В пятничном намазе на Большой Татарской участвовали порядка 500 мусульман. Там же, возле Исторической мечети, дежурили правоохранители – поддерживали порядок. Два десятка омоновцев, семеро сотрудников ОМВД по району Замоскворечье и четверо дэпээсовцев. Ничто, как говорится, не предвещало – пока на территорию, где молились люди, не попытался проехать некто на джипе с приметным номером из трёх шестёрок. Полицейские попытались остановить машину, но водитель им не подчинился и продолжил движение, совершив при этом наезд на сержанта полиции Алексея Финогенова. Видя такую наглость, омоновцы вытащили из джипа водителя и препроводили его в стоявший неподалёку полицейский автобус. Далее, со слов очевидцев, было так: тот, кто сидел в джипе на пассажирском сиденье, взбудоражил молящихся – мол, полицейские схватили и избили правоверного. Не прошло и минуты, как автозак окружила толпа – разгорячённые люди требовали отпустить задержанного. Толпа принялась раскачивать автобус, несколько человек проникли внутрь через заднюю дверь. При этом раздавались крики: «Это революция, брат!», «Аллаху Акбар!», «Тахрир!» Нескольких омоновцев буквально вдавили в борта автобуса – казалось, ещё чуть-чуть, и толпа их растерзает. В общем, задержанного пришлось отпустить – как был, в наручниках, он сел за руль своего чёрного джипа и был таков. При этом избитым он явно не выглядел. И только тогда толпа, уже готовая громить и крушить всё вокруг, стала медленно расходиться. По оценкам наблюдателей, то, что обошлось без крови и жертв, можно считать несказанным везением.
Приезжие с юга всё чаще вступают в конфликт с представителями власти
Но везёт правоохранителям далеко не всегда. Так, в конце августа в Татарстане полицейским поступил вызов из посёлка Апастово – массовая драка. Выехав на место, наряд обнаружил двух избитых мужчин – они рассказали, что на них напала толпа узбеков. В этот момент нападавшие неожиданно вернулись. Разгорелась перепалка, перешедшая в драку, – в результате стражам порядка пришлось применить табельное оружие, ранив одного гастарбайтера. Остальные поначалу сбежали, но тут же вернулись с подкреплением. Если бы полицейским на помощь не пришли коллеги, им пришлось бы худо.
Другая похожая история также произошла в конце августа, но уже в Московской области. Полицейские попытались остановить нарушителя ПДД. Тот не остановился – началась погоня. Догнали, стали разбираться. Слово за слово – из машины вышли пять граждан Узбекистана. А полицейских было двое. Откуда ни возьмись подъехали ещё две машины с гастарбайтерами. Итог – стрельба. Полицейским едва удалось отбиться, ранив нескольких нападавших. Ещё один похожий случай имел место в сентябре. В Москве возле рынка «Садовод» подрались мигранты – человек 200. Дрались ножами, стреляли из травматического оружия. Приехал наряд – полицейских было в разы меньше, чем дерущихся. В итоге сотрудников полиции забросали камнями и пустыми бутылками. Как видите, в ходу практически один и тот же сценарий: несколько полицейских вступают в словесную перепалку с правонарушителями горячих южных кровей, имеющими значительное численное преимущество. Всё заканчивается потасовками, иногда со стрельбой. То, что полицейские находятся при исполнении, их оппонентов не смущает – численное превосходство порождает у некоторых иллюзию вседозволенности. И как на грех эти самые «некоторые» в девяти случаях из десяти оказываются либо кавказцами, либо выходцами из Средней Азии, свидетельствует член центрального комитета Национально-демократической партии Михаил Беляев. Совпадение? Как бы то ни было, происходит подобное всё чаще.
Профессионально ли действовали омоновцы – мнения разошлись
Однако вернёмся к недавним событиям на Большой Татарской в Москве. Парень в наручниках с места происшествия благополучно уехал, однако в городе объявили план «Перехват», и вскоре внедорожник с ингушскими госномерами с666ор 06 удалось задержать на Земляном Валу. За рулём находился 26-летний уроженец Ингушетии Магомед Точиев, а на пассажирском сиденье – его товарищ Гурсман Сапролиев. В настоящее время по факту инцидента у мечети возбуждено уголовное дело по статье УК «Применение насилия в отношении представителя власти».
