Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Революционные идеи достались ей, можно сказать, по наследству: Константин Крупский поддерживал Польское восстание и увлекался идеями народничества. После его смерти опеку над вдовой и дочерью взял его друг, член «Земли и воли» Николай Уткин. Предположительно, именно его влияние окончательно определило характер Крупской как решительной революционерки.
Девушка взялась за изучение марксизма, завела соответствующие знакомства, начала преподавать в школе рабочей молодёжи.
В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста (на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской), а из-за ранних залысин.
Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста (во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская).
Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой».
Увлечение цензурой
И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства.
Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования. И едва ли не первым делом устроила в молодом государстве жёсткую цензуру.
В 1920 году во все уголки страны были отправлены инструкции по изъятию из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. В немилость впали произведения Платона, Канта, Шопенгауэра, Лескова и даже «Аленький цветочек» Аксакова. Это решение вызвало резкую критику даже со стороны такого ярого сторонника большевиков, как Максим Горький.
«Лично для меня, человека, который всем лучшим своим обязан книгам и который любит их едва ли не больше, чем людей, для меня — это хуже всего, что я испытал в жизни, и позорнее всего, испытанного когда-либо Россией. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья». Из письма Максима Горького Ромену Роллану
Крупская против «Крокодила»
Особенно активную кампанию Крупская позже развернула против Корнея Чуковского. Его сказке «Крокодил» она даже посвятила целую статью в газете «Правда», где называла поэму вредоносной «буржуазной мутью», закладывающей в детские головы отнюдь не коммунистические идеи: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него». Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал.
Крупская занималась не только книжками. Она была инициатором создания пионерского движения (скаутского по форме, коммунистического по содержанию). Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения. Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей.
Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах.
Вражда со Сталиным
После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние. Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую.
Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина». В этом документе, надиктованном Лениным ещё в 1922 году (или, по альтернативной версии, написанном самой Крупской), Сталин не рекомендуется в качестве преемника. Крупская зачитала его перед ближайшими соратниками вождя в мае 1924-го, уже после смерти Ленина. Сталин даже подал в отставку, но вопрос о сохранении им должности генсека (тогда к ней относились как к технической) был поставлен на голосование, и большинство высказались за Сталина. После этого он начал планомерно уничтожать оппозицию. В тридцатых годах «Письмо к съезду» было объявлено фальшивкой и запрещено в СССР.
А для вдовы Ленина настали странные времена. Она сохраняла свои посты, её слова всё ещё хватало, чтобы решать чужие судьбы, однако её собственная ей уже не принадлежала в полной мере. Публично Крупская поддерживала Сталина, а Сталин высказывал ей всё подобающее уважение, но врагами они быть так и не перестали.
27 февраля 1939 года Крупская скоропостижно скончалась от перитонита. Скорая ехала больше трёх часов, спасти Крупскую не удалось.
Накануне Надежда Константиновна отпраздновала своё 70-летие. Угощение к её столу прислал лично Сталин.
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.». Из ленинского «Письма к съезду»