Новый главный режиссер Театра на Таганке Юрий Муравицкий решился на смелый эксперимент: он перенес на театральную сцену культовый фильм Эмира Кустурицы "Черная кошка, белый кот". А чтобы не повторяться один в один, возвел происходящее в еще одну степень абсурда: теперь все действие происходит как бы в цирке. Персонажи то и дело принимаются жонглировать, ходить на голове, ездить на одноколесном велосипеде... Понятно, что многие переодеты в клоунов: красные носы, гигантские башмаки, выбеленные лица. Впрочем, у Кустурицы зловещие мафиози, цыганские бароны, их сыновья и возлюбленные тоже выглядят вполне по-клоунски, так что постановщик в данном случае просто подчеркнул эту очевидность.
Вообще создается впечатление, что режиссер настолько влюблен в фильм Кустурицы, которому, к слову, нынче исполняется 25 лет, что не может удержаться от пересказа его своими словами - так мальчишка, потрясенный каким-нибудь боевиком, в лицах пересказывает его приятелям. Надо признать: у Муравицкого "пересказ" получился вполне адекватным Кустурице.
На сцене - изобилие реквизита (художник Мария Трегубова). Разномастные стулья, дюжина устаревших телевизоров, кресла-качалки, фрагмент теплохода, гигантский надувной лебедь, железнодорожный шлагбаум, скульптуры двух львов на подиуме... Декорация, изображающая интерьер дома, и вовсе перевернута на бок, так что персонажам, чтобы добраться до холодильника или плиты, приходится в буквальном смысле лезть на стену. Кроме того, над сценой то и дело возникают сверкающие надписи - "Дом Матко Дестанова", "Кафе", "Поле цветов". В поле этом, где заблудятся юные влюбленные, розы и маки раза в три человеческого роста. И все это - ярко-красное, пестрое, дико-зеленое, золотое, словно брызжет солнцем. Кстати, золота здесь (цыганщина же!) тоже предостаточно, клан главного злодея Дадана Карамболо, которого в финале окунут в клозет, так прямо и наряжен (весь! сплошь!) в золотые одежды. Правда, кое-где на них очевидны дыры и пятна.
Персонажам, чтобы добраться до холодильника или плиты, приходится в буквальном смысле лезть на стену
Кустурица как-то признавался, что фильм "Черная кошка, белый кот" родился у него из музыки. Цыгане - венгерские, немецкие, сербские - впитали в свой стиль народные балканские напевы. В итоге они обрели в фильме Кустурицы незабываемый мелос. Оригинальную музыку из фильма аранжировал для спектакля Михаил Звонников. Аранжировал очень остроумно: в ней то и дело слышится родное, русское "Эх, загу-загулял парнишка-парень молодой...". А в финале и вовсе все хором поют песню "Братьев Грим" - "Идешь босиком по улице...", и она здесь не выглядит инородным вкраплением.
Надо сказать, артисты очень по-разному справляются с поставленной задачей - поиграть "в Кустурицу". Например, старый Грга Питич (Василий Уриевский) и его долговязый нелепый внук Грга (Максим Трофимчук) ничуть не уступают киногероям, они с явным удовольствием шаржируют персонажей, придуманных Кустурицей. Очень выразителен "белый клоун" Матко Дестанов (Роман Колотухин): прохиндей-неудачник, он каким-то неведомым образом умудряется вызвать сочувственные симпатии. Великолепен старик Зарие Дестанов (Денис Муляр), особенно в том зажигательном танце, когда выходит из больницы, чтобы "умереть" в канун нежеланной свадьбы своего внука. Ну а сцена на велосипеде, когда внук Заре (Алексей Финаев-Николотов) увозит в поля любимую Иду (Юлия Стожарова), получилась в этом клоунском спектакле по-настоящему трогательной, лирически-нежной.
К сожалению, не всем актерам удалось выдержать нужный тон: в погоне за клоунскими интонациями некоторые просто оглушительно хрипят или визжат неестественными голосами, одинаково интонируя на всем протяжении действа.
Тем не менее общее послевкусие от спектакля остается примерно таким же, как после фильма Кустурицы, - да, абсурд, фарс, дичь несусветная, но на душе отчего-то весело. И отвязаться от "прилипшей" мелодии никак не получается.