На саммите «большой двадцатки», посвященном преодолению последствий пандемии, обсуждалось заявление МВФ о том, что «наметившееся восстановление мировой экономики под угрозой из-за второй волны коронавируса и крупнейшие страны ни в коем случае не должны приостанавливать программы господдержки. Но в России большинство таких программ приостановлено еще с лета, а глава Минфина Антон Силуанов на этой неделе дал понять, что новых не будет: «Нужно всегда держать порох сухим, что называется, и иметь паровоз на запасном пути. То есть не соблазняться на предложения о росте дефицита и увеличении долга».
Любопытно, что месяцем раньше тот же министр оценивал объем господдержки экономики и граждан в 9% ВВП. Но МВФ назвал другую цифру: менее 5% ВВП, поставив Россию среди стран G20 на третье место с конца — ниже только Индонезия и Мексика. Пессимистичен в оценках и ЦБ России: в начале ноября он констатировал, что восстановление российской экономики остановилось в сентябре и в 2021 году будет менее активным, чем предполагалось.
Оценка Эльвиры Набиуллиной совпадает с прогнозом МВФ, который также предсказывает для России сокращение ВВП в 2020-м не менее чем на 4,1%, хотя у страны есть «более широкие возможности для фискальной поддержки экономики: Фонд национального благосостояния (ФНБ) с марта по ноябрь вырос на треть — с 123 до 167 млрд долларов».
Тем временем Счетная палата выявила нерациональное расходование резервного ФНБ — причем в обход уже утвержденного федерального бюджета, то есть бесконтрольно. Так, на строительство ледового дворца в Иркутске из резервного фонда выделили почти 2,2 млрд рублей (в 7 раз больше, чем изначально было запланировано). А строительство и оснащение пяти больниц в Северной Осетии и Астраханской области было профинансировано без внесения в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), где выделяемые средства изначально находятся под особым контролем. В таком же «ручном режиме» шло завершение расчетов с подрядчиками, строившими стадионы в ЧМ-2018 (добавлено 13 млрд), реконструкция центра «Артек» (+3,3 млрд)...
Почему-то аудиторы СП не называют это «хищениями», лишь деликатно указывают, что деньги могли быть потрачены «более рационально». Кто бы сомневался!
Государственное строительство в России остается черной дырой. В результате в настоящее время стоимость российского недостроя приблизилась к 1 трлн рублей. Цифры сумасшедшие: по состоянию на 1 января текущего года «брошенных» объектов (возведение приостановлено или законсервировано) было 4,3 тысячи. Прибавим 3,4 тысячи долгостроев — объектов, строящихся более пяти лет. Вложено в них 875,6 млрд, из которых не меньше половины придется списать даже при технической возможности завершения — они морально устарели...
Причин такого вопиющего разбазаривания средств и сил уйма, и даже виновники во многих случаях известны. К примеру, министр строительства (теперь уже бывший) Владимир Якушев рассказал про один из нехитрых способов: «Субъекты РФ не получают полное финансирование в рамках ФАИП. Сначала им выделяют средства, благодаря которым можно начать строительство, а потом, при формировании федерального бюджета на следующие годы, про них просто забывали и денег регионы не получали».
То есть Минфин, на словах заботящийся о каждом рубле, сначала разбазаривает бюджетные деньги, распределяя авансы на «авось», а потом обращает их в недострой. Чиновники скромно называют это «проблемой неритмичности исполнения расходов». А в действительности так выглядит «паровоз на запасном пути», отправленный туда ведомством Антона Силуанова.
И заметьте: за такое разорительное «финансирование» никто никогда не был наказан — ни столоначальник, ни министр. Ни рублем, ни должностью. Да ведь и закона такого нет. Ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в других нормативно-правовых актах не имеется самого понятия «незавершенное строительство». А на нет и суда нет...
Но деньги исчезают бесследно не только в строительстве. СМИ сообщают, что в результате недостаточности финансирования долгосрочных направлений в стране страдают образование, здравоохранение, фундаментальная наука. И в то же время по итогам прошлого года объем неосвоенных бюджетных денег на федеральном уровне составил 1,1 трлн рублей, в 2020-м этот показатель грозит вырасти до 1,35 трлн. Примеров подобного «планирования на глазок» — пруд пруди!
Известно, что российской экономике катастрофически не хватает инвестиций. А по данным ЦБ России, на депозитах и счетах в банках на 1 октября у населения хранилось 32,7 трлн рублей. Которые неплохо бы привлечь на финансирование проектов в сфере транспорта, социальной и коммунальной инфраструктуры. Но индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) есть только у 2% россиян.
Для сравнения: в Великобритании индивидуальные сберегательные счета с налоговыми льготами на 1 января 2020 года были у 16,8% населения, в Японии — у 9,2%, а в Канаде — у 37,5%. В России же, как утверждает советник первого зампреда ЦБ РФ Степан Кузнецов, «отсутствуют инструменты, востребованные населением для долгосрочных сбережений». И при этом предлагается установить такой порядок, при котором россияне смогут рассчитывать на налоговый вычет лишь через 10 лет после вложения своих денег в одобренный государством проект, и только при условии, что этот вычет гражданин потратит на определенные цели. Осталась сущая мелочь: найти инвестора, согласного на такие условия...
Зато тот же Минфин никак не может найти 386 млрд рублей на возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам. Хотя опросы населения свидетельствуют: это будут не пенсионные, а инвестиционные вложения — в детей и внуков, на которых большинство российских стариков тратят появляющиеся у них «свободные деньги». На оплату кружков и секций, на отдых ребенка, лечение и всякие вкусняшки, недоступные карману родителей: И если правительство в этом году запланировало выплатить нуждающимся семьям с детьми 123 млрд в виде пособий, то от дедушек и бабушек на те же цели добавится вдвое-втрое больше. Причем с радости и старых, и малых. Но кто же это считает в кабинетах Минфина?
P.S. Экономисты РАН считают, что выход из кризиса и прирост ВВП в ближайшие три года может обеспечить повышение пенсий и зарплат. Если же проиндексировать пенсии на 5% быстрее запланированного уровня в год, это позволит повысить реальные темпы роста потребления домашних хозяйств на 0,5% ежегодно. Именно потребительский спрос, который определяется доходами семей и масштабами кредитования, будет основным фактором экономической динамики в ближайшие годы.
И если доходы россиян вырастут, бизнес посчитает это возможностью для увеличения оборотов и вложений средств в производство. Именно потребительский спрос, на который влияют доходы семьи и масштабы кредитования, будет основным фактором экономической динамики в ближайшие годы...
А в это время
Безусловным хитом этой недели стала настольная игра «Не в деньгах счастье», выпущенная, как сказано в описании, для «повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в РФ». Выпустил ее Минфин. Уж кому, как не ведомству Антона Силуанова, лучше знать, что в деньгах счастья точно нет. В игре можно выбирать профессию, виды досуга и образования. Задача игрока — первым достичь условленного уровня счастья, для чего придется брать потребительские и автокредиты, залезать в ипотеку, вести добровольные пенсионные накопления и т. д. и т. п.
При этом, например, работа на садовом участке и тур на море стоят одинаково, однако огород принесет игроку вдвое больше счастья. И это правильно! Нечего тупить на пляже, когда картошка некопана...
По имеющейся у нас информации, на очереди игры от Минтранса «Тише едешь — дальше будешь» и от Минздрава «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Что наша жизнь? Игра!