Справедливость восторжествовала. Обделенным путинскими пособиями детям от 16 до 18 лет таки выплатят по 10000 рублей. Правда, только в Иркутской области. Расширить поддержку семьям за счет местного бюджета решило руководство региона. Родители выпускников школ и старшеклассников начнут получать единовременную выплату уже с сентября. Совпадение ли, но в сентябре в Иркутской области пройдут досрочные выборы губернатора. Объявивший радостную новость о пособиях врио главы региона Игорь Кобзев — один из кандидатов.
Аттракционы неслыханной щедрости перед выборами — излюбленный в России метод борьбы за электорат. Это, конечно, форменное лицемерие. Но с паршивой овцы, как говорится, хотя бы клок шерсти…
Решили ли в Иркутской области подкупить избирателей или искренне вошли в положение жителей — вопрос интересный, но не фундаментальный. Деньги изыщут (на выплаты уйдет более 500 млн рублей), если что — попросят у центра или урежут другие статьи бюджета. Больше волнует, почему детей от 16 до 18 лет так и не включили в число получателей путинских выплат на федеральном уровне?
Когда был объявлен возраст детей, на которых можно получить по 10 тысяч, возмущению родителей подростков от 16 лет не было предела. Вроде бы такие же несовершеннолетние дети, так же хотят есть, так же болеют, так же учатся в школе. Плюс им нужно оплачивать репетиторов к ЕГЭ, покупать взрослые размеры одежды и гаджеты, давать карманные деньги, да и кормить плотнее, чем малышей.
В итоге получилось, что за одной партой могут сидеть одноклассники с разницей в возрасте в несколько месяцев, но на одного заплатили два раза по 10 тысяч, а на другого нет. Жутко несправедливо.
Сразу же появилась петиция с требованием расширить выплаты, набравшая более 100 тыс. подписей. Вступилась за обделенные семьи и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Родители подали коллективный иск к президенту в Верховный суд, который, разумеется, был отклонен.
Объяснить позицию правительства попытался Минтруд. Лучше бы не пытался. В ведомстве отказ выплачивать пособия на детей 16–17 лет объяснили тем, что они уже могут зарабатывать и содержать себя самостоятельно. Напомню: в стране кризис, резко увеличилась безработица, миллионы взрослых людей с опытом и образованием потеряли работу, предприятия закрываются и продолжат закрываться.
Трудно представить, что несовершеннолетние дети вдруг стали востребованными работниками на рынке труда. Кстати, позже в Минтруде подробнее объяснили ограничение по возрасту. Мол, возможности федерального бюджета не безграничны и расширение круга получателей пособия могло бы привести к снижению размера выплат.
Бюджет у нас пусть и не резиновый, но цена вопроса не так высока. В России живут 2,9 млн детей с 16 до 18 лет. На выплату им, хотя бы одноразовую, ушло бы 29 млрд рублей. В России, где только в Фонде национального благосостояния «складировано» свыше 12 трлн рублей, подобные средства легко вливаются в поддержку какого-нибудь госбанка или на уплату долгов госкомпании.
Ответственность за «способных самостоятельно себя обеспечивать» подростков федеральное правительство переложило на регионы. Мол, в компетенции местных властей расширить выплаты из своих бюджетов. Кроме Иркутской области, такие регионы нашлись, хоть и немного. В Калмыкии на детей от 16 до 18 лет выплатили по 5 тысяч, а в Севастополе, Тверской и Курской области, Ханты-Мансийском автономном округе — по 3 тысячи. На 10-тысячные пособия разорилось правительство Крыма еще в мае.
К слову, Крыму и без того непросто: Минфин предложил сократить расходы на республику в 2021 году, урезав 8,5 млрд рублей. А ведь на полуострове даже не планируются выборы…
История с детскими пособиями «не для всех» в очередной раз подтвердила: все равны, но некоторые равнее. Под тем же предлогом — «они сами себя прокормят» — власти отказались индексировать пенсии работающим пенсионерам. Вот только работа в кризисное время — самый ценный ресурс, за который идет нешуточная борьба. И на ринг бросили подростков и стариков…