Согласно подсчетам Gallup, ежегодно мировая экономика теряет $8,1 трлн из-за выгорания сотрудников. Александр Барсуков, один из создателей приложения для медитаций Prosto, поделился советами, которые помогут руководителю вовремя заметить и предотвратить это опасное состояние у подчиненных.
Программы well-being, куда включают меры по заботе о ментальном и физическом здоровье сотрудников, — обязательная составляющая корпоративной культуры международных корпораций, например Apple, Meta (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), McKinsey, Procter & Gamble. Российские компании также обратили внимание на то, что самочувствие работников напрямую связано с успехами бизнеса. Среди тех, кто уже всерьез следит за ментальным здоровьем трудящихся, можно назвать Qiwi, «Сбер», «МегаФон», Ozon, Avito, Profi.ru. По данным hh.ru, 27% российских организаций внедряют комплексные well-being-инициативы. А согласно исследованию Limeade Institute, 88% сотрудников, которые чувствуют заботу со стороны компании, более увлечены работой и мотивированы.
Почему опасно не обращать внимания на состояние сотрудников
Из-за проблем с ментальным здоровьем снижается концентрация. Результат: специалист медленно выполняет задачи, что, в свою очередь, приводит к срыву сроков и осложняет работу всей команды. Важно учитывать, что иногда даже упоминание нестабильного ментального здоровья сотрудника, вероятно, будет воспринято им на свой счет и заставит его сомневаться в себе и своем профессионализме. Это также негативно отразится на результатах.
Когда работник близок к выгоранию, он начинает конфликтовать с коллегами. Следующий шаг — возникновение в команде текучки, финансовые потери бизнеса. Согласно отчету Gallup State of the Global Workplace Report 2021, стресс и невовлеченность сотрудников обходятся мировой экономике в $8,1 трлн в год. Страшнее всего, когда выгорание затрагивает руководящий состав и персон, принимающих решения. Команда рано или поздно начнет ощущать на себе слабость менеджмента, что приведет к выгоранию сотрудников среднего звена и их уходу из компании.
Ухудшение ментального здоровья сотрудника происходит постепенно, многие факторы имеют накопительный эффект. Вот из-за чего выгореть могут даже самые лояльные сотрудники:
- удаленная работа (отсутствие физического контакта с коллегами негативно влияет на настроение сотрудника);
- строгий график 9–18;
- постоянные резкие перемены в компании, которые вызывают чувство неопределенности;
- увеличение экранного времени на фоне сокращения живого общения;
- слишком большой поток поступающей информации.
Важно как можно раньше заметить «красные флажки», чтобы предотвратить потери. Для этого стоит регулярно проводить опросы. Так, в западных ИТ-компаниях примерно раз в шесть месяцев проводятся тестирования на уровень стресса. Респондентов, например, спрашивают: «Как часто вы испытывали стресс в предыдущем месяце?» или «Как часто вы ощущали, что все идет не по плану?» Нередко вопросы на оценку психологического состояния сотрудника включают в ежегодный опрос сотрудников. Такой подход выбрали в компании Google.
Опрос выявил, что сотрудник находится на грани выгорания. Что делать?
Оцените, сколько задач лежит на плечах работника. Чаще всего выгоранию подвержены активные члены команды, которые готовы браться за любое дело и замечают, что нагрузка стала неподъемной, только когда уже все пропало. Оценить объем задач помогут сервисы по управлению проектами.
Обсудите с сотрудником, какие задачи у него получается выполнять особенно легко, а что можно делегировать другим членам команды. Это позволит его разгрузить.
Спросите специалиста, что сделало бы его работу в команде более комфортной. А лучше проведите анонимный опрос и узнайте мнение всех сотрудников. В итоге может выясниться, что кому-то не хватает внимания со стороны руководителя, кого-то тяготит строгий дресс-код, а кому-то было бы комфортнее раз в неделю работать вне офиса. Примите во внимание пожелания коллег, это поможет сохранить команду.
Проследите, давно ли сотрудник был в отпуске, работает ли он по выходным. Если ответы положительные, проконтролируйте, чтобы специалист наконец-то отдохнул. Своевременное отключение от рабочих задач — лучшее средство от выгорания.
Узнайте, чем вы способны помочь сотруднику. Если бюджет позволяет, предложите члену команды частично или полностью компенсировать обучение на интересном для него курсе или вознаградите за выполнение сложной задачи. Например, в стартапах за успешную работу сотрудникам нередко дарят день в SPA-комплексе, тренажеры для расслабления глаз или спины и другие полезные девайсы.
Как предотвратить выгорание у сотрудников
Ниже приводим десять способов, как встать на путь развития well-being-культуры в компании.
