Вот уже больше десяти лет во всех международных рейтингах финские школьники одни из самых умных и образованных
По статистике Всемирной организации здравоохранения, дети вФинляндии - еще и самые счастливые и наименее агрессивные во всей Европе. Как так - учатся хорошо и при этом еще и счастливы?
...За стойкой на входе в Национальное управление образования Финляндии девушка с рокерской стрижкой невообразимого зеленого цвета! Можете представить в таком виде секретаршу в нашем районо?
- Я часто сравниваю нашу систему образования с... северным оленем! - объясняет мне советник Кристийна Волмари . - Она такая же полудикая и свободная. У нас низкий уровень контроля, законодательство лишь задает рамки - что должны знать и уметь дети. А как их учить, решают педагоги.
- А как же «доверяй, но проверяй»?
- От ревизий в школах мы отказались 25 лет назад. Наши учителя сами решают, как оценивать учеников, поэтому у нас очень мало экзаменов и тестов. Нет и общих государственных экзаменов...
- Нет?!
- Ну мы можем провести массовую проверку по какому-то предмету, чтобы посмотреть, не упали ли результаты школьников, и скорректировать учебный план, если нужно. По финскому языку и математике такие экзамены проводятся каждый второй год. Осенью 2016 года вступит в силу новый учебный план - мы решили не гнаться за высокими результатами по традиционным предметам, а добавить часы по физкультуре, музыке, искусству...
Финское образование строится на равноправии. Там нет элитных спецшкол. Родители отдают ребенка в школу за углом и умывают руки. И все образование в стране Суоми - бесплатно. Без подпольных сборов на ремонты. И при этом финны, по данным исследования PISA*-2009, третьи в мире по уровню грамотности чтения (то есть понимают прочитанное и могут пересказать), в лидерах по уровню математической и естественнонаучной грамотности (Россия в PISA занимает место в третьем десятке).
СЕЛФИ В ДЕТСАДУ
Все начинается в детском саду. У нас родители требуют, чтобы их малышей срочно научили писать и считать. В центре игрового обучения при Хельсинкском университете (тут тестируются новые методики для детсадов) категорически против уроков счета, чтения или письма.
- Упор на социализацию. Главное, чему учат детсадовцев, - нести ответственность за свои поступки, - поясняет Кристийна Волмари.
Воспитательница раздает крохам планшеты, и они тут же врубают фотокамеры. Воспитательница рисует на своем девайсе цифру 3 и просит ребят сфотографировать что угодно в количестве трех штук.
- Дети не учат математику, они впитывают ее из окружающей среды, это развивает логическое мышление, - рассказывает преподаватель Сара Синтонен. - А чтобы ребята учились общаться в группах, мы даем по одному планшету на два-три человека. Ссор нет - каждому есть чем заняться.
- Может, они просто дома уже переиграли с гаджетами?
- Не-е-ет! - хором верещат ребятишки. - Нам их родители разрешают только по понедельникам!
ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИКА
Те же «безобразия» в школе. На уроке рисования второклассники развешивали по стенкам свои вариации на тему картины Эдварда Мунка «Крик» (помните ее: странный человек орет во весь рот, обхватив голову руками?). На уроке домоводства восьмиклассники готовят... китайскую еду. А в кабинете труда парни мастерили... электрогитары. Настоящие. Кто-то уже натягивал струны, другие только грунтовали деку и размечали гриф на лады (учитель труда по совместительству рок-музыкант).
За обедом (они тоже бесплатные) разговариваю с русскими ученицами, семьи которых живут в Хельсинки:
- А если конфликт в классе?
- Есть медиаторы - не учителя, а самые активные старшеклассники, часто те, кто планирует поступать в педвуз, - объясняют мне. - Они не ругают, а выслушивают точки зрения конфликтующих. Обычно после такого разговора дети сами приходят к тому, что надо бы извиниться друг перед другом.
реальный ДИПЛОМ
После девяти классов ученикам предстоит выбор: учиться в гимназии (для поступления в вуз) или в училище (для подготовки к будущей профессии). Учеба длится два года. Выпускные экзамены только у гимназистов, и каждая гимназия сама выбирает, что сдавать. Обычно это финский и шведский языки (они оба государственные), математика и естественные науки.
Университеты делятся на две категории - классические и прикладные. Грубо говоря, в первых готовят математиков и филологов, а во вторых - учителей, технарей и бизнесменов.
- Мы во время учебы занимаемся реальными делами, - рассказывает Алина Байкова, студентка университета Aalto, приехавшая из Санкт-Петербурга. - Вот делали исследование для компании, производящей лифты. Им нужен был датчик, который бы дистанционно показывал, насколько хорошо смазаны лифтовые тросы. Нам дали деньги на закупку оборудования, эксперименты и зарплату. Сейчас пишу дипломную работу на тему, которую мне заказала одна фирма, и она тоже мне платит.
СЕКРЕТ ФИРМЫ
Как финнам удалось создать такую систему? Для начала они разобрались с коррупцией. По статистике организации Transparency International, в 2014 году Финляндия была на 3-м месте в списке самых некоррумпированных стран мира! А еще очень внимательно изучили... советскую систему образования. И лихо избавились от всяких районо, управлений и прочего контролирующего персонала. Почему, доверяя педагогу самое дорогое - своих детей, мы обкладываем его кучей нормативов, отчетов и проверок, которые только время отнимают?
И еще - в СССР, а теперь и в России делают ставку на тех, кто показывает высокие результаты. Для них проводят олимпиады, их зовут в гимназии и спецшколы. А финнам важно, чтобы с удовольствием учились все! Результат - высокий уровень образования ВСЕЙ страны и мощные телекоммуникационные компании (не только Nokia), развитое судостроение, сталелитейные заводы и деревообрабатывающие комплексы. Финляндия - в первой десятке стран с самым высоким уровнемВВП на душу населения. А была когда-то крестьянская Чухония.
КСТАТИ
А у нас...
- Система контроля «сверху» имеет большую силу инерции, поэтому даже малейшие изменения у нас проходят болезненно, - объясняет Александр Гулин, учитель истории и обществознания столичной школы № 1828 «Сабурово». - А Финляндия страна небольшая, им проще маневрировать.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Игорь РЕМОРЕНКО, экс-замминистра образования и науки, ректор Московского городского педагогического университета:
- Даже Сингапур и Гонконг во многом обязаны своим успехом именно заимствованиям у системы образования финнов. Самое полезное, что стоило бы взять нам, - это настроенность каждого педагога на то, чтобы делать свою собственную образовательную программу. В Финляндии есть множество рамочных стандартов и методик, но каждый учитель делает программу сам, с учетом особенностей детей, которые учатся у него в классе. У нас же все установлено наверху, учитель лишь это транслирует. Хотя у нас тоже происходят изменения: приняты новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы). В них во главу угла ставятся знания и умения ребенка, а не то, каким образом он их получил. Это движение в сторону нового качества образования.