Согласно документу, Минсельхоз рекомендовал Федеральной таможенной службе (ФТС) направить министерству информацию об объемах импорта и экспорта льна, кожи и шерсти в 2014–2017 годах. Минпромторгу и отраслевым союзам было рекомендовано предоставить данные о потребностях в сырье на 2017–2019 годы (при этом указать не только виды материалов, но и цены их закупки предприятиями). На основе полученной информации Минсельхоз подготовит предложения по изменению мер господдержки.
Как рассказал исполнительный директор Союзлегпрома Игорь Ульянов, сейчас до 70% всего необходимого отрасли сырья импортируется.
— 98% хлопка — импорт. При этом производители предпочитают завозить уже переработанную пряжу. Похожая ситуация с высококачественной тонкорунной шерстью (она используется в производстве костюмов. — «Известия») — около 90% ее ввозится из Новой Зеландии и Австралии. Большая часть льна для тканей — из Белоруссии. У нас его тоже производят, но это сравнительно небольшие объемы. Синтетические волокна и нити на 80% не отечественные, — рассказал Игорь Ульянов.
По его словам, государственная поддержка прежде всего необходима при производстве льна, шерсти, кожи, искусственных волокон и нитей. Кроме мер стимулирования производства нужно развивать селекционную работу (большая часть семян сегодня — тоже импорт) и улучшать качество племенного поголовья.
Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов отметил, что в России уже начали производить для легпрома собственный хлопок.
— 24 августа на совещании в Рязани под председательством президента России дано поручение разработать подпрограмму по обеспечению отрасли сырьевыми ресурсами, — сообщил Виктор Евтухов. — В первую очередь глава государства выделил производство льна, шерсти, сырых шкур и хлопка.
По словам замминистра, в России до настоящего времени хлопок не производился. Это сырье ввозится, в основном, из ближнего зарубежья.
— Несколько лет проводился эксперимент в Волгоградской и Астраханской областях по выращиванию хлопка. Мы рассчитываем, что сможем со временем, как минимум, обеспечить потребности отечественных предприятий в этом сырье, — сказал Виктор Евтухов. — Кожевенное направление демонстрирует очень хорошую динамику, в том числе благодаря запрету на вывоз кожевенного полуфабриката. Необходимо увеличить производство шкур и повысить их качество. Также нужно увеличить объем производства шерсти и льна и создать условия, стимулирующие производителей поставлять сырье российским переработчикам.
По мнению профессора Института современного развития Алексея Скопина, выращивать хлопок в промышленных масштабах в России невозможно.
— В Астраханской области, скорее всего, выращивается культура в специальных теплицах. Климатические условия не позволяют выращивать эту культуру в России — хлопок не должен промерзать, — сказал Алексей Скопин. — Другое дело — лен и шерсть. Объем производства этих материалов будет зависеть от вложений, то есть от господдержки, а также от наличия рабочей силы. Проблема в том, что из сел люди уезжают. Спасти ситуацию могут мигранты — их нужно привлекать не в большие города, а в регионы — заниматься сельским хозяйством. Нужно заключать договоры о сотрудничестве в этой области с другими странами.
Как ранее сообщали «Известия», Минпромторг изучает возможность импортозамещения парфюмерии и косметики. Сейчас, по словам участников рынка, даже произведенные в России кремы и духи на 90% состоят из импортных ингредиентов. Министерство запросило отечественные химические компании о перспективах производства сырья, а производителей парфюмерии и косметики — о возможности его использования.
В Минсельхозе не смогли предоставить оперативного комментария.