Более тысячи фур скопилось на китайско-российской границе, поэтому часть россиян может остаться без новогодних подарков. После того как 3 декабря из-за COVID-19 были закрыты четыре из пяти пунктов пропуска на границе с Китаем, все грузовики направились в единственную открытую точку - Суйфэньхэ, что стало причиной коллапса. Об этом "Известиям" рассказали грузоперевозчики. Пропускная способность оставшегося пункта - одна-две машины в день. В первую очередь проходят фуры с продуктами, а остальные стоят неделями у границы. Часть товара доставляют к Новому году. По предварительным данным, Китай может открыть другие пункты пропуска лишь в 20-х числах января. В ФТС подтвердили наличие проблемы, но сказали, что грузовиков на границе меньше. В следующем году ситуация будет только усложняться из-за ужесточения правил пересечения границы с китайской стороны, говорят эксперты.
3 декабря закрылись четыре из пяти пунктов пропуска через российско-китайскую границу, и все грузовики направились в единственную открытую приграничную точку - Суйфэньхэ. Образовался затор, который сейчас составляет уже более 1 тыс. фур, рассказали "Известиям" источники в отрасли грузоперевозок. По их словам, в первую очередь границу проходят фуры с продуктами. Грузовики с другими товарами стоят неделями у границы. Среди них, по словам грузоперевозчиков, в том числе и праздничные товары, которые доставляют к Новому году. В результате задержек на границе часть подарков могут не успеть ввезти в Россию к празднику.
В ассоциации "Грузавтотранс" эту информацию подтвердили. По словам её главы Владимира Матягина, такие же данные иу профсоюза транспортных перевозок Приморского края. "Известия" направили запрос в организацию, там на момент публикации не ответили.
В ФТС подтвердили, что с 13 по 26 декабря 2021 года в Суйфэньхэ наблюдается скопление машин, но назвали его незначительным. По данным службы, на утро 2 7 декабря на границе была очередь из 150 автотранспортных средств. При этом российские грузовики проходят своевременную проверку на границе, добавили в ведомстве.
Проблемы с очередями на китайско-российской границе возникали и раньше. В октябре "Известия" писали о скоплении более 1 тыс. фур. Грузовики не могли пройти погранконтроль месяц, говорили перевозчики. Тогда в ФТС это объяснили ужесточением контроля на таможне с китайской стороны - Поднебесная из-за пандемии ввела квоты на пропуск грузовиков, которые значительно ограничивали движение.
Проблема с задержкой товаров на границе больше коснулась небольших компаний, которые не могут закупаться впрок, рассказала предприниматель Аралетта Иванова, специализирующаяся на грузоперевозках. Крупные игроки к такой ситуации оказались готовы, они заказали необходимый товар к зимнему сезону ещё летом и получили его в октябре-ноябре, пояснила она.
Сроки доставки товаров начали увеличиваться ещё в начале пандемии, когда страны стали вводить ограничения по работе погранпостов, рассказали представители компаний, опрошенные "Известиями". Поэтому крупные компании стали переходить на перевозки грузов ж/д, морским и авиатранспортом.
Сейчас 85% всех отправлений "Почты России" из Китая доставляется в Россию на самолётах, рассказали в пресс-службе компании. Например, товары с AHExpress доставляют в РФ только на самолётах. А это один из крупнейших поставщиков из Китая. В AHExpress эти данные подтвердили. По словам представителя ритейлера, компания пользуется автомобильными грузоперевозками в очень ограниченном объёме. Он также добавил, что в этом году партнёрская логистика усилена в четыре раза. Для доставки заказов в другие страны количество грузовых авиарейсов с товарами AHExpress удвоено: в период распродаж мощности компании могут обработать до 10 млн заказов зарубежных товаров в сутки, отметил представитель маркетплейса.
В Wildberries сказали, что самостоятельно товары из Китая не доставляют. В Ozon на момент публикации не ответили.
Чтобы не лишиться своих клиентов, грузоперевозчики стали сами предлагать им перейти на другие виды перевозок - ж/д или авиа. По словам генерального директора группы транспортных компаний Diazan Артура Гаре-ева, это значительно дороже или дольше, чем транспортировка грузовиками, но сейчас для компаний важнее не понести убытки и доставить груз вовремя.
- Мы временно убрали наши грузовики с китайско-российской границы, чтобы они не простаивали в очереди на приграничном пункте до февраля. Компания переориентировалась на другие транспортные потоки в иные страны. Но готовимся вернуться к работе с китайско-российскими поставками в феврале, - сообщил директор "Ру-странс-Спедишн" Кондратий Гайкевич.
Ситуация может измениться при запуске других китайских приграничных пунктов. Но, по предварительным данным, они откроются ориентировочно в 20-х числах января, а до этого времени грузовики будут стоять на границе, сказал Артур Гареев.
Чуть раньше может заработать по-гранпереход Манчьжурия - Забайкалье отметил Владимир Матягин. По его словам, сейчас обсуждается возможное открытие этого пункта 30 декабря, если эпидемиологическая ситуация в китайском регионе нормализуется. Это снизит поток в Суйфэньхэ.
Владимир Матягин уверен, что в 2022 году сроки доставки товаров увеличатся из-за ужесточения правил въезда в Китай. Например, чтобы пройти приграничный пункт в Приморском, сначала необходимо оформить заявку на проезд. При регистрации заявитель получает дату, в которую нужно позвонить и узнать время проезда своей фуры через границу, отметил эксперт. По его словам, один из грузоперевозчи-ков оформил такое заявление 20 декабря, ему назначили дату звонка на 20 января. А пересечь границу он сможет, скорее всего, ещё через месяц, предположил Владимир Матягин.