16 марта Владимир Путин на совещании о социально-экономической поддержке регионов из Ново-Огарево в режиме видео-конференц-связи (ВКС) выступил с речью, которую специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников считает мобилизационной. И это именно о том, что кто не с нами, тот против нас.
Владимир Путин давно должен был высказаться. Туман, связанный с ситуацией в экономике, не то что сгущается. А стремительно мрачнеет. Так кажется многим. Иногда кажется, что всем. Необходимо было прояснить.
Во встрече участвовали Кабинет министров, главы регионов, полпреды. Подготовка к ВКС-совещанию была как в решающие коронавирусные дни, то есть масштабной. На связи были все.
И все начало совещания, как и следовало предполагать, оказалось о том, почему все случилось именно так. Для этого Владимиру Путину пришлось повторить азбучные (потому что они сейчас, видимо, именно такие для него) истины.
— Главная цель действий России — это помощь нашим людям на Донбассе, которые в течение почти восьми лет самыми варварскими методами — блокадой, крупномасштабными карательными акциями, терактами и постоянными артиллерийскими обстрелами — подвергались настоящему геноциду,— напомнил Владимир Путин.— И за что? Только за то, что они добивались элементарных человеческих прав — жить по законам и традициям своих предков, говорить на родном языке, растить своих детей так, как они хотят.
А вот немецкий канцлер Олаф Шольц бы опять не согласился.
— При этом киевские власти не просто игнорировали, саботировали на протяжении всех этих лет реализацию Минского комплекса мер по мирному урегулированию кризиса,— напомнил Владимир Путин,— но в конце прошлого года и вовсе публично отказались от его исполнения.
Более того, и не приступали.
— Приступили они и к практической реализации планов по вступлению в НАТО,— продолжил российский президент.— Прозвучали и заявления киевских властей о намерении создать теперь уже и собственное ядерное оружие, и средства его доставки. Это была реальная угроза. Уже в обозримом будущем при зарубежном техническом содействии пронацистский режим в Киеве мог получить в свои руки оружие массового уничтожения, и целью для него, конечно, была бы Россия.
В этом, впрочем, слишком уж никто в мире не был заинтересован, так что вряд ли получилось бы.
Но понятно, что целью Владимира Путина было в очередной раз продемонстрировать, что ввод российских войск был неизбежен. В этой линейке аргумент был органичен. Но ею и ограничен.
Как и обвинения в создании компонентов биологического оружия на Украине, которые прозвучали сразу после этого.
— Наши неоднократные предупреждения о том, что подобное развитие событий несет прямую угрозу безопасности России, были отвергнуты Украиной, их покровителями из США и НАТО, причем с показным и циничным пренебрежением,— говорил президент России, и очевидно, что ничего другого он и не предполагал: предложения и были-то сделаны, как говорится, «на отвали» — как, например, ультимативная идея вернуть рубежи НАТО к границам 1997 года.
— Таким образом, все дипломатические возможности были полностью исчерпаны,— добавил российский президент.— Нам просто не оставили никаких вариантов мирным путем решить проблемы, возникающие не по нашей вине. И в этой связи мы были просто вынуждены начать специальную военную операцию.
Известно ведь, что делать, когда исчерпаны дипломатические возможности. Только так.
— Появление российских войск под Киевом и у других городов Украины связано не с намерением оккупировать эту страну,— подчеркнул Владимир Путин.— У нас нет такой цели, и об этом мною тоже было прямо сказано в обращении 24 февраля.
То есть это был просто инструмент для достижения более высоких целей.
— Что касается тактики боевых действий, которая была выработана Министерством обороны России и нашим Генеральным штабом, то она полностью себя оправдала. И наши парни, солдаты и офицеры, проявляют мужество и героизм, делают все, что от них зависит, чтобы избежать потерь среди мирного населения украинских городов,— говорил Владимир Путин.— Хочу сказать об этом впервые: в самом начале операции на Донбассе киевским властям по разным каналам с целью избежать бессмысленного кровопролития было предложено не вступать в боевые действия, а просто вывести свои войска из Донбасса. Не захотели. Ну что же, это их решение. Осознание того, что происходит в реальной обстановке, на земле, придет неизбежно.
Это действительно новая информация. Остается представить себе, как киевские власти вывели бы свои войска из Донбасса. И сразу же сами себя — из Украины.
