Главным источником огня в энергетическом отсеке тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» стали краска и остатки ГСМ. Об этом «Известиям» рассказали источники, знакомые с ходом работы спецкомиссии по расследованию причин ЧС. По их данным, дорогостоящее оборудование электроснабжения и двигательной автоматики корабля, во время установки которого и произошло возгорание, не пострадало. Пожару предшествовали так называемые огневые работы — сварка новых и демонтаж старых элементов конструкций, которые велись рабочими 35-го судоремонтного завода совместно с экипажем авианосца. В момент возгорания на корабле шёл монтаж элементов трубопроводов и кабельных трасс. По предварительным оценкам экспертов, произошедшее «не должно сказаться на сроках окончания ремонта».
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
На момент написания статьи было известно об одном погибшем — пожарные и спасатели нашли тело военнослужащего. Неизвестной остаётся и судьба капитана 3 ранга Виктора Измайлова.
— В ликвидации возгорания принимали участие штатные пожарные команды корабля из числа военнослужащих, хорошо ориентирующихся во внутреннем корабельном пространстве крейсера, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Северного флота.
— В 17.00 на корабле продолжалась проливка локализованного очага задымления в одном из отсеков. Распространения задымления за пределы локализованного очага нет.
В тушении участвовало в несколько раз больше моряков Северного флота, чем сотрудников противопожарной службы. Также пришлось задействовать и вспомогательные катера ВМФ, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве.
По словам главы Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, чрезвычайная ситуация могла возникнуть из-за человеческого фактора. Инцидент произошёл из-за попадания окалины на нижние палубы при выполнении регламентных сварочных работ. Локальное возгорание началось «из-за демонтированного оборудования и пожароопасных жидкостей на палубе», уточнил он.
ОПАСНОЕ СОСЕДСТВО
Пожар на «Адмирале Кузнецове» начался около 10 часов утра 12 декабря. В этот момент энергетический отсек был практически пустым — рабочие демонтировали остатки устаревшего оборудования. Поэтому собеседники «Известий» называют источником огня оставшиеся в отсеке лакокрасочные материалы и топливо.
Площадь огня быстро достигла 600 кв. м, пожару была присвоена вторая степень сложности. Однако, по словам источников, близких к комиссии по ЧС, новое оборудование не пострадало, поэтому пожар не должен негативно сказаться на сроках окончания ремонта единственного российского авианосца. Фактически рабочим придётся только очистить места пожара и провести косметический ремонт. После этого установка нового оборудования возобновится.
По данным регионального центра медицины катастроф, общее число госпитализированных с места ЧС к вечеру 12 декабря достигло 12 человек. В опубликованном списке пострадавших фамилии десяти человек. Это гражданские специалисты, которых доставили в Мурманскую городскую клиническую больницу и Мурманский областной клинический многопрофильный центр. По сообщениям СМИ, девять из них находятся в состоянии средней степени тяжести, один — в тяжёлом.
Пострадали и военные моряки. Как заявили «Известиям» в пресс-службе СФ, военнослужащие с малейшими признаками отравления продуктами задымления либо обратившиеся за медицинской помощью направлены в лечебные учреждения. В настоящее время медицинская помощь оказана 10 военнослужащим. Угрозы их здоровью нет.
МАТРОС С ОГНЕТУШИТЕЛЕМ
В котельных и машинных отделениях боевых кораблей предусмотрена специальная система пожаротушения. Из отсеков, где произошло возгорание, выводится личный состав, задраиваются люки, после чего помещение заливается специальной жидкостью, которая сразу тушит пламя, отметил бывший начальник главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— «Кузнецов» стоит на заводе, — рассказал эксперт «Известиям». — В таком случае систему пожаротушения должны наладить судостроители. Трудно сказать, почему она эффективно не сработала и как был готов завод к тушению таких пожаров. Заполнить горящие отсеки водой — это тоже один из способов тушения огня, который принят на флоте.
Также Валентин Селиванов отметил, что в таком случае для борьбы с огнём эффективно использовать специальную пену или углекислотную систему пожаротушения. При этом образуются хлопья, которые под действием высокой температуры переходят в газообразное состояние. Тушение огня происходит за счёт снижения концентрации кислорода в воздухе. То, что во время работ на корабле были матросы и офицеры, не должно вызывать удивления, отметил Валентин Селиванов.
— Корабль не может без экипажа, — заявил он. — Он живёт на корабле в ходе ремонтных работ и контролирует процесс, в том числе соблюдение мер безопасности. То есть при проведении сварочных работ рядом со сварщиком должен стоять матрос с огнетушителем.