Мы давно живем в эпоху высоких технологий и рационального мышления, но почему даже самые продвинутые из нас при виде черной кошки, перебежавшей дорогу, стыдливо сплевывают через плечо, а вернувшись домой за забытой вещью, обязательно смотрятся в зеркало и опять-таки сплевывают? Почему мы впадаем в панику, когда гаснет церковная свеча, и истерично требуем убрать только что допитую бутылку со стола? Что с нами не так? Под занавес уходящего года «Профиль» решил разобраться с тем, как и почему срабатывает механизм примет и суеверий, от которых нас не спасает ни образование, ни наука, ни религия.
Для начала стоит разделить понятия – приметы не имеют никакого отношения к суевериям. Приметы всегда связаны только с погодой и ее прогнозированием, и, как правило, они объективны. Люди наблюдают за погодными явлениями не одну сотню лет и устанавливают опытным путем причинно-следственные связи.
С суевериями посложнее. Эзотерик Белла Вальдман попыталась дать наиболее приближенное к сути определение: «Суеверия – это химические и физические процессы, существующие в пространстве и материи уже сотни лет, умноженные на наш страх. Чаще всего суеверия возникают в том случае, когда есть непонимание ситуации и совпадение».
Разберем на примере с черной кошкой. Пробежала черная кошка, и затем у конкретного человека случилась беда, потом то же случилось у второго, третьего человека… Соответственно выстроилась случайная цепь событий, объясняющая несчастье, в результате появилось суеверие о черной кошке. При этом родилось не только суеверие, но и «обходной маневр» к нему: сменить маршрут, если кошка уже перебежала дорогу.
Заведующая сектором нематериального культурного наследия, кандидат филологических наук Варвара Добровольская отметила, что это может и не быть цепью событий – это может быть «построение, основанное на неких представлениях о мире».
Так или иначе, это мышление стереотипами: человек мыслит и защищает себя от чего-то, что не может объяснить. «Это идет с тех пор, когда люди были минимально образованны и все объясняли наличием нечистой силы, воздействием других сил и всем тем, что в конечном итоге приводило к объяснению – лучше не думать, откуда это взялось, а просто прогнать эту нечисть от себя», – отметила эзотерик.
У самых истоков
Многие считают, что существующие сегодня в России суеверия берут начало во времена язычества, однако это не совсем так. «Суеверия – продукт определенного периода развития культуры, и они появились достаточно давно. Они начали формироваться еще на том этапе, который можно охарактеризовать как синкретический. Это было время развития первобытной культуры, когда еще не было дифференцированного разделения на самостоятельные сферы деятельности: не было искусства, религии, науки, была синкретическая форма знания, которую сейчас мы определяем как миф», – подчеркнул доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин факультета социальных и экономических наук РАНХиГС Игорь Загарин.
В целом процессы, связанные с появлением суеверий, очень сложно отследить – подлинной истории суеверий никто не писал, не наблюдал, не отслеживал и в летописях не отражал. Первая в России книга, описывающая суеверия, появилась лишь в 1786 году – «Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и прочего», написанная русским издателем, писателем, историком Михаилом Чулковым. Автор записал все суеверные представления, которые существовали на Руси.
Но самые подробные описания можно найти в письмах священников, где они пишут, что у их прихожан есть такое или иное суеверие, отметила Варвара Добровольская. Священники вообще одни из лучших собирателей фольклора. Они вели записи суеверий своих прихожан, поскольку, в отличие от многих, понимали, что это не вера, и пытались как-то с этим бороться.
Недостаточно верующие
Борьба с языческими идолами и суевериями (которые существовали параллельно, не противореча друг другу) на Руси началась после крещения в 988 году. «Когда в 988 году князь Владимир загнал киевлян в Днепр, это не означало, что они вошли в воду язычниками, а вышли добрыми христианами. Это был не единовременный акт, а очень длительный процесс. Поначалу люди днем ходили в храм, а по вечерам бегали на поляны и предавались языческим формам разврата. Кстати, термин «язычество» церковный. Более политкорректная форма – политеизм (многобожие)», – отметил Игорь Загарин.
То же и с суевериями. Тогда одним из методов борьбы, по словам Загарина, была попытка церкви ассимилировать суеверия, потому что это был способ воздействия на население. Например, до начала XX века в ряде губерний существовал обычай – перед началом посевной катали попа по полю со словами «уродись сноп толстый, как поп», что действительно напоминает ярко выраженные языческие формы.
