взрослому псу не преграда — стоит сосед и ухмыляется.
— Схватила палку и побежала спасать свою Глашку, — вспоминает моя собеседница. — Я ведь ее котенком еще нашла, лежала умирала возле метро. Выходила ее. Она мне словно ребенок. Кричу соседу, чтобы отогнал собаку. А он развернулся и ушел.
Видимо, почувствовав «карт-бланш», разъяренный бультерьер тут же набросился на женщину. Вцепился в ногу. От боли она присела — и тогда кобель стал кусать руки, тело, лицо. Причем с такой силой, будто старался вырвать кусок плоти побольше.
— Он, наверное, чувствовал запах крови и от этого становился еще злее, — вспоминает Нина. — Я кричала громко. Потом силы закончились, потеряла сознание...
Спас женщину сосед — деревенский житель Константин, охотник со стажем. Точный выстрел навсегда утихомирил взбесившегося пса. Истерзанную женщину отправили в больницу. Ее состояние было настолько тяжелым, что врачи не давали прогнозов. Около года Нина провела на больничной койке: перенесла несколько операций, преодолела мучительные боли. И приступы отчаяния — при взгляде в зеркало.
— Иногда боль была такой невыносимой, что думалось: пусть бы пес меня загрыз насмерть, — признается Нина Власова.
— А с хозяином собаки что стало? Вы заявление на него в полицию написали? — интересуюсь я.
— Ищут хозяина. Участковый и следователь приезжали. Но его и след простыл. Прячется где-то, наверное...
Экзамен, поводок, намордник
Случаев, когда псы, причем домашние, нападают на людей, становится все больше. Однако не всегда после трагедии владелец собаки оказывается на скамье подсудимых.
— На безответственных хозяев нет никакой управы, — говорит адвокат Наталья Дудко. — Возбудить уголовное дело против владельца могут по статье «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». При этом собачий укус считается тяжким вредом здоровью лишь в том случае, если произошло, например, «неизгладимое обезображивание лица». Наказание по этой статье весьма мягкое — штраф до 80 тысяч рублей. Чтобы обезопасить людей от нерадивых хозяев, необходим закон, в котором четко прописана уголовная ответственность. А его несколько лет принять не могут.
Проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными» был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ в конце 2010 года. В феврале 2011-го прошел первое чтение и завис. Как признавались народные избранники, законопроект был сырой, но из-за участившихся случаев нападения собак на людей его все-таки рассмотрели. Однако второе чтение отложили на неопределенный срок. С тех пор внесены десятки поправок. Не раз проводились общественные слушания — и в Госдуме, и в Совете Федерации.
Что же предлагают депутаты? Документ охватывает все стороны взаимоотношений человека и животного — в квартирах, на улицах, в цирках, приютах. Речь идет практически обо всех питомцах, большинство из которых предлагается признать компаньонами — от рыбок, ежиков и черепашек до собак, кошек и лошадей. В зоне особого внимания — собаки. Законопроект вводит для них новое юридическое понятие — «потенциально опасные». К ним депутаты причислили семь пород: среднеазиатская овчарка (алабай), американский стаффордширский терьер, кавказская овчарка, американский питбультерьер, южноафриканский бурбуль, карельская медвежья собака и анатолийский карабаш. А также метисов этих пород.
По мнению народных избранников, все перечисленные собаки могут представлять угрозу жизни и здоровью человека. Поэтому по достижении 18 месяцев должны быть зарегистрированы. Перед этим пес пройдет курсы специальной дрессировки, после которой получит удостоверение «культурного пса».
— Собаку начинают тренировать с 3–4 месяцев, — рассказывает кинолог Виталий Боровицкий. — Можно и в более позднем возрасте, но тогда для хорошего результата потребуется больше времени и усилий.