— Отмечу,— сказал Владимир Путин,— что Украина, поощряемая Соединенными Штатами и рядом западных стран, целенаправленно готовилась к силовому сценарию, кровавой бойне и этническим чисткам на Донбассе. Массированное наступление на Донбасс, а затем на Крым было только вопросом времени. И наши вооруженные силы сорвали эти планы.
Владимир Путин по крайней мере не настаивал на том, что это случилось бы на следующий день после того, как российские войска не вошли бы на Украину.
Все меньше было похоже на то, что идет совещание по социально-экономической поддержке регионов. Это был еще не тот Совбез, но к нему, похоже, дело шло.
— В Киеве не только готовились к войне, к агрессии против России, против Донбасса — они ее вели,— продолжал президент.— Не прекращались попытки организовать в Крыму диверсии и террористическое подполье. Все последние годы продолжались боевые действия на Донбассе, обстрелы мирных населенных пунктов. За это время погибли почти 14 тыс. мирных граждан, среди них — дети. 14 марта по центру Донецка, как вы знаете, был нанесен ракетный удар. Это был откровенный кровавый теракт, который унес жизни больше 20 человек. И такие обстрелы продолжаются все последние дни. Бьют без разбора, по площадям, с фанатизмом и остервенением обреченных — как фашисты, которые в последние дни Третьего рейха пытались утащить с собой в могилу как можно больше невинных жертв.
Речь Владимира Путина тоже была выстроена по законам военного времени: накал становился уже даже слишком, для чьих-то нервов невыносимо высок.
— Но что поражает своим запредельным цинизмом — это не только беспардонная ложь Киева, заявления, что это Россия… додумались и до этого… якобы запустила ракету по Донецку, но и то, что так называемый цивилизованный западный мир, европейская и американская пресса даже не заметили трагедии Донецка, как будто ничего и не было! Именно так же лицемерно они отводили глаза и все последние восемь лет, когда матери на Донбассе хоронили своих детей! Когда убивали стариков! Это просто какая-то моральная, нравственная деградация, полное расчеловечивание! — воскликнул российский президент.
Путей для отступления у Владимира Путина и так давно нет. Но так далеко он, пожалуй, до сих пор не заходил.
Владимир Путин обратил внимание и на то, почему армия перешла все границы:
— Но что хочу подчеркнуть и прошу обратить на это внимание: если бы наши войска действовали только на территории народных республик, помогли им освободить свою землю, это не стало бы окончательным решением, не привело бы к миру и не ликвидировало бы в корне угрозы — для нашей страны, уже для России. Напротив, вокруг Донбасса и по его границам пролегла бы новая линия фронта, продолжались бы обстрелы и провокации. То есть вооруженный конфликт тянулся бы бесконечно, подпитывался реваншистской истерией киевского режима, а военная инфраструктура НАТО на Украине развертывалась бы еще быстрее и агрессивнее: мы были бы поставлены перед фактом, что ударные, наступательные вооружения альянса уже у наших границ.
Он говорил об этом еще накануне Международного женского дня, на встрече с сотрудницами авиаотрасли, и скажет, видимо, еще не один и не два раза.
— Повторю: у нас не оставалось другого варианта для самозащиты, для обеспечения безопасности России, кроме проведения специальной военной операции,— снова объяснился он.— И все поставленные задачи, безусловно, будут решены. Мы надежно обеспечим безопасность России и нашего народа и никогда не допустим, чтобы Украина служила плацдармом для агрессивных действий против нашей страны.
То есть все будет продолжаться и продолжаться.
— Именно принципиальные для России, для нашего будущего вопросы — по нейтральному статусу Украины, по демилитаризации и денацификации — мы были готовы и готовы сейчас обсуждать в ходе переговоров,— заявил Владимир Путин.— Наша страна сделала все для организации и проведения этих переговоров, понимая, что необходимо использовать любую возможность для того, чтобы сберечь людей и их жизни.
Он не упомянул признание Украиной Крыма в составе России и независимости ЛНР и ДНР, потому что от этих пунктов можно и отказаться в возможном мирном договоре или потому, что просто сейчас было не об этом?
