На совещании с президентом Владимиром Путиным премьер-министр Михаил Мишустин объявил часть мер «второго пакета» федеральных мер поддержки бизнеса от экономического спада, вызванного пандемией коронавируса. Пока наиболее важные идеи пакета — исключение части расходов по противоэпидемическим мероприятиям из базы налога на прибыль, а также обмен скидок по арендным ставкам на скидки по налогу на имущество и поддержка регионов, теряющих доходную базу. Возможен также запрет на банкротства около 5 тыс. юрлиц «стратегического» списка. И первый, и второй пакеты Белого дома в сумме будут стоить меньше 1,2% ВВП — федеральных бюджетных расходов, зарезервированных для экстренной поддержки экономики в 2020 году (меры ЦБ по порядку величины схожи). Становятся более ясными проблемы, которые предстоит решать следующими пакетами: борьба с безработицей и реструктуризация отложенных налоговых платежей и соцсборов.
На совещании у Владимира Путина с правительством Михаил Мишустин представил сразу уже утвержденный первый пакет (реализующийся де-факто на днях, часть необходимых законопроектов Госдума принимала еще в среду, 1 апреля) и отдельные меры из второго — только готовящегося в Белом доме. Глава правительства обозначил общую сумму федеральной поддержки, зарезервированной на 2020 год в бюджете,— 1,2% ВВП, или 1,4 трлн руб. Напомним, более 1% ВВП на те же меры предоставляется Банком России через специфические банковские механизмы.
Условная (часть расходов сейчас принципиально неопределима) сумма стимулирования около 2,5–3 трлн руб. на ближайшие девять месяцев чувствительна для макроэкономических параметров, но значимо меньше, чем предполагаемые и уже принимаемые «пакеты» в Восточной Европе, в Польше, например, составляющие около 9% ВВП.
Правительство явно не намерено сейчас «заливать» предстоящие потери экономики деньгами: Фонд национального благосостояния в дискуссиях почти не упоминается (его функция — действовать как составляющая механизма бюджетного правила), совокупная стоимость первого пакета правительства явно не превышает 10–15% «антикоронавирусного» фонда Минфина, скорее всего — сильно меньше. Напомним, основные инициативы первого пакета — экстренная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) через отсрочки налоговых платежей и гарантии ВЭБа, а также через льготные кредиты. Как-либо пытаться влиять на совокупный спрос ни Белый дом, ни ЦБ пока не намерены — по итогам эпидемии коронавируса ожидается скорее «китайский», чем «европейский» сценарий посткризисного восстановления, на что, учитывая достаточно сильную степень огосударствления (и управляемости через госфинансы) экономической активности, есть резоны. При этом, по всей видимости, к маю-июню правительство России будет иметь на порядок большие среди сопоставимых стран резервы для поддержки экономики, к тому же в более прозрачной ситуации.
Меры второго пакета имеют явно выраженный региональный акцент.
Первой мерой Михаил Мишустин назвал поддержку региональных бюджетов, в федеральном бюджете заложен 171 млрд руб. средств на реструктуризацию бюджетных кредитов и потери регионов от снижения доходов. Недобор налогов регионами (напомним, для них ключевыми являются налоги на прибыль, имущественные налоги; для муниципалитетов — НДФЛ). Налог на прибыль и имущественные налоги — это 25,9% доходов бюджетной системы РФ, большая часть их региональная, в сумме это более 5 трлн руб. в 2019 году, выплаты 2020 года, очевидно, выше — отчасти они могут рассматриваться как резерв помощи. Так, заявил премьер-министр, муниципалитетам и регионам будет рекомендовано снижать имущественные налоги для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочку платежей МСП.
Меры же по противодействию эпидемии, в первую очередь введенные режимы самоизоляции, могут рассматриваться как форс-мажор, это подтверждено правительством и, видимо, будет вноситься в нормативные акты. Сами регионы, в первую очередь Москва, уже задействовали арендные льготы в поддержке МСП, в сумме федеральные и региональные скидки по аренде в 2020 году — около 20 млрд руб., для схемы «скидки по налогам за скидки по аренде» размер, видимо, будет в несколько раз больше.
В случае с более крупным бизнесом во втором пакете также будут задействованы налоги, но не имущественные, а на прибыль. Как заявил премьер-министр, перечень системообразующих компаний на федеральном уровне сформирован — это 650 компаний и до 4 тыс. их дочерних и зависимых структур. Для них анонсирован учет расходов на санитарно-эпидемиологические мероприятия при расчете налога на прибыль. Если эти расходы будут пониматься достаточно широко, «самопомощь» компаний может быть вполне действенной. В отношении системных будет, видимо, действовать запрет на банкротства (он, по сообщениям «Интерфакса», инициирован Минэкономики, впрочем, для части списка запрет действует по другим основаниям). Белый дом также пообещал принимать решения о переносе по договоренности с Госдумой сроков вступления в силу наиболее «затратных» законов — список их пока непонятен.
МСП как основной источник нестабильной занятости сейчас беспокоит правительство больше, чем крупные компании.
Так, правительство намерено создать особый порядок закупок у МСП компаний с госучастием, будет запрещено отключение объектов МСП от коммунальных услуг, временно отменены штрафы, им будут автоматически продлеваться все лицензии и разрешения. То, что дело в занятости, показывает и объявленная 1 апреля идея распространить схему поддержки МСП на отдельные социально ориентированные некоммерческие организации (НКО). Пока невозможно предсказать, какую часть занятости в МСП уничтожат противоэпидемические ограничения. Расчеты «Деловой России» предполагают увеличение безработицы только в Москве (в феврале практически нулевой) на 0,5–1 млн человек (то есть предельно до 15% экономически активного населения), опыт Израиля, вводившего сходные с РФ карантинные меры на две-три недели ранее, показывает рост безработицы с 3,9% в феврале до 24% в марте — впрочем, большая часть новых безработных там не уволена, а находится в неоплачиваемых отпусках. В масштабах России речь может идти, соответственно, предельно о 10 млн новых безработных и также предельно о пиковой безработице на уровне 12–18%: исторический пик достигнут в 1999 году, это 13%, однако речь шла тогда о постоянной, а не кратковременной безработице. Здесь основная идея правительства — «гасить» увольнения в жизнеспособных МСП льготными кредитами на выплаты зарплат; резерв гарантий ВЭБ.РФ для этих целей на 2020 год — 150 млрд руб. При этом, по данным “Ъ”, меры по налоговым отсрочкам и рассрочкам будут существенно шире, чем сфера МСП, а сами рассрочки в ряде случаев дольше, чем предполагается сейчас,— обсуждается срок до пяти лет.
Большая часть общих расходов на антикризисные меры, впрочем, пока не расписаны правительством, и понятно почему: президент и правительство 1 апреля де-факто начали обсуждать и содержимое третьего (или по крайней мере будущего) пакета поддержки экономики. Почти весь первый и часть второго пакетов — отсрочки: к лету—осени 2020 года по крайней мере малый бизнес (и по крайней мере выживший) будет возвращен к необходимости платить налоги. Владимир Путин предложил уже сейчас думать о реструктуризации этих выплат. Даже если ситуация с коронавирусной эпидемией и эпидемическими ограничениями в России будет складываться по условному «китайскому» сценарию, мгновенного восстановления экономики не произойдет. Пока экономисты вполне оптимистичны, ожидается (например, в консенсус-прогнозе «Интерфакса» — см. эту же страницу) спад ВВП РФ в 2020 году (сверхдешевая нефть плюс пандемия) всего на 1,5%. Но даже эта скромная по мировым меркам цифра наверняка уничтожит прибыли тех, у кого они в 2020 году были, и ликвидирует тех, у кого их не было.