По его словам, во время общего курса дрессировки у пса вырабатывается послушание. Длится курс до четырех месяцев. За это время животное обучается простым командам: «ко мне», «фу», «сидеть» «рядом», «место». Подавать предмет — «апорт» и «дай», преодолевать препятствия — «барьер», «вперед»; не реагировать на резкие звуки (например, выстрел) и спокойно относиться к наморднику.
После обучения пес проходит экзамен на специальной площадке. Собачьи знания оценивают судьи — профессиональные кинологи.
— Все, как на экзамене в школе, — продолжает Боровицкий. — За выполнение каждой команды — баллы. Потом подсчитывается общий результат и выдается диплом.
— А если собака не справится с испытаниями? Что тогда?
— За мою 30-летнюю практику не было собак, не прошедших курс, — с гордостью говорит кинолог. — Но чтобы собака была управляемой, с ней надо постоянно заниматься — дома, на площадке. Ежедневные занятия необходимы животным, как еда и сон.
Закон будет строг не только к собакам, но и к хозяевам. В проекте четко прописано, как владелец должен ухаживать за своим питомцем: кормить, поить, давать ему возможность поспать и погулять. При этом на детских площадках, территориях медицинских, образовательных, спортивных и культурных учреждений (кроме лесов, скверов и парков) прогулки с собаками будут вообще запрещены. Гулять с животными смогут только лица, достигшие 18 лет, дееспособные и, подчеркивают законодатели, трезвые.
Перед выходом на прогулку, по новым правилам, владелец собаки обязан надеть на пса намордник, а на улице не спускать животное с поводка. На ошейнике должны быть указаны контактные данные владельца. Впрочем, и в этот пункт эксперты внесли поправку. Они предлагают разрешить псам, рост которых не превышает 30 см в холке, бегать по улицам без поводка и намордника.
Усыплять — в крайнем случае
А что предлагается делать с собакой, если она напала на человека? Закон суров: усыплять. Однако зоозащитники просят отказаться от этой меры и рассмотреть возможность изоляции собаки до полного выяснения обстоятельств нападения.
— У нас могут собаку убить, усыпить, а истинного виновника происшествия не накажут, — заступается за своих питомцев кинолог и зоозащитник Ольга Захарова. — Ничего не бывает просто так, собаку ведь могут и спровоцировать, замахнуться палкой. Прежде чем убить, надо все выяснить.
После принятия закона «Об ответственном обращении с животными» в Административный и Уголовный кодексы России внесут изменения. Так, невыполнение требований по содержанию животных будут наказывать штрафом до 5000 рублей или арестом до 15 суток. Можно будет также конфисковать животное, поместить его в приют.
— Собачий укус предполагается приравнять к нанесению вреда здоровью, — говорит юрист Сергей Иванов. — И уже не только повреждение лица будет считаться «тяжелой степенью». Под это определение могут попасть укусы, повлекшие частичную или полную потерю функциональности какого-либо органа. Тогда к хозяину собаки будут применяться меры за нанесение тяжких телесных повреждений — согласно Уголовному кодексу РФ.
— Закон необходим — собаки обретут официальный статус, а их хозяева — ответственность за своих питомцев, — говорит юрист Александр Андреев. — Но у меня вопрос: сколько это все стоит?
Кинологи сообщили мне, что только курс дрессировки обойдется в 12 000 – 30 000 рублей. Заниматься регистрацией собак должны «некоммерческие специализированные организации». А как попасть в число тех, кто будет решать, давать паспорт или нет? Ведь это золотая жила, под стать былому техосмотру...
— Закон, если он будет принят, несет в себе дополнительную финансовую нагрузку, — продолжает юрист. — Обязательная регистрация собак коснется и породистого домашнего питомца, и Шарика, который бегает во дворе частного дома где-нибудь в глубинке. И что тогда? Где хозяин беспородного Шарика возьмет деньги на обязательные прививки, курсы дрессировки и заполнение всех регистрационных бумаг?
По мнению Андреева, в таких случаях хозяевам беспородных псов будет дешевле купить собачью регистрацию.