— Но мы вновь и вновь убеждаемся, что киевскому режиму, которому его западные хозяева поставили задачу создать агрессивную «анти-Россию», судьба самого народа Украины безразлична. То, что гибнут люди, то, что сотни тысяч, миллионы стали беженцами, то, что в городах, которые удерживают неонацисты и их вооруженные преступники, выпущенные из тюрем, происходит настоящая гуманитарная катастрофа — все безразлично! — продолжал президент.
Это был очередной призыв все-таки сдаться.
Наконец Владимир Путин начал переходить, кажется, к повестке совещания:
— В качестве оружия они избрали и экономические, финансовые, торговые, другие санкции в отношении России, которые бьют сейчас по самим, кстати говоря, европейцам и американцам через растущие цены на бензин, энергоносители, продукты питания, через потерю рабочих мест, связанных с российским рынком. И не надо здесь, что называется, перекладывать с больной головы на здоровую, во всем обвиняя нашу страну… Повторю, сегодня всей планете приходится расплачиваться именно за амбиции Запада, за его попытки любыми способами сохранить свое ускользающее доминирование.
Владимир Путин воюет, без сомнения, не с Украиной. Он воюет с Западом. А значит, он должен был понимать, что и Запад будет воевать с ним с использованием всех видов вооружения (которые называет сейчас экономическими санкциями), в том числе и летальных для нашей страны.
— Введение санкций — это логическое продолжение, концентрированное выражение безответственной, недальновидной политики правительств и центральных банков США и стран ЕС,— подтвердил российский президент.— Именно они за последние годы собственными руками разогнали спираль мировой инфляции, своими действиями привели к росту глобальной бедности и усилению неравенства, к новым потокам беженцев во всем мире. И возникает вопрос: кто теперь ответит за миллионы голодных смертей в беднейших странах мира из-за растущего дефицита продовольствия?
Надеюсь, это было не о будущем преддефолтного состояния российской экономики.
Нет, все-таки о нем, но немного более замысловато:
— Так, нелегитимные действия по заморозке части валютных резервов Банка России подводят черту под надежностью так называемых первоклассных активов. По факту и США, и ЕС объявили самый настоящий дефолт по своим обязательствам перед Россией. Теперь каждый знает, что финансовые резервы могут быть попросту украдены. И видя это, многие страны уже в ближайшее время могут начать — уверен, так и будет происходить,— конвертировать свои бумажные и цифровые накопления в настоящие резервы в виде сырьевых товаров, земли, продовольствия, золота, других реальных активов, что только усилит дефицит на этих рынках.
— Мы ценим позицию тех иностранных компаний, которые, несмотря на беспардонное давление со стороны США и их вассалов, продолжают работу в нашей стране. В дальнейшем они обязательно получат дополнительные возможности для развития. Мы также знаем и тех, кто трусливо предал своих партнеров, забыл об ответственности перед сотрудниками и клиентами в России, поспешил заработать призрачные дивиденды на участии в антироссийской кампании. При этом в отличие от западных стран мы будем уважать права собственности,— сказал господин Путин.
Трусливо предавшие, возможно, просто посмотрели телевизор — и все решили для себя.
Риторика российского президента между тем становилась беспрецедентной даже для него:
— Во многих западных странах людей только за то, что они родом из России, подвергают настоящей травле сегодня: отказывают в медицинской помощи, изгоняют детей из школ, лишают работы их родителей, запрещают русскую музыку, культуру, литературу. Пытаясь «отменить» Россию, Запад сорвал с себя все маски приличия, стал действовать по-хамски, продемонстрировал свою истинную натуру. Просто напрашиваются прямые аналогии с антисемитскими погромами, которые устраивали нацисты в Германии 30-х годов прошлого века, а затем и их приспешники из многих европейских стран, которые присоединились к гитлеровской агрессии против нашей страны во время Великой Отечественной войны!
Этот период Владимир Путин завершил, впрочем, оптимистично:
— Мы понимаем, каким ресурсом обладает эта империя лжи, но против правды и справедливости она все равно бессильна. Россия будет последовательно доводить свою позицию до всего мира. А позиция у нас честная и открытая, и все больше людей ее слышат, понимают и разделяют.
Нет, вот такого впечатления точно нет.
— Да, безусловно, они будут пытаться делать ставку на так называемую пятую колонну, на национал-предателей, на тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живет там, и «живет» даже не в географическом смысле этого слова, а по своим мыслям, по своему рабскому сознанию,— добавил господин Путин.
