...Теперь понятно, с кем и как лучше всего сейчас переходить российско-украинскую границу. На пограничном переходе Матвеев Курган пограничники выстроились в очередь, чтобы сфотографироваться с Иосифом Кобзоном. Фотосессия длилась минут тридцать, если не больше. Мэтр никому не отказывал и щедро раздаривал свои улыбки как по одну, так и по другую сторону границы. (Со стороны Новороссии, кстати, ее охраняют ополченцы.)
Потом настроение Кобзона испортилось, потому что в Макеевку мы ехали через Иловайск, где еще месяца два назад шли жестокие бои. Теперь здесь - разбитая военная техника украинских силовиков, изуродованные дома горожан и израненные деревья парков и скверов. Но самое страшное... Было уже около полудня, а на улицах - ни души.
- Люди боятся выходить, - объяснил Кобзону водитель, который нас вез.
Мэтр покачал головой. Молча. И тут мне показалось, что на глазах у певца-политика блеснули слезы. Которые, впрочем, он тут же незаметно смахнул ладонью:
- Те, кто устроил этот ад в Донбассе, не дождутся, чтобы Кобзон заплакал. Но они дорого заплатят. Все, давайте помолчим...
Впрочем, в городе Макеевке, что фактически в пригороде Донецка, на улицах появились люди, даже мамаши с детьми, и настроение Кобзона заметно улучшилось.
Местное начальство чуть было не затащило певца и политика в ресторан и попыталось усадить за стол: мол, война-войной, а харч вовремя.
Но Кобзон категорически запротестовал:
- У меня в графике больница - республиканский эндокринологический центр № 3.
Впрочем, когда Иосиф Давыдович подъехал к больничному корпусу, он не на шутку встревожился. Пациенты клиники высыпали на галерею, начали выглядывать из форточек и окон.
Кобзон, помахав им, схватился за голову:
- Простынете же!
Пока певец, войдя в здание, общался с докторами и обитателями клиники, мы разгружали большие коробки с инсулином, которые он привез с собой: их оказалось 14 штук. (Столько же он припас для Луганска, куда собирается завтра.)
Еще в самолете Мэтр признался мне, что везет с собой в Донбасс все свои гонорары, которые заработал за крайние (других терминов здесь, в Новороссии, не употребляют) месяцы.
- А где у вас деньги - тоже в ящиках? - полюбопытствовал я.
- Вам что - показать мой кошелек? - загадочно произнес Кобзон.
...За ним неотступно следовала толпа СМИ - человек 30. И вот - на глазах у всех ! - Иосиф Давыдович открывает багажник машины, на которой мы ехали, распахивает чемодан, вынимает оттуда несколько пачек денег и начинает их раскладывать по карманам. Потом он, не очень-то и маскируясь, передал их тем , кто больше всего в них нуждался. (Уж извините, конкретных адресов называть не буду.)
И еще я понял, почему великий певец примчался на свою истерзанную, но непокоренную родину в Донбасс ( "Кобзон из Часов Яра", - представлялся он всем. ). Кобзон еще раз хотел напомнить всем - и друзьям, и особенно врагам... (а потом и мне сказал на полном серьезе):
- Пока у Донбасса, у Новоросии такие сыны - защитники - нас не поставить на колени.
Но ближе к вечеру певец перестал делать какие-то заявления и что-либо говорить - а в основном только пел. И в макеевской школе N 8 на улице героев Сталинграда - куда привез в подарок музыкальное оборудование. И потом на аншлаговом концерте в Театре "Донбасс-Опера". И... в окрестностях.
Вообще-то сначала Мэтр собирался петь на центральной площади Ленина. Но в Донецке резко похолодало. Вот выступление и перенесли под крышу. А театральный зал может принять только 1 000 с небольшим зрителей - с учетом приставных стульев. Поэтому на здании театра повесили гигантский экран и динамики - с Кобзоном пел весь Донецк! Даже те люди, которые ехали мимо в автобусах и троллейбусах.
На момент подписания номера в печать в Донецке прозвучала примерно сотая часть кобзоновского репертуара, песен 30 - и "Я люблю тебя, Россия", и "Вдоль по Питерской"... И, конечно, "Надежда".
КСТАТИ
Певец привез с собой в Новороссию... Кремлевские куранты
Я провел с Иосифом Давыдовичем целый день , и заметил еще одну любопытную деталь. Звонок его мобильного телефона представлял собой... бой Кремлевских курантов. А так как телефон Мэтра звонил не переставая, то и Кремлевские куранты практически не замолкали. Люди кругом, заслышав эти звуки, улыбались.
- Вы нарочно так мобильники настроили? - спросил я у певца.
- Да ну что вы? - ответил он и хитро улыбнулся. - Просто так случайно совпало!