ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 26, 2025

Пенсия звучит всё тише

Рейтинг: 0

Автор: Виталий Цепляев. Аргументы и Факты Москва

1 апреля в России на 14,75% повышаются социальные пенсии. Их получают примерно 4 млн человек, в том числе пожилые граждане, по разным причинам не заработавшие себе на обычную страховую пенсию.

О том, поспевает ли рост пенсий за ростом цен и зарплат, и можно ли обеспечить себе сносную жизнь в старости, aif.ru спросил у профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова.

Кому и картошка роскошь

Виталий Цепляев, aif.ru: — Александр Львович, предстоящая индексация вдвое больше прошлогодней — в 2024 году соцпенсии подняли только на 7,5%. С чем это связано — с разгоном инфляции?

Александр Сафонов: — Любая индексация связана с инфляцией. Но в нашем законодательстве не прописан универсальный механизм индексации для всех видов социальных выплат. И размер повышения, и его периодичность могут отличаться год от года. Власти проводят его «в ручном режиме», исходя из нескольких соображений: насколько то или иное пособие «просело» в результате роста цен, достаточно ли в казне денег, чтобы его повысить, и т.д.

— Даже после повышения размеры социальных пенсий будут выглядеть очень скромно. Пенсия по старости — 8824 рубля в месяц, столько же станут получать инвалиды 2 группы. Инвалиды 3 группы — 7500 рублей. На эти деньги ведь невозможно прожить?

— Конечно. К этим пенсиям в каждом регионе делают доплату до размера прожиточного минимума, установленного в данном регионе — меньше него получать никто не может. Другой вопрос, что даже эта сумма (а средний прожиточный минимум пенсионера в России в 2025 году — 15250 рублей) далека от желаемой.

— Страховые пенсии повысили минувшей зимой на 9,5%, то есть на размер официальной инфляции 2024 года. Но каждый, кто ходит в магазин, подтвердит, что цены на продукты за год выросли гораздо сильнее.

— Совершенно верно. Мало того, у пенсионеров доля расходов на питание, как правило, выше, чем у обычной семьи. Если в среднем граждане тратят на еду 30% семейного бюджета, то малоимущие, в том числе пенсионеры — около 50%. Соответственно, продуктовая инфляция бьет по ним ещё сильнее. Кого-то, конечно, выручают огороды, но таких меньшинство. Большинству приходится покупать картошку в магазине, где за год она подорожала на 92%, практически вдвое! А ведь картошка в бедных семьях — едва ли не основа рациона. Обеспеченный человек при росте цен на некую группу товаров может безболезненно перейти на другую, подешевле. Будет, например, покупать вещи не от «Гуччи», а от какого-нибудь китайского бренда. Пенсионеру же переходить некуда, он уже находится в низшем потребительском диапазоне. Сменить тип питания он не может, может только сократить его физический объем. И покупать, допустим, не три килограмма картошки в неделю, а два.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни