В сфере онлайн-торговли разгорается скандал, который затронет и продавцов, и покупателей. По данным ритейлеров, из-за новых СанПиНов по предоставлению услуг населению - проект уже находится на утверждении в Роспотребнадзоре - доставка товаров из магазинов может подорожать вдвое, в среднем до 600 рублей. Согласно документу, будет запрещено перевозить бытовую химию в автомобилях, доставляющих продукты питания. То есть один заказ, в котором есть, к примеру, колбаса и стиральный порошок, придётся отправлять покупателям разным транспортом. Такая перспектива крайне обеспокоила Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), которая направила письмо главному санитарному врачу Анне Поповой (есть у "Известий").
НА ДВУХ МАШИНАХ
Ритейлеры подготовили негативный отзыв на новый проект "Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению услуг населению". СанПиН направлен в Роспотребнадзор на утверждение, его разработчик - Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения. Документ содержит излишние требования, сказано в письме АКИТ от 4 августа на имя главного санитарного врача Анны Поповой. "Известия" ознакомились с обращением.
Один из пунктов проекта нового СанПиНа гласит: нельзя перевозить товары бытовой химии транспортом, предназначенным для продуктов питания, питьевой воды. Однако такой запрет может крайне негативно сказаться на бурно развивающейся отрасли интернет-торговли, уверены в ассоциации.
В этом случае будет невозможно перевозить в одной машине продукты и бытовую химию, что приведёт к серьёзным дополнительным затратам при доставке.
Между тем техрегламент "О безопасности пищевой продукции", который имеет приоритет перед национальным законодательством РФ, допускает совместную перевозку пищевых продуктов и непищевых, если их контакт при этом исключён, указано в отзыве ассоциации. АКИТ предлагает привести новый документ в соответствие с техрегламентом и снять строгий запрет.
- Дополнительные расходы компаний из-за новых требований возрастут вдвое, стоимость доставки увеличится пропорционально - сейчас она в среднем по России 300-350 рублей, - рассказал президент АКИТ Артём Соколов. - Интернет-компании нацелены на оптимизацию бизнеса и снижение логистических расходов, чтобы удешевить доставку. Это делается в основном за счёт расширения ассортимента, который предлагается покупателям. Сегодня компании осуществляют совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов, при этом их прямой контакт исключён - товары отделены не только первичной упаковкой, но и вторичной, а также размещены в разных секциях.
БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Действительно, новые требования можно назвать чрезмерными, сказал "Известиям" пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко.
- И бытовая химия, и продовольственные продукты производятся и упаковываются с учётом всех современных требований по безопасности, сохранению целостности тары при транспортировке, - сказал он. - Раздельная транспортировка бытовой химии и продуктов питания приведёт к дополнительным расходам: в нашем случае придётся использовать различный автотранспорт при перевозке сборных грузов от поставщиков в магазины. Своё экспертное заключение по данному вопросу АКОРТ направила в профильные ведомства.
Илья Власенко добавил: если новые ограничения коснутся курьерских служб, которые везут товары покупателям, то различный транспорт понадобится и им. В итоге доставка подорожает, более того, она станет неудобной: вместо одного заказа придется принимать несколько и, скорее всего, в различное время.
В пресс-службе Роспотребнадзора "Известиям" пояснили, что в проекте документа предложено запретить совместную перевозку продуктов питания с агрохимикатами и товарами бытовой химии, которые в своём составе содержат чрезвычайно опасные и высокоопасные химические вещества.
- При совместной перевозке может произойти контаминация, то есть загрязнение продуктов питания веществами, которые могут привести к серьёзным аллергическим и токсическим реакциям у человека при нарушении целостности упаковки, - отметили в службе. - Риск нарушения целостности упаковки при транспортировке любыми видами транспорта, даже вручную, многократно увеличивается.
В Роспотребнадзоре пояснили: речь идёт о химикатах 1-го и 2-го классов опасности. Однако в АКИТ отмечают, что в документе не говорится про классы опасности, п. 3.1 проекта, о котором идёт речь, касается товаров бытовой химии (ТБХ) без дополнительной конкретики. К тому же, как выяснили "Известия", высокоопасные вещества вообще запрещено использовать в ТБХ по техр-гламенту Таможенного союза.
Президент Союза потребителей России Пётр Шелищ сказал, что Роспотребнадзор должен обосновать и конкретизировать новую норму. Её можно будет считать рациональной и необходимой, если будет доказано, что молекулы стирального порошка проникают, условно, в колбасу при совместной перевозке.
Роспотребнадзор исходит из того, что у СанПиНов приоритет перед техническим регулированием, отметил эксперт. Служба опирается на них при осуществлении госконтроля. Поэтому реализация нормы спровоцирует увеличение расходов компаний, которые они перенесут на потребителей.
- Люди уже складывают продукты и бытовую химию в один пакет при покупках, неясно, почему нельзя транспортировать такие товары вместе, - отметил он. - Раньше совместная транспортировка продукции могла быть некачественной: упаковка товаров была другой, но теперь это неактуально.
Руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк сказал "Известиям": ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 КоАП. Максимальное наказание - приостановка деятельности на срок до 90 суток.
В Федеральном научном центре медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения и Минпромторге не предоставили оперативные ответы. В "Утконосе", "Ашане", "О'кей", Ozon не ответили на запросы "Известий".