Японию накрыла волна отказов от посещения школы, сообщила ВВС. Социальный феномен назвали «футоко». Если даже в консервативной Японии дети взбунтовались, то чего ждать в России? И кто виноват в такой неприязни: учителя, дети или родители?
В конце прошлого года японское правительство объявило, что число злостных прогульщиков в начальных классах приблизилось к 200 тысячам. Ещё пять лет назад в систематических прогулах японские исследователи видели психические отклонения у ребёнка. Однако сейчас отношение изменилось и частые прогулы перестали воспринимать как аномалию. А число учеников в альтернативных, так называемых «свободных школах» постоянно растёт. Одновременно в Японии достигло максимума число самоубийств среди школьников. И одна из главных причин – крайне жёсткие правила поведения в школе: регламентируется всё, вплоть до цвета белья и резинок для волос. И плюс дискомфорт от переполненных классов по 40 человек. В «свободной школе» нет формы, ученики сами выбирают, чем заниматься, там царит неформальная атмосфера.
Отказы детей ходить в школу становятся массовым явлением по всему миру. В США больше 2 млн детей перешли на семейное обучение.
«В России с каждым годом растёт число детей, которые уходят на домашнее обучение, – сообщила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС профессор Татьяна Клячко. – Так родители пытаются оградить ребёнка от неприятных ситуаций в школе – травли, конфликтов, ухудшения здоровья либо подобрать индивидуальную программу обучения, что в обычной школе проблематично».
Кто сделал экономику
«Увы, школа устроена так, что дети не хотят туда ходить, – уверен завотделом Центра стратегии развития образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук Константин Зискин. – Разговоры о том, как сделать так, чтобы школа была детям интересна, идут с момента создания системы массового образования, то есть с 50–60-х гг. XX века. Но ничего не помогает. Детей, которые хотят учиться, я встречал только в первые две недели 1-го класса. Как только появилась легальная возможность отказаться от школы, дети стали из неё уходить».
Маленькие дети не хотят ходить, потому что там обижают – бьют одноклассники, ругает учитель, заставляет делать уроки и т. д. Подростки ответят: многие из школьных предметов мне не нужны, а интересуют конкретные вещи, по которым я в школе не могу получить достаточной информации, и, значит, школа – это пустая трата времени.
Если бы дети могли, они выразились бы ещё жёстче: школа бессмысленна, не нужна, она унижает человеческое достоинство, лишает свободы, навязывает чужие взгляды.
Ну как же, возразят родители, ведь без образования у ребёнка нет будущего. А вы уверены, что именно школа даёт нужные для будущей успешности знания? «Часто приходится слышать: в развитых странах успеваемость детей выше. Но это не значит, что дети сначала были глупые, потом начали хорошо сдавать экзамены и через 10 лет страна развилась. Так не бывает, – поясняет К. Зискин. – Когда после Второй мировой войны школьное образование стало массовым, уровень жизни населения действительно вырос. Но нет доказательств, что рост экономики связан с содержанием образования, т. е. тем, чему учат. Зато есть факт: детей собрали из подворотен, накормили, одели. (А дети в 40–50-е годы в Европе реально голодали. Когда в 1971 г. М. Тэтчер отменила бесплатное молоко в школах, случилась истерика на всю страну.) Школа не столько учила, сколько кормила и чистила. И, возможно, вот эти накормленные и чистые дети потом сделали экономику. А вовсе не обученные».
Контрольная для депутата
Но мы всё равно упорно пытаемся запихнуть в детей в школе как можно больше знаний, думая, что без них они не выживут во взрослой жизни. Надо знать историю? Надо. А математику? Обязательно! И химию, биологию, географию… При этом, если задать взрослым вопросы по школьной программе, большинство не ответят на уровне начальной школы. И выживают же.
«В школе твердят: дети должны это знать. У меня всегда возникает простой вопрос: а почему дети должны это знать, а взрослые нет? – говорит К. Зискин. – Когда дети учат математику, они же вовсе не формулы учат и задачки решают. Дети хотят получить хорошую отметку. Математика – лишь условие получения хорошей отметки. И как только ты отметку получил или попал в ситуацию, когда тебе не надо получать отметку, твой мозг сразу начинает работать на забывание математики. Она для жизни не имеет никакого значения. А больше всего удивляют депутаты, которые предлагают то и дело ввести новые предметы в школе, добавить ещё один обязательный ЕГЭ… А вот если бы их поставить на место ребёнка и предложить, скажем, раз в две недели писать всероссийские проверочные работы по русскому или по математике? Не напишут – лишатся должности. Думаю, фармкомпании разом получили бы сверхприбыли по продаже антидепрессантов, а число обязательных проверок у детей резко бы снизилось».
Раньше детей пугали: не будешь хорошо учиться – станешь дворником. Сейчас в эти сказки не поверит даже первоклассник. «Ещё 30–40 лет назад ребёнок безропотно принимал необходимость ходить в школу, потому что ему деваться было некуда. Иначе он не смог бы устроиться на работу, получать зарплату и т. д. Теперь, когда есть возможность разного рода стартапов, блогов, чего угодно, ты можешь на всех наплевать, сделать свой бизнес. И в гробу ты видал все эти дипломы! Сегодня школьники зарабатывают порой больше своих родителей. И это только начало. Система образования устроена так, что она удобна только старшему поколению, которое боится быть вытесненным из пищевой цепочки младшим поколением».
А как быть с таким классическим аргументом: школа нужна для социализации детей? «Школьная социализация – штука искусственная, никому не нужная, – возражает эксперт. – Где вы найдёте рабочий коллектив, в котором все, как в классе, одного возраста? В какой организации есть руководитель, который 20 лет повторяет одно и то же и точно знает, как оно выглядит?»
Отменить школы? Не получится, уверен эксперт. Школа настолько вплетена в социальную жизнь развитых стран, что отказаться от неё невозможно. Отсутствие школ приведёт к катастрофическим последствиям на рынке труда, проблемам с детьми и т. д. Молодёжь надо организовывать, приводить в нужное русло их неуёмную энергетику. Ведь даже отказывающиеся ходить в школу японские дети не дома сидят или болтаются по улицам. Они ходят в другую школу, которая чуть свободнее – например, разрешает не носить школьную форму.
Недовольство детей неизбежно заставит школу меняться в сторону либерализации, уважения личности, индивидуализации. И процесс начался. Даже в традиционной Японии, не говоря о демократичной Калифорнии.
Что делать родителям? «Если вы хотите найти хорошую школу, вам стоит десять раз обдумать, что именно хорошо в современном мире конкретно для вашего ребёнка. То, что было у вас, в вашей школе, увы, устарело, – убеждён К. Зискин. – И каждому придётся делать выбор: либо он в тренде, либо будет сметён цивилизацией».