Говорят, что глава столичной полиции устроил показательный разнос руководителям УВД ЦАО, которые допустили произошедшее. Но так ли это на самом деле, сказать затруднительно. Никаких комментариев полицейские не дают. Также мы попытались получить комментарий у Юрия Артюха, руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями правительства Москвы, однако сделать это нам не удалось. Корреспондент «Нашей Версии» обратился за разъяснениями в пресс-службу Центра специального назначения сил оперативного реагирования ГУ МВД России по городу Москве. Телефонную трубку взяла начальник отделения по взаимодействию со СМИ ЦСН ГУ МВД Юлия Колосова: перезвоните, пожалуйста, позже. И всё, телефон «умер», больше к трубке никто не подходил. Пришлось написать по электронной почте начальнику отдела информации и общественных связей ЦСН ГУ МВД России по Москве Светлане Серкиной. Пришёл ответ: «По поводу комментариев обращайтесь, пожалуйста, в пресс-службу ГУ МВД России по г. Москве». Обратились туда – и что вы думаете? Нас снова переадресовали – к Колосовой и Серкиной. Круг, таким образом, замкнулся. Силовики не желают комментировать ситуацию. Но почему же?
А вот почему. По мнению главы профсоюза сотрудников полиции города Москвы Михаила Пашкина, бойцы ОМОНа допустили грубую ошибку. Их начальство это, разумеется, понимает, поэтому всячески увиливает от комментариев.
Что было сделано не так? «На записи видно, как толпу будоражит один провокатор, – поясняет Пашкин. – В этой ситуации ОМОН должен был немедленно взять его и вывести из толпы, доставить в Замоскворецкий суд или просто увести на набережную. А полицейские допустили «близкий контакт», позволили подойти к ним вплотную, нос к носу, – так нельзя. В итоге они утратили контроль над толпой, отчего всё могло бы кончиться очень плохо». Впрочем, у профессионалов имеется и другое мнение. К примеру, почётный сотрудник МВД Сергей Петров не считает, что омоновцы дали маху: «Отпустить – это было мудрое, правильное решение. Потом, в спокойной обстановке... На людях нельзя ничего делать, даже задерживать нельзя и оружие применять. Их бы сожгли, перевернули, избили бы и всё такое». Кстати, Михаил Пашкин объяснил, почему правоохранители увиливают от комментариев: «Проводится служебная проверка, устанавливают, профессионально ли действовали бойцы ОМОНа». «Самое страшное, – резюмирует он, – если отбирать задержанных у полицейских у толпы войдёт в привычку».
Руководство диаспор и духовенство считают, что конфликт не стоит выеденного яйца
Войдёт в привычку? Помилуйте, уже вошло. Припоминаете майские события на Матвеевском рынке столицы, когда азербайджанцы попытались отбить у полиции насильника? Уже давно никого не останавливает полицейская форма – приезжие с юга запросто могут ударить силовика или пырнуть ножом. Едва ли что-то изменит и нынешний конфликт на Большой Татарской – полицейские уверяют, что раньше никаких беспорядков во время намаза не происходило. Потому-де и сил в резерве на случай конфликта у полицейских ЦАО не оказалось. С другой стороны, ну было бы полицейских не 30, а 50 – что бы это изменило? Ровным счётом ничего. Выводить батальоны силовиков, чтобы обеспечивать порядок вблизи мечетей? Полноте. К тому же считается, что обеспечивать порядок в подобных местах должна в том числе и религиозная община. Однако что же говорят представители национальных общин?
Да ничего – все отмолчались. «Я считаю, что конфликт возник на пустом месте из-за нескольких смутьянов в толпе, – заявил главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов. – Полицейские себя вели абсолютно адекватно, на записи это видно. Да и задержанный не пострадал». Действительно, и чего тогда бить тревогу?
Похоже, конфликт на Большой Татарской никого ничему не научил. Правоохранители предпочли отмолчаться, точно так же поступили и представители национальных диаспор. Духовенство, которое тоже могло сказать своё веское слово, полагает, что виной всему «несколько смутьянов в толпе» – подумаешь, угроза! В общем, проехали. Ну а будут ли такие истории повторяться, судите сами.
