«Бюджет — это главный закон парламента» — так считается во всех цивилизованных странах. Но в России, похоже, народные избранники пошли своим путем. При первом чтении закон был принят «в условиях колоссального прогула»: на кнопки отказался нажимать каждый девятый депутат. За последнее, третье чтение тоже проголосовали не все — 406 депутатов из 450. Зато правительство успело за три недели внести в документ 769 поправок (по 36 в сутки!) с перераспределением средств в объеме 6,7 трлн рублей, это почти пятая часть расходов. А Счетная палата вдрызг раскритиковала «плохо сверстанные госпрограммы», совокупный объем финансирования которых за три года обещает превысить 20 трлн.
В конечном итоге, в отличие от прошлых лет, главный финансовый документ страны принят лишь тремя парламентскими фракциями («Единая Россия», «Новые люди» и ЛДПР) против двух (КПРФ и «Справедливая Россия — За правду»). Не поддержал правительственный законопроект каждый пятый депутат. Но министр финансов Антон Силуанов результатом доволен, поскольку считает, что главным приоритетом одобренного документа была победа в СВО. «Туда все деньги пошли», — заявил министр, подтвердив, что оборонные расходы в наступающем году составят 10,775 трлн рублей против нынешних 6,406 трлн, то есть с ростом на 68%. Статье «Национальная экономика» повезло меньше — ее финансирование снизится с 4,126 трлн до 3,89 трлн, и авторитетный экономист и депутат Михаил Делягин по этому поводу заявил, что такой бюджет «блокирует развитие экономики». Однако на образование добавлено 83 млрд, на здравоохранение — 50 млрд.
Впрочем, реальные прибавки учителя и врачи вряд ли увидят, поскольку Минфин запланировал в этом году инфляцию в 7,5% — следовательно, «медицинские» и «образовательные» рубли к январю тоже подешевеют. В итоге фактическое финансирование образования из федерального центра в будущем году уменьшится на 33 млрд, а медицины — на 71,5 млрд рублей.
Учтем, однако, что здравоохранение финансируется сразу по трем каналам: из федерального бюджета, из региональных бюджетов и из бюджетов региональных Фондов обязательного медицинского страхования. Теоретически федеральную «недоимку» можно попробовать покрыть за региональный счет. Но, по данным Минфина РФ, подавляющее большинство российских регионов в безнадежном долгу перед федеральной казной — сегодня их совокупная задолженность превышает 3 трлн. А в только что утвержденном парламентом бюджете фактически снижены не только финансирование здравоохранения, но и трансферты (дотации) регионам: вместо 1,530 трлн нынешнего года в следующем они все вместе получат лишь 1,474 трлн номинальных (сегодняшних) рублей. И можно не сомневаться, что во всех дотационных регионах эти деньги уже распределены.
Все же фракция «Справедливая Россия — За правду» предложила увеличить долю расходов бюджета на здравоохранение и образование до 7%, а по разделу «Культура» — до 3%. Резоны? По данным Центра экономики РАНХиГС, в российских школах не хватает более 250 тысяч учителей. По подсчетам Минздрава, дефицит врачей в России составляет почти 26,5 тысячи человек, среднего медперсонала — 58 тысяч человек. Дефицит кадров в сфере культуры, по экспертным оценкам, составляет почти 20 тысяч. «Главная причина — низкая и несправедливая оплата труда», — заявил на пленарном заседании Госдумы справедливоросс, первый зампредседателя комитета по бюджету и налогам Александр Ремезков. Недостающие деньги фракция предложила найти за счет «уменьшения расходов на обслуживание внутреннего госдолга, объема Резервного фонда правительства РФ, а также расходов на «иные непрограммные мероприятия» подраздела «Другие общегосударственные вопросы». Но предложение не прошло.
Провалились и попытки справедливороссов обеспечить жильем детей-сирот и «взрослых сирот» — ветеранов БАМа. Хотя, по данным Счетной палаты, ныне в стране насчитывается 194 тысячи бесквартирных выпускников детских домов, ожидающих жилья по 10-15 лет, но расходы федерального бюджета на эти цели остаются неизменными: 10 млрд рублей ежегодно, которых не хватит даже на 5 тысяч квартир. Фракция предлагала увеличить эту цифру вдвое...
«Своего рода сиротами у родного государства до сих пор остаются люди, которые создали одну из ключевых транспортных магистралей страны — БАМ, где до сих пор во временном жилье проживают 7 тысяч семей, примерно 21 тысяча человек», — также напомнил коллегам депутат Ремезков. По состоянию на 2023 год на программу их расселения с 2011 года ежегодно выделяется около 500 млн рублей, и на сегодняшний день в целом выделено порядка 8 млрд, а всего нужно 25 млрд рублей. Ответом и сиротам, и бамовцам было привычное: «Денег нет, но вы держитесь».
«Лишних» денег у страны действительно нет. Это особенно заметно на примере самого приоритетного — оборонного бюджета. Как заявил в парламенте глава Минфина Антон Силуанов, 29% расходов Россия еще никогда не направляла на укрепление обороноспособности, но сейчас это «первоочередная задача». Весь вопрос, откуда их взять. Например, доходы от нефти и газа в 2023 году запланированы в объеме 8,9 трлн рублей, а в будущем году, по планам властей, должны вырасти до 11,5 трлн — не из-за увеличения продаж, а за счет роста мировых цен. Но как быть, если они не вырастут? Независимые эксперты подозревают: на этот случай у правительства есть «план Б», который заключается в девальвации (обесценении) рубля, как это происходило в последние полтора года. Тогда от каждого экспортного нефтедоллара в бюджет можно получить не 95 рублей, как ныне, а 115 или 125. Но параллельно вырастут внутренние цены на весь импорт, и не только...
В пояснительной записке к проекту бюджета также говорится о планах Минфина повысить доходы от несырьевой экономики с 19,8 трлн до 23,6 трлн рублей, то есть на 20%. Одним из источников такого роста должны стать поступления от взыскания различных долгов. Подробности не раскрываются. Но здесь хотелось бы вспомнить, что, по данным декабря 2022 года, задолженность перед Россией имели 38 стран, общая сумма составила 26,54 млрд долларов. Например, самый крупный покупатель российской нефти Индия задолжала нам 3,3 млрд «зеленых», Вьетнам — 1,5 млрд, Бангладеш — 4,4 млрд. Совокупно эта троица могла бы покрыть своими долгами российские потребности в дополнительном финансировании по статье «Национальная экономика» или образование с здравоохранением вместе взятыми. Но не покроет. Россия не потребует — сроки возврата еще не подошли. Зато на обслуживание российских государственных долгов Минфин запланировал на будущий год 2,291 трлн рублей.
Любопытно, что крупнейшим российским должником является наш ближайший друг и союзник Белоруссия: только за прошлый год задолженность Минска перед Москвой увеличилась, общая сумма достигла 8,5 млрд долларов. А на прошлой неделе Москва дала Минску отсрочку по выплатам кредитных долгов, перенеся платежи по госкредитам на общую сумму 1,4 млрд долларов на 2028-2033 годы. Но не подумайте, что наш ближайший друг и сосед нынче сильно обеднел: рост ВВП в 2023 году здесь ожидается 103,85% к уровню прошлого года, рост реальных располагаемых денежных доходов населения — 104,1%, рост экспорта товаров и услуг — 105,5%. У нас все эти показатели ниже.
Однако и российские финансы не так плохи, как может показаться. Излишки найдутся, если ищет «тот, кто надо». Как заявил журналистам руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев, в ходе обсуждения федерального бюджета эта фракция внесла поправки на общую сумму 138,6 млрд рублей, и большинство были приняты. Например, более 26 млрд рублей добавили на комплексное развитие села — строительство фельдшерско-акушерских пунктов, дорог, домов культуры и другой инфраструктуры. Еще 11,5 млрд — на вовлечение в оборот земель сельхозназначения, 3 млрд — на поддержку фермеров, 6 млрд — на закупку лекарств для пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями, 9 млрд — на капитальный ремонт школ и колледжей, 1,5 млрд — на создание центров инженерных разработок на базе вузов...
Заметим, что по каждому из перечисленных пунктов финансирование предусматривалось уже в первоначальном проекте бюджета, а депутаты лишь «добавляли» ту или иную сумму по принципу «мы тоже позаботились». Спикер Совфеда Валентина Матвиенко так оценила эти заботы: «Сейчас у семи нянек дитя без глазу: Минздрав — свое что-то, Минобразования — свое что-то, Минтруд — свое что-то. Все хорошо отчитываются, не доделав проекты, до ума не доведя». И действительно, при этом проблемы, как правило, оставались нерешенными, порой на долгие годы — дети-сироты и ветераны БАМа тому очень показательные примеры.
Зато в отраслях и регионах благодаря «кусочечному финансированию» появляются дополнительные коррупционные возможности получения «откатов»: мы вам — казенные деньги, вы нам — благодарность. По данным генерального прокурора России Игоря Краснова, в 2020 году откаты в сфере закупок увеличились почти вдвое, взятки — на 11%. Годом позже цифры выросли, и уровень коррупционной преступности тоже. Но у депутатов быстро появлялась репутация благодетелей. За примерами далеко ходить не нужно. Самая молодая фракция в Госдуме, «Новые люди», при обсуждении нынешнего проекта федерального бюджета предложила выделить 22,5 млн рублей на поддержку волонтерства. Деньги небольшие, но главное — создать прецедент: посадить движение добровольцев на зарплату, прикрывшись благородными лозунгами. На этот счет в стране уже есть очень массовый пример — официально зарегистрированные 9 тысяч благотворительных фондов, имеющих законное право тратить до 30% собранных средств на «организационные нужды».