Весь 2019 г. прошёл в регионах под знаком борьбы с горами мусора. На какие проблемы напоролась реформа, призванная сделать Россию чистой?
Первым на грани чрезвычайной ситуации оказался Красноярск. В новогодние дни жители сразу 350 дворов пожаловались в городскую диспетчерскую службу на небывалые кучи мусора. И дальше пошло-поехало. В мае воевали с отходами в Пятигорске: владельцы мусоровозов отказались работать, не получив оплату за ранее совершённые рейсы. Летом подобная история повторилась в Тверской области. В сентябре-октябре две недели в условиях ЧС жил Челябинск. В этом городе вывоз мусора остановился из-за того, что перевозчикам не понравился перенос свалки на новое место, путь до которого занимает больше времени и сжигает больше бензина. А в ноябре утонул в мусоре Бийск в Алтайском крае. Здесь, не получив желаемых денег, ограничил приём машин с отходами местный полигон.
С началом «мусорной реформы», стартовавшей в этом году, платежи за вывоз отходов, прописанные в квитанциях за «коммуналку», заметно выросли. Но службы, отвечающие за чистоту, лучше работать не стали. «Мусор вывозится раз в несколько дней, вернее, ночей. Это делают со страшным грохотом с 22.00 до часу ночи, — рассказывает о ситуации в Нальчике руководитель движения „Кабардино-Балкарский республиканский народный контроль“ Владимир Тумов. — Особенно много жалоб на вонь от сжигания мусора из населённых пунктов, которые соседствуют с крупным местным полигоном».
В Ростове-на-Дону жители микрорайона Левенцовка недавно провели пикет, на который вышли в противогазах. Так они выразили своё возмущение удушливой вонью, которую распространяет свалка, расположенная вблизи микрорайона. И хотя областные чиновники уже не раз заверяли, что «это временно», веры им нет. Работа этой крупнейшей ростовской мусорки под разными предлогами продлевается уже 5 лет. И к тому же в области есть немало примеров, когда отходы вывозятся на уже закрытые полигоны, а затем, чтобы замести следы, просто сжигаются. Так произошло в конце августа на старой свалке города Красный Сулин, где пожар охватил 1500 кв. м и на неделю погрузил горожан в чёрный дым.
Тарифный маятник
«Мусорная реформа» объявила новый подход к работе с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Если раньше она велась бессистемно, то с этого года — по чётко прописанной схеме. В каждом регионе мусор должен вывозиться в строго определённые места, где осуществляется его сортировка и обработка. Цель — очистить страну от нелегальных свалок, увеличить объём перерабатываемых отходов и улучшить экологию. Организуют всю эту работу региональные операторы — отобранные по конкурсу компании, собирающие плату за вывоз отходов и в свою очередь оплачивающие услуги перевозчиков и полигонов. Всего таких компаний в России 220. И больше 20 из них за неполный год деятельности по новым правилам оказались на грани банкротства. То, что ситуация в целом в ряде регионов стала критической, признал министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Недавно он направил губернаторам письмо с требованием не допустить банкротства регоператоров. Наиболее высок риск такого развития событий в Новгородской, Курской, Магаданской, Вологодской областях, Бурятии и Дагестане. Что же подвело мусорные компании к опасной черте?
Тарифы за работу с отходами утверждают местные власти. На старте реформы в ряде регионов тарифы оказались завышенными, на что в апреле обратил внимание Владимир Путин. И маятник сильно качнулся в обратную сторону. По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), с начала года по 1 декабря тарифы были понижены как минимум в 38 субъектах Федерации. Но, как утверждают эксперты, почти нигде понижение не было экономически обоснованным.
«В первую очередь под нож попала та часть тарифа, за счёт которой должны создаваться новые пункты сортировки и обработки мусора. Как можно ждать в такой ситуации позитивных перемен, ради которых была начата реформа? — комментирует исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик. — При этом даже по щадящим тарифам средняя собираемость платежей за вывоз мусора не превышает сейчас в стране 70%. И некоторые операторы, не получающие за свои услуги достаточно денег, задолжали своим подрядчикам уже за полгода.
Хуже всего платит бизнес: только 40% юрлиц исправно рассчитываются по официальным договорам с операторами. А многие небольшие фирмы их вовсе не заключили. Они выбрасывают свой мусор в контейнеры, которыми пользуются жилые дома, или нанимают „серых“ перевозчиков, готовых работать за несколько тысяч „чёрного нала“. Но возить отходы на официальные полигоны их машинам теперь запрещено. Они сваливают их в овраги, и так множатся неофициальные свалки».
Куда исчезают деньги?
У критиков регоператоров свои аргументы. В октябре суд отменил тарифы на вывоз мусора, действовавшие в Самарской области. С иском выступил ряд депутатов и активистов-общественников. «Мы считаем, что транспортные расходы оператором были завышены, — говорит член Самарской губернской думы Михаил Матвеев. — В суде ответчик доказывал, что у мусоровозов большой пробег. Но проверка показала, что навигационная система ГЛОНАСС, данные которой могли бы это подтвердить, на многих машинах не установлена. Это говорит о том, что деятельность регоператора непрозрачна».
В Калининградской области власти расширили в этом году площадь полигона «Круглово», упирая на то, что мусор возить больше некуда. Но при этом отказались от строительства сортировочного пункта, ссылаясь на нехватку ресурсов. «Это значит, что отходы разного вида по-прежнему будут хоронить вперемешку. И по-прежнему в их толще будут начинаться реакции, в результате которых образуются вредные выбросы. Но почему тогда в 2017 г. у калининградского регоператора нашлись деньги на кредитование футбольной команды „Балтика“?» — недоумевает председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фонд» Олег Иванов. И по такой же схеме — без проведения реконструкции — в ряде других регионов были расконсервированы старые свалки.
Патовая ситуация получается. От завышенных тарифов стонут люди, заниженные убивают саму идею реформы. Но разве нельзя сделать нормальные, посильные для населения, бизнеса и адекватные развитию отрасли? «Логично, если бы часть расходов операторам компенсировал бюджет. В некоторых регионах такая практика есть, и Минприроды рекомендовало изыскать такую возможность другим», — говорит Бик. Но где возьмут деньги на такую компенсацию небогатые региональные бюджеты? Загадка.
Всем понятно, что нужно как-то убедить бизнес работать с официальными мусорными компаниями. Но как? Российский экологический оператор — госкорпорация, ответственная за реформу, — предложил штрафовать фирмы, не заключившие договоры на вывоз мусора с регоператорами. Но с этим не согласен уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он считает, что сначала надо сделать условия таких договоров справедливыми. Ведь сейчас нормативы накопления ТКО, на которых основаны платежи для бизнеса, в разных регионах отличаются в сотни раз!