— Когда в законе есть лазейки, всегда найдутся те, кто из этих лазеек будет делать деньги, — констатирует он.
Тем не менее большинство наших собеседников считают, что закон, хотя он пока не идеален, нужно принимать. Это позволит всем пострадавшим от четвероногих (испуг, нападение, загаженная собачьими экскрементами детская площадка) защитить свои права. А кроме того, повысит ответственность будущих собаковладельцев. Прежде чем брать щенка, человек задумается: а готов ли я к такому бремени?
Воспитывать надо хозяина
В необходимости принятия такого закона уверена Елена Мычко — кинолог, исследователь социального поведения и рассудочной деятельности псовых кафедры высшей нервной деятельности биофака МГУ. Автор пособий и статей по кинологии, преподаватель курсов Российской кинологической федерации. Но наличие списка опасных собак Елена считает «бредом».
— Ген агрессивности у собак не доминантный, — говорит она. — Даже у бойцовых пород он зачастую не проявляется, если собаку специально не учат агрессии, не тренируют в ней злобу.
По ее словам, когда собака бросается на людей, это ошибка хозяина — животное неправильно воспитано.
— Паспорт «культурного пса» надо давать всем собакам, независимо от породы и размера, — считает Мычко. — До полутора лет они хорошо поддаются дрессировке. После тоже можно воспитать, но при этом от хозяина потребуется больше времени и усилий. Проблема в том, что владельцы взрослых невоспитанных псов не хотят тратить на это время. Есть еще один нюанс: собака берет пример со своих хозяев. Если те агрессивны с окружающими, то и пес будет копировать это поведение.
18 лет назад Елена Мычко продала свою столичную квартиру и организовала питомник «Стражи». Здесь выводят «опасную» среднеазиатскую овчарку. За время существования питомника ее воспитанники ни разу не нападали на человека. И еще: щенков здесь продадут далеко не каждому.
— Если я вижу, что будущий владелец не справится, отказываю, — говорит Елена.
К сожалению, этого правила придерживаются не все заводчики.
Судьба «собачьего» закона
Из 15 депутатов, готовивших проект закона «Об ответственном обращении с животными», сейчас в Госдуме осталось только трое. Возможно, именно этим и объясняется то, что документ завис.
Главными инициаторами законопроекта были Владимир Мединский и Евгений Туголуков. Первый возглавил Минкульт, второй — вернулся в бизнес. Так или иначе, покинули думские стены почти все остальные разработчики законопроекта.
— Замечания, внесенные при рассмотрении законопроекта в первом чтении, давно исправлены, — рассказал «Культуре» Александр Гаврилов, помощник депутата Госдумы Магомедкади Гасанова, одного из трех оставшихся в стенах нижней палаты разработчиков документа. — Вот только его принятие во втором чтении без конца переносится. Время от времени собирают рабочую группу, человек 60–70. Но самый продуктивный состав — 10–15 человек, а свыше — уже базар начинается...
По словам Гаврилова, внедрение закона влетит бюджету в копеечку. Еще в 2011 году его стоимость оценивалась более чем в 2 млрд рублей. А во сколько обойдется сегодня? Никто не подсчитывал.
Торможением закона встревожились в Совете Федерации. В феврале этого года зампредседателя комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова собрала круглый стол. Тема: «Участие институтов гражданского общества в защите животных».
— В последнее время, — констатировала сенатор, — в России все больше фактов жестокого обращения с животными. Популярность набирает так называемое «догхантерство» — развлечение по истреблению безнадзорных собак. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует комплексное регулирование правоотношений, связанных с содержанием домашних животных. Субъекты Российской Федерации также не могут полноценно осуществлять правовое регулирование в данной сфере.
В сенате резюмировали, что закон должен быть принят как можно быстрее. Благо теперь у документа появился новый ответственный — по словам Гаврилова, это член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин.