Скоро выборы. Стабильно и в нужном духе голосуют две группы избирателей: бюджетники и пенсионеры. Первых можно стимулировать чисто административными методами. Например, угрозой увольнения в случае игнорирования избирательных участков. Вторых так просто не возьмешь. Их нужно хотя бы немного подкупить. Особенно сейчас, когда реальный размер пенсий тает на глазах.
Формально их проиндексировали 1 февраля. Но только на 4%. Тогда как инфляция в прошлом году составила 12,9%. Ранее — до кризиса — пенсии в два этапа (1 февраля и 1 августа) поднимали ровно на инфляционные проценты. В этом году 1 августа пропустили. Правда, в правительстве утверждают, что поиск денег в бюджете на индексацию пенсий идет полным ходом, и 1 сентября их все же могут повысить более чем на 8%. Напомним, что пока средняя пенсия достигла всего-то 12,425 руб. Ну, будет более 13 тысяч. Но продолжающийся рост цен тут же съест (и не поперхнется) эти несчастные 8%.
Конечно, темпы инфляции замедляются. Однако столь запаздывающая индексация уже привела к тому, что уровень жизни пенсионеров за первые шесть месяцев упал на более чем 3%. И это официальные данные Росстата.
У каждой же семьи свои подсчеты. В реальной жизни приходится экономить на всем. И не только пенсионерам. Но даже если оперировать исключительно государственными статданными, то становится страшно: за последние два года только продовольствие подорожало на 31%. Еще более тревожная ситуация — с лекарствами.
А при этом правительство в этом году вообще отказало в любой индексации работающим пенсионерам.
Как и на что жить? Тут не до выборов с прогнозируемым исходом. А лишних денег в бюджете нет. Нефть нынче дешева. По разным подсчетам, даже 8% будут стоить почти 140 млрд рублей до конца этого года. А индексировать пенсии надо и в будущем году.
Не случайно возникла идея бросить пенсионерам разовые выплаты. И не из ПФР, а напрямую из бюджета. И дешевле будет, и «довольные» пенсионеры не проигнорируют выборы в Госдуму, поддержав тех, кто нужен власти.
В аппарате социального вице-премьера Ольги Голодец эту информацию опровергают, обещая найти деньги на нормальную индексацию. И правильно делают.
Подачки народ раздражают. Нежданные деньги быстро проедаются. А неприятный осадок — тебя пытались купить по дешевке — остается.
Так что правительству выгоднее найти средства на индексацию пенсий и в этом году, и в будущем. Для этого надо всего лишь эффективнее тратить бюджет. По подсчетам Счетной палаты, в прошлом году как минимум 500 млрд рублей были буквально закопаны в землю — строительство тысяч объектов было когда-то начато, но так и не закончено. А этой суммы вполне хватит, чтобы поднять пенсии согласно законодательству.
Причем помимо чисто социально-психологического аспекта в пенсионной истории есть и экономический. Дело в том, что размер ВВП напрямую зависит от уровня внутреннего спроса. А он в последние два года неуклонно падает. Потребители экономят буквально на всем. «МК» много раз писал о том, что покупатели все реже ходят в магазины и все меньше там что-нибудь покупают. Нет спроса — нет роста.
Не случайно в кризисном 2009 году Владимир Путин, тогда премьер, пробил идею, несмотря на сопротивление многих членов кабинета, о резком и одномоментном увеличении пенсий — сразу на 45%. Конечно, падение производства это не остановило. К началу года нефть стоила около $40 за баррель. В результате ВВП рухнул на 7,9% (кстати, рекорд среди всех стран, попавших в мировой кризис). Но наверняка было бы еще хуже, если бы пенсии не проиндексировали столь радикально.
Затем, в 2012–2013 годах, серьезно увеличили зарплаты и пенсии силовикам. Правда, тогда Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были полны. Сейчас же они «худеют» буквально в ежедневном режиме.
Но все равно, какие бы материальные трудности ни испытывало государство, затыкать бюджетные дыры за счет пенсионеров чревато по крайней мере социальным недовольством, а в перспективе — нежеланием трудоспособного населения работать в официальной сфере. Зачем выходить из тени, когда тебя ждет нищенская пенсия? Да еще, как предлагает Минфин, только после достижения 65 лет. Тем более что все последние пенсионные нововведения вызывают в основном недоуменные вопросы. Например, о длительности трудового стажа и наполняемости реальными деньгами так называемых пенсионных баллов.
Впрочем, чиновники в частных беседах признают: нормальных пенсий у нас никогда не будет. Государство в лучшем случае может обеспечить определенный минимум, лишь бы с голоду не умерли. А на достойную старость надо зарабатывать самим, помимо официальной пенсионной системы.