И сегодня существует целая масса «церковных суеверий». Вот один из ярких примеров. «Пришла ко мне как-то на приход женщина с сосной и говорит: «Батюшка, можно ли мне посадить тут сосну?» Я спрашиваю: «А зачем?» Этот вопрос никому не нравится. И тут оказывается, что сосну она взяла где-то рядом с могилой своего папы, взяла землю с этой могилы, принесла мне в храм, чтобы посадить на территории храма дерево и земельку посыпать к корням. Цель – забрать всю негативную энергию с могилы папы», – рассказал один случай настоятель Крестовоздвиженского храма села Сокольниково Московской области священник Евгений. История закончилась тем, что женщина обращалась к нему с этим вопросом еще три раза, но все время получала предложение обсудить это позднее, а затем перестала приходить.
На вопрос, что он чувствует, когда видит подобные проявления, священник Евгений ответил, что «чисто по-человечески огорчается» и испытывает досаду: «Я не дал посадить ту сосну. Мне не жалко, но я не могу поощрять эти неправильные действия». Грубо говоря, сегодня церковь тоже борется с суевериями, но другими методами. «Я молюсь за них: «Господи, помоги им понять. Была допущена ошибка». По возможности пресекать нужно. Но не нужно осуждать», – отметил он.
С точки зрения православия суеверия – олицетворение дьявола, жаждущего сбить человека с толку, оборотная сторона истинной веры. «Что такое истинная вера? Это вера в Иисуса Христа, – говорит священник Евгений. – И Христос сказал на случаи суеверий: ни один волос не упадет с головы вашей без воли Отца вашего небесного. Верующий человек должен верить: всё, что с ним происходит, происходит по воле Бога, а неверующий или недостаточно верующий – ему нужно объяснение. Какие-то начинает факты собирать: про черную кошку, про три раза плюнуть через плечо».
Откуда в нас это?
Потребность в объяснении миро-устройства – одна из главных причин веры в суеверия. По мнению ведущего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН Игоря Кузнецова, вера в суеверия – это еще и стремление к определенности: «Нам психологически очень не хватает определенности в планировании поступков. Чтобы хоть как-то упорядочить свою жизнь, мы вводим какие-то приметы, ритуальные действия, которые, по крайней мере, успокаивают нашу психику».
При этом Кузнецов подчеркнул, что религия не может заместить функцию управления повседневностью, в чем так нуждается человек. «Религия направлена на спасение души, а не на потребность человека в управлении текущей ситуацией. Нельзя отменить потребность управлять ситуацией», – обозначил он.
Психолог, руководитель мастерской позитивных изменений при Институте консультативной психологии (ISON), специалист в области системно-феноменологического подхода Кирилл Светицкий определил еще несколько причин:
1. Человек может быть инфантильным, с потребностью окружать себя мифами и сказками.
2. Он растет в семье с суеверными родителями. Если в семье были склонны к суевериям, то он может быть и взрослым, и умным, и хорошо образованным, но он все равно будет плевать через левое плечо, потому что так делали его родители, которых он любит. Если человек от всего этого свободен, то у него этих эксцессов не будет.
3. Некоторые могут «защищать» себя от суеверия «на всякий случай».
4. Вера в суеверия – это попытка снять с себя ответственность за происходящее.
5. Человеку не хватает образования, которое может давать ему те самые необходимые ориентиры в жизни.
Однако вовсе не обязательно, что человек не будет склонным и вере в потустороннее, даже если у него есть красный диплом МГУ или сертификат MBА. «Конечно, можно говорить о связи между образованностью и верой в суеверия. Но человек может быть очень хорошо образован, при этом его образование может быть односторонним», – отметил психолог.
У эзотерика на этот счет другое мнение. По словам Вальдман, нет никакой зависимости между образованностью и суеверностью. Все дело в генетической памяти (нейробиологический термин, который означает гипотетическую совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколение посредством генов). «Я знаю множество людей с блестящим образованием, которые точно так же плюют через плечо, пропускают похороны впереди себя, гонят бабу с пустым ведром», – обратила внимание она.
По словам Загарина, в суеверия склонны верить и крупные политические деятели. Иногда удивляет, что образованный человек, занимающий высокое положение в обществе, реагирует, к примеру, на черную кошку, но это вполне распространенная практика. «Это рецидив мифологического мышления», – обозначил он.
Другим людям достаточно простой констатации факта: денег нет, потому что в доме свистели. «Вас интересует, как зажигается лампочка в доме? Или вы уже знаете всё про строение электрической цепи? Вы просто зажигаете лампочку. Большинство людей довольствуются простой констатацией факта, что тогда, что сейчас», – отметила Добровольская.
При этом многие эксперты сходятся во мнении – суеверия так или иначе работают.
По принципу рулетки
С православной точки зрения, которую озвучил священник Евгений, люди верят в суеверия потому, что иногда они работают, но «на каком-то этапе – как приманка в мышеловке». По мнению Игоря Загарина, суеверия работают «по принципу рулетки» – вероятность того, что это произойдет, минимальна, но иногда это происходит. «Много ли известно случаев, когда прибитая подкова приносит удачу?» – задается вопросом Загарин.
«Я вам могу процитировать датского физика Нильса Бора, которого спросили, почему у него на дверях в лаборатории висит подкова. Неужели он верит в суеверия? Он сказал, что, конечно, он, как человек просвещенный, в суеверия не верит, но подкова помогает даже тем, кто не верит в суеверия», – поддержала мнение Загарина Варвара Добровольская.
По ее мнению, к суевериям вообще неприменимо разделение на работают/не работают: «Я знаю, что если черная кошка мне перебежит дорогу, то у меня не заладится весь день. Это совершенно не значит, что он каждый раз не заладится. Это вообще не значит, что день может не заладиться. В данном случае это некий прием объяснения мироустройства. Про суеверия нельзя говорить, что они работают или не работают. Просто есть люди, считающие, что суеверия работают, а другие полагают, что не работают. Вторых сейчас меньше».
Как считает Белла Вальдман, суеверия работают только лишь потому, что человек искренне верит в свои собственные убеждения. «Швырнули шапку, плюнули через плечо – это установочные действия, сделав которые, человек верит, что он совершил некое противодействие суеверию и «защита» начала работать. Это работает, как эффект плацебо. Человеку вообще свойственно мыслить догмами, то есть процессами самовнушения», – обратила внимание Вальдман.
И наоборот, если человек искренне убежден в том, что черная кошка принесет ему тот или иной вред, если он не совершит акт «защиты», то это обязательно произойдет с гораздо большей вероятностью, чем если бы он об этом не думал. То есть в этом случае человек целеориентирован и запрограммирован на осуществление события. Как обратил внимание Светицкий, о мысленной ориентированности на какое-то событие, которое, вероятно, должно произойти, писал в своей теории функциональных систем советский физиолог, академик АМН СССР и АН СССР, лауреат Ленинской премии Петр Анохин. «Вот так работает функциональная система, если человек верит в событие, никак не связанное с черной кошкой, то он, возможно, споткнется», – отметил Светицкий.
В то же время у многих суеверий, в том числе «церковных», есть достаточно рациональное объяснение.
«Почему у меня свечка черным закоптила? Некачественная свечка, как правило. Если потухла, то виноват сквозняк и опять-таки некачественная свечка», – объяснил суеверие о потухшей свече священник Евгений.
Место определяет заблуждение
Многие путешественники давно заметили, что в разных странах работают разные приметы и суеверия. К примеру, в России по большей части, по словам Вальдман, суеверия связаны с едой: нельзя соль просыпать, нельзя крошки выкидывать, нельзя последний кусок оставлять. «Наша Россия вечно сырая, вечно холодная, вечно зимняя, с урожаем раз в год, всегда голодала. Если мы берем во внимание ту же Европу, Азию, где по три раза в год урожай, у них вообще нет суеверий, связанных с едой», – говорит эзотерик.
То есть место жительства определяет, какие будут суеверия. «Традиционная культура в высшей степени локальна. Для данного конкретного участка существует некая система песен, сказок, примет, суеверий», – отметила Добровольская.
Причем с этнографической точки зрения суеверия определяют «правила» в обществе. «Суеверия – это система поведенческих нормативов. С точки зрения этнографии суеверия диктуют правила поведения в обществе. Другое дело, на чем основаны поведенческие нормативы. Они могут иметь реальную подоплеку или мифологическую, но это поведенческий норматив», – определила она.
При этом приметы и суеверия различаются не только между Россией и Европой или США, но и на территории нашей страны. «Вот вам погодная примета. На Евдокию мученицу, то есть на 1 марта, снег начинает таять. А вот в Белгородской области он на Евдокию мученицу, скорее всего, уже растаял, в Центральной России может быть оттепель, а может и не быть, а в Сибири в это время снег лежит, не шелохнется. Фольклорная традиция очень локальна. Она ограничена определенным пространством и временем», – подчеркнула заведующая сектором нематериального культурного наследия. Именно поэтому российские суеверия «не работают» в других странах и наоборот.
Каждой стране присущи свои собственные суеверия, которые формировались на протяжении сотен или даже тысяч лет на конкретном участке нашей планеты под воздействием культуры, погоды, особенностей быта.
Разберем несколько примеров суеверий разных стран. В США, преимущественно в штате Невада, местные жители, в особенности коренные американцы, прячутся в погреб, когда видят летающих в небе огромных ястребов и других птиц. Они знают – раз птицы высоко, то вскоре нужно ждать песчаной бури. Но это относится, скорее, к области погодных примет, которые, как правило, всегда объективны и «сбываются».
В Бразилии люди стараются не ронять кошельки и бумажники на землю. Бразильцы верят, что, если уронить эти предметы, то человека ждут серьезные финансовые проблемы якобы из-за проявленного к деньгам пренебрежительного и легкомысленного отношения. Откуда это пошло, сказать сложно, но ронять кошельки боятся не только в Бразилии, а вообще во многих других странах Латинской Америки и на Филиппинах.
В Сербии принято проливать воду, находясь за спиной у близких, чтобы пожелать им удачи, когда те отправляются в поездку или на собеседование. Вода, по мнению местных жителей, способна принести удачу, так как она – символ текучести и движения.
В Португалии не ходят спиной вперед. Очевидно, так в принципе мало кто делает во всем мире, но здесь «заднего хода» просто-напросто боятся. Португальцы верят, что таким способом они устанавливают связь с дьяволом, который может запомнить их шаги и понять, где они и куда направляются.
Когда будете в Швеции, обратите внимание на то, что там местные жители с осторожностью относятся к люкам. Они верят, что символы на люках могут изменить судьбу человека. Например, буква «К» может принести удачу (именно с нее начинается шведское слово «любовь» – karlek), а пометка «А» должна принести несчастье (angest со шведского – тревога, горе, боль). При этом в действительности «K» расшифровывается как kallvatten (очищенная вода), а буква «A» – как avloppsvatten (сточные воды). Но, конечно, суеверные шведы все равно меняют траекторию движения в зависимости от отметки на люке.
В Руанде суеверные женщины не едят козье мясо – местный фольклор настоятельно советует местным жительницам отказаться от козьего мяса, иначе на их лицах вырастут волосы. Есть предположение, что это поверье придумали мужчины, чтобы им досталось больше еды.
В Южной Корее вентиляторы наводят настоящий ужас на местных жителей. Некоторые из них даже выключают их перед сном. Это суеверие часто объясняют тем, что использование вентилятора может привести к гипотермии, обезвоживанию и асфиксии.
В Китае избегают всего, что связано с цифрой 4, так как она считается символом несчастий. Однако в этом нет ничего удивительного, ведь в китайском языке слова «четыре» и «смерть» схожи в произношении.
К зонтам в разных странах тоже относятся по-разному. В России люди абсолютно спокойно открывают зонт в помещении, а вот суеверные европейцы и американцы так никогда не поступят. Они убеждены, что если раскрыть дома зонт, то это может принести несчастье его обладателю. В Англии, например, зонт нельзя раскрывать именно на пороге – там верят, что это вызывает смерть, а в Испании считают, что если незамужняя женщина поднимет упавший зонт, то выйдет замуж она не скоро.
В Индии много суеверий, связанных с внешностью. Например, местные жители убеждены: стричь ногти ночью ни к коем случае нельзя – это может навлечь беду. Это легко логически объясняется – в Индии с давних времен люди старались не использовать острые предметы ночью из-за отсутствия света.
Дарить цветы – очень популярно во всем мире, в том числе это касается и желтых тюльпанов. Но только не в России. Здесь многие уверены, что желтые цветы предвещают разлуку, неверность или даже смерть. И, кстати, только в России не принято дарить живым людям четное число цветов.
У нас также принято убирать пустые бутылки со стола. Это пошло со времен Отечественной войны 1812 года. Войдя в Париж, русские солдаты стали часто ходить в бары, но усиленно пытались сэкономить на алкоголе. Заметив, что официанты выставляют счет по количеству пустых бутылок на столе, солдаты начали прятать их, тем самым уменьшая свои расходы.
Так и живем
Сегодня, как полагает Игорь Загарин, суеверия превратились в традиции. «Это некий социальный опыт, который закрепляется в виде традиции и потом все время самовоспроизводится. Работают ли суеверия или нет – не важно, главное, что они закреплены в сознании», – констатировал доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин факультета социальных и экономических наук РАНХиГС.
Сказать, сколько людей точно сегодня верит в суеверия, невозможно. Во‑первых, люди могут не признаваться в этом из-за стеснения, во‑вторых, не осознавать свою «веру». «Исследовать эту вещь невозможно. Это ткань повседневной жизни. Мы ее часто не видим и не осознаем. Потом, все зависит от моды, если мы все прогрессивные, то вроде не должны ориентироваться на какие-то там суеверия, но это глубинный слой. Человек может сказать себе: «я прогрессивный, мне плевать на суеверия» и даже поступать вопреки, но вернулся домой, не посмотрел в зеркало, а дальше всю дорогу будет думать об этом», – отметил Кузнецов. И это означает только одно – мифологическое мышление в нас до сих пор не умерло.