1. Создайте атмосферу доверия и безопасности в команде
Говорить о чувствах не признак слабости, а часть заботы о своем благополучии. Раскрываться на работе может быть трудно, но, если рядом есть понимающие коллеги или менеджер, который регулярно и искренне интересуется, как дела у сотрудника, сделать это будет проще. Подать пример стоит руководителю: когда он открыто говорит о своих чувствах на работе, это побудит других сделать то же самое. Конечно, речь не про обсуждение личной жизни и интимных переживаний — здесь необходима поддержка психолога. Но руководитель, например, может поделиться с командой своими переживаниями и сомнениями по поводу проекта.
Отношения — ключ к нашему психологическому здоровью. У сотрудника не всегда есть выбор, с кем работать. Если он не ладит с менеджерами, коллегами или клиентами, рано или поздно это создаст напряженность и приведет к выгоранию. Но решение есть. Постарайтесь поощрять дружеское общение в команде даже при интенсивной работе. Создайте документ, в котором в рекомендательной форме опишите основные положения корпоративной культуры вашей компании. Например, у нас не поощряются сплетничество и использование мата в рабочих чатах. Важно, чтобы в документе были указаны требования не только к сотрудникам, но и к руководителям.
Наладить отношения в коллективе также поможет тимбилдинг. Главное, чтобы идеи совместного отдыха были интересными команде, а участие в инициативах — добровольным. Не забывайте, что у сотрудников кроме работы есть личная жизнь и хобби. Постарайтесь как минимум соблюдать дни тишины в выходные и не беспокоить членов команды в отпуске, а также следить за переработками по вечерам.
Наконец, не забывайте про похвалу. Сотруднику важно знать, что руководство замечает его вклад в общее дело.
2. Поощряйте физическую активность
Регулярные упражнения повышают самооценку, помогают сосредоточиться на задачах и лучше чувствовать себя в течение дня. Положительное влияние будет иметь даже 15-минутная прогулка.
Отличная практика — проводить встречи тет-а-тет или созвоны на свежем воздухе. Даже если горят дедлайны, просите сотрудников выйти прогуляться в обеденный перерыв. Если работник постоянно находится в помещении и выполняет однотипные задачи даже пару дней, это может привести к выгоранию.
3. Уделяйте внимание полезным пищевым привычкам в коллективе
Они напрямую влияют на самочувствие. Проследите, чтобы сотрудники успевали отойти пообедать в перерыве и поощряйте приемы пищи не за рабочим столом. Но помните: важно знать меру, чтобы из заботливого руководителя не превратиться в преследователя.
4. Внедрите программы осознанности
Это могут быть образовательные тренинги для сотрудников, практика медитаций в офисе, корпоративная подписка на полезные приложения.
5. Поддерживайте тех, кто обращается к психологу
В идеале организуйте корпоративную программу психологической помощи. Если у компании нет на нее ресурсов, поощряйте сотрудников, которые посещают сеансы терапии с независимыми специалистами.
Поделюсь нашим опытом: мы можем перенести звонок, если у одного из членов команды на это время запланирована сессия у психолога. Это уважительная причина, чтобы временно не выходить на связь. Сотрудник, который оставляет часть своих проблем в кабинете специалиста, пребывает в лучшем настроении и более мотивирован.
6. Не забывайте про перерывы
Смена ритма — обязательное условие для психического здоровья. Даже пятиминутная пауза в работе поможет снизить стресс. Следите за тем, чтобы сотрудники брали регулярный отпуск, и возьмите за правило не беспокоить их в те дни, когда они не в офисе.
7. Позаботьтесь о здоровом сне
Работать в часы, предназначенные для сна и восстановления сил, не норма. Специалисту может казаться, что это отличный способ закрыть незавершенные днем задачи и взять на себя больше обязанностей. Но в реальности такой график очень скоро приведет трудоголика к выгоранию, задержке сроков и в худшем случае к депрессии и увольнению.
Если вы видите, что сотрудник по ночам активничает в чатах или закрывает задачи в Trello, поговорите с ним. Может, у него проблемы с тайм-менеджментом либо на него взвалили слишком большой объем работы.
8. Делу время, потехе — тоже
Помогите сотрудникам спланировать свою нагрузку так, чтобы чередовать сложные задачи, требующие особого внимания, с периодами отдыха.
Например, пригласите интересного спикера провести лекцию или подарите обучение необычному навыку. А еще, если ресурсы позволяют, организуйте в офисе книжный клуб или вечерние кинопросмотры.
9. Разрешите сотрудникам быть самими собой
Теплые отношения между коллегами, искреннее общение и отсутствие необходимости притворяться повышают уровень счастья. Не стыдите сотрудников, если они в чем-то недостаточно разбираются. Лучше помогите им сосредоточиться на своей сверхсиле — том, что они делают особенно хорошо.
10. Сформируйте культуру заботы о других
Многие компании поддерживают социальные инициативы или волонтерские проекты. Участие в них — хороший способ для сотрудников почувствовать себя нужными и ценными, взглянуть на мир под другим углом. Все это развивает креативность и позитивно сказывается на ментальном здоровье команды. Главное правило — нет принуждению.