И тут президент перешел к самой, возможно, сложноустроенной категории населения России:
— Я совсем не осуждаю тех, у кого вилла в Майами или на французской Ривьере, кто не может обойтись без фуа-гра, устриц или так называемых гендерных свобод. Проблема абсолютно не в этом, а, повторю, в том, что многие из таких людей по своей сути ментально находятся именно там, а не здесь, не с нашим народом, не с Россией. Это и есть, по их мнению — по их мнению! — признак принадлежности к высшей касте, к высшей расе. Подобные люди готовы и мать родную продать, только бы им разрешили сидеть в прихожей у этой самой высшей касты! Они хотят быть похожими на нее, всячески подражая ей. Но они забывают или не понимают вообще, что этой так называемой высшей касте они если и нужны, то как расходный материал, чтобы использовать их для нанесения максимального ущерба нашему народу…
Но любой народ, а тем более российский народ, всегда сможет отличить истинных патриотов от подонков и предателей и просто выплюнет их, как случайно залетевшую в рот мошку, выплюнет на панель. Убежден, такое естественное и необходимое самоочищение общества только укрепит нашу страну, нашу солидарность, сплоченность и готовность ответить на любые вызовы.
Если кто-то из впопыхах уехавших после 24 февраля уже думал было вернуться, то в этот момент, надо полагать, сдает билеты.
— Да, многие страны в мире смирились давно уже с тем, чтобы жить, согнув спину и подобострастно принимая все решения своего суверена, заглядывая подобострастно ему в глаза. Так живут многие страны. К сожалению, и в Европе. Но Россия никогда не будет в таком жалком и униженном состоянии, и борьба, которую мы ведем,— это борьба за наш суверенитет, за будущее нашей страны и наших детей. Мы будем сражаться за право быть и оставаться Россией! Примером нам — мужество и стойкость наших солдат и офицеров, верных защитников Отечества!
Это, наверное, и есть призыв к консолидации элит. И ультиматум им.
Так эта речь и стала мобилизационной.
— Да, сейчас нам непросто,— признал президент.— Российские финансовые компании, крупные предприятия, малый и средний бизнес столкнулись с беспрецедентным давлением. Первой под удар санкций попала банковская система, но российские банки справились с этим вызовом (впрочем, вряд ли это последний удар.— А. К.). Работая буквально в круглосуточном режиме, они продолжают проводить платежи и расчеты граждан, обеспечивать деятельность предприятий.
— Вторая волна санкций,— добавил Владимир Путин,— была призвана спровоцировать панику в торговой сфере. По оценкам, за прошедшие три недели дополнительный спрос на товары превысил триллион рублей. Но отечественные производители, поставщики, транспортные и логистические компании сделали все, чтобы избежать масштабного дефицита в розничных сетях.
Президент искренне поощрял отечественного производителя, который был с ним (ведь главное сейчас — не остаться наедине с собой):
— Хочу выразить благодарность предпринимательскому сообществу России, трудовым коллективам компаний, банков и организаций, которые не только дают эффективный ответ на санкционные вызовы, но и закладывают основу для дальнейшего устойчивого развития нашей экономики. И отдельно хочу отметить правительство, Банк России ($300 млрд уже не считаются.— А. К.), глав субъектов федерации, региональные и муниципальные команды. В нынешних непростых условиях вы ответственно решаете стоящие перед вами задачи. Очевидно, что организовать против России экономический блицкриг, деморализовать наше общество, взять нас нахрапом не получилось, поэтому мы наверняка увидим попытки усилить давление на нашу страну. Но преодолеем и эти трудности.
Владимир Путин подтвердил все социальные выплаты, анонсировал повышение заплат бюджетников, увеличение МРОТ (минимального размера оплаты труда.— “Ъ”) и прожиточного минимума, заверил, что не пострадают стройка и дороги, что «что проблема сейчас не в деньгах»… Дальше заседание напоминало одно из тех десятков совещаний, что в последние два года были посвящены борьбе с уроном, который наносил экономике коронавирус. Очевидно, и Владимиру Путину тоже. И может быть, после него сложилось впечатление, что нам не привыкать.
Но нет, к этому не привыкнешь.