МНЕНИЯ
Егор ХОЛМОГОРОВ, политический деятель, публицист:
– Бойцы ОМОНа не сумели навести порядок. На видеозаписи заметно, что они растеряны и напуганы, так что мне не очень понятно, как они будут действовать в других, более масштабных конфликтных ситуациях. Между тем ситуация нуждалась именно в силовом решении. Объясню почему: в последнее время наблюдается смычка радикального ислама и тех, кто ходит на разнообразные акции против власти с белыми ленточками. Эта смычка с исламистами-радикалами может привести нас с вами, Россию, к уличному террору. Среди подстрекателей, кричавших в толпе о «революции», наверняка были те, кто прощупывал почву: а что будет, если припереть омоновцев к автобусу? а что будет, если вломиться в автобус и вызволить своего? Теперь понятно: ничего не будет. Им – радикалам – ничего не будет. Сопротивления никто не окажет. Омоновцы боятся превысить власть, опасаясь нагоняя от начальства. Начальство тоже боится. Не боятся только уличные подстрекатели. Вскоре мы увидим, что противостояние полиции с уличными горлопанами, в которых рядятся исламисты, станет намного более жёстким. Они уже поняли: никто им не воспрепятствует.
Максим ШЕВЧЕНКО, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Российской Федерации:
– Чтобы избежать повторения событий у Исторической мечети, следует сделать вот что: отрядить для поддержания порядка общественных активистов-дружинников из числа верующих. Они должны быть крепкими, психически уравновешенными и уверенными в себе, им следует пройти соответствующий инструктаж в органах полиции – как вести себя во время массовых мероприятий, как оказывать первую помощь, как успокаивать толпу. Именно активисты-дружинники должны организовывать порядок, но никак не ОМОН. Также считаю необходимым провести независимое расследование по факту случившегося у Исторической мечети. И ещё не могу не отметить: который раз уже муфтияты в разных местах страны практически самоустраняются от организации массовых религиозных мероприятий. Всё проходит стихийно, и вся нагрузка падает на органы правопорядка и городские власти. А неприязнь горожан – на простых верующих. Как всегда, «духовные лидеры мусульман» остаются ни при чём, а сами мусульмане, которых не организовали и бросили на произвол судьбы, толпы и провокаторов, виновны.
Справка
ЧП у Исторической мечети может повлечь за собой активизацию разговоров о строительстве в Москве новых молитвенных домов для мусульман. «Какие бы ни были формальные причины инцидента, очевидно, что в основе его – абсолютно ненормальная ситуация с мечетями в Москве, – считает исламовед Ринат Мухаметов. – Три крохотные мечети на такой огромный город – это не просто очень мало, это практически ничего. Нужно ещё как минимум три-четыре больших и просторных дома Аллаха. Если и дальше оставлять всё, как есть, то конфликты силовиков и молящихся будут возникать регулярно. Дело не в религии, какой-то агрессивности мусульман или неумении полицейских. Дело в ужасных, просто кошмарных и унизительных условиях для молитвы. Все стороны, как говорится, на взводе. Достаточно любой искры, нездоровой эмоции, мелкой провокации, неосторожного слова или случайного действия, чтобы вспыхнул конфликт».
Но многие москвичи считают, что случившееся свидетельствует об обратном. Каждая мечеть – это очередной центр напряжённости. А массовый приезд мусульман на хадж в столицу вообще шантаж и провокация. Толпы на Олимпийском проспекте будто говорят: нас много, считайтесь с нами, стройте мечети. Что это – если не незаконная демонстрация? Местные отвечают: раз вам мало мечетей, то зачем едете? Почему не в Грозный или Уфу?
«Москва родилась как место жизни славян, сложилась как город и столица России на православной русской культуре, имеет свой образ жизни и свои традиции. НИКТО не может посягать на нашу культуру, духовность и образ жизни. Мы – ДРУГИЕ. И любой, кто приезжает в Москву, должен считаться с православной традицией, мнением и образом жизни москвичей», – поясняет политик Сергей Бабурин.
Звучат и слова представителей православной Церкви. «До революции в Москве было две мечети, а сейчас шесть. Справедливость восстановлена на 300%. А что касается православных храмов, то мы и близко не подступили к тому количеству, которое было до революции, при том, что Москва в несколько раз увеличилась по территории и населению. Давайте подождём, когда и в этом вопросе восторжествует справедливость», – считает протоиерей Владимир Вигилянский.