- Наверное потому что у меня есть штук 15 номеров сотовых телефонов губернаторов. (смеется) Иных уж нет, кто-кто в камере сидит, кто-кто по-прежнему правит у себя в области, и получает аплодисменты, выходя на трибуну...
- Пост губернатора – это очень непросто. С одной стороны, он у себя в губернии царь и бог. Настоящий царек...
- Зато неформальные есть. В каждом регионе несколько «башен», группировок элит, которые между собой соперничают. И тот кого губернатор к себе приблизит, сделает для него абсолютно все. Однажды захожу к главе региона в кабинет, и вижу через окно, как рядом ломают высотную гостиницу. Причем гостиница новая. «Нависает она надо мной, - объясняет губернатор. - Вид не тот из окна...» Вот она - демонстрация власти: кабинет менять не хочет - гостиницу и снесли.
«ПОЗВОНИЛ ПУТИН, А Я НЕ ПОВЕРИЛ...»
- Где вообще берут новых губернаторов?
- Был у меня знакомый депутат в Думе, мы в зале пленарных заседаний вместе сидели. Как-то приходит совершенно взъерошенный. Бледный. Странная вещь со мной приключилась, говорит. Мне вчера позвонил человек представившийся Путиным. А я этому «Путину» сказал, что он врун и голос на президентский у него не похож. А тот вежливо так: «Но все равно давайте поговорим про область, откуда вы избирались.» Поговорили немножечко. И пошел депутат домой с мыслью: «Кто ж так шутит не по-детски?» Встречает у Думы нашего дворника, тот говорит: «Поздравить? Тебя вроде губернатором назначили.» Приятель бежит ко мне. Я говорю: давай в интернете посмотрим. Действительно, указ президента о назначении губернатором.
- Это анекдот?
- Реальная история! Какая-то средняя инстанция пропустила и не сообщила приятелю, что его назначили (смеется). И вот он сидит и соображает: «Что теперь делать?» Я говорю: «Вали из зала. Теперь ты не депутат, ты не имеешь права здесь находиться. У тебя полномочия сложены. Езжай к себе в регион.»
- До сих пор губернаторствует?
- Уже нет.
СПЛОШНЫЕ ПРИЕМЫ, РАБОТАТЬ НЕКОГДА
- Говорят, новых губернаторских кадров у Кремля немного...
- Их практически нет. Перебирают, просеивают. Реноме губернаторов в высших кругах очень плохое. Насколько я слышал, в Кремле считают, что главы регионов зажрались, все не так делают, не хотят работать. Поэтому главное для нх – выстроить отношения с Москвой. И среднестатистический губернатор в основном только и делает, что принимает гостей. Чаще всего депутатов Госдумы. Ведь их 450 штук. Хорошо, если только каждый третий поедет в его область. Ведь для депутатов это считается примером хорошей работы – встретиться с губернатором, выслушать его.
- А зачем?
- Мне один из руководителей одной территории сказал: объясни мне, на фига вы все сюда едете?! Я целыми днями вместо того, чтобы работать, должен заниматься приемами. Скажи своим, чтобы не ехали. Вот он, депутат, придет, глазами похлопает, посидит, спросит: какие проблемы? Я ему еще должен проблемы объяснять! Я еще должен обедом покормить! Я ему должен подарочек, чтобы не забывал.
- А зачем депутаты вообще слоняются по стране?
- У них есть прекрасный стимул – бесплатные билеты бизнес-класса кудахочешь. Ты даже командировку можешь не оформлять. Полетел – и все. Помню, в свой первый депутатский день должен был отправиться в Казань в командировку. Подошел к кассе: забронируйте мне билетик до Казани, говорю, а денежки я сейчас сбегаю, принесу. Кассирша даже высунулась, чтобы меня рассмотреть. «Господи, где ж вас таких убогих набрали? Какие денежки? - смеется, - Вам теперь деньги не понадобятся никогда!» Но я старался брать эконом, потому что бизнес-класс, например Москва-Крым, бывает, и по 75 тысяч в одну сторону стоит. А ведь часто депутаты летят на один день – погулять, пообедать, поговорить.
МАСТЕРА ПО ОТПИСКАМ
- В чем главная губернаторская беда?
- Представьте, сидите вы, губернатор, из себя весь умный, надуваете щеки. А вам подкладывают на стол в день по сотне бумажечек из Москвы. Например: «Нужно усилить работу в области капитального ремонта». Хорошо, я готов усилить. А денег-то где взять? Вам пишут: «Изыскивайте внутренние резервы.» Но все деньги уходят в Москву, где изыскивать?! К счастью у типичного губернатора на этот случай есть специальный человек, который по-разному называется, но его функция: «перо губернатора». Он отлично умеет отвечать на московские письма: «работа идет семимильными шагами», «мы отремонтировали еще столько-то и будет еще». Отписки пишут мастерски. Я отследил, например, как ходили письма по проблеме садоводов. Сначала в правительство, потом в министерства, а те разослали губернаторам. И когда я приехал к одному из них, он говорит: «По вашим садоводам прислали очередное письмо.» Секретарю: «Позови Васю (министр сельского хозяйства). Васек, отпиши Москве чего-нибудь.» Они даже не пытаются разобраться в проблеме! Губернатор объясняет: «Если я напишу, что есть проблема, мною начнут руководить, присылать на десять «указивок» больше. А так идет «отписка»: мы промониторили ситуацию, провели совещание, проблему успешно решаем. И уже решили на 63,5%. И в будущем еще серьезнее будем решать.»
«ИДИ СЮДА, ОТОРВИ ЗАДНИЦУ СВОЮ!»
- Губернатор действительно может что-то решить?
- Конечно. За ним последнее слово, без слова которого не решается окончательно ничего. Так было на одной далекой территории. Я приехал туда, дал пресс-конференцию, тут же в интернете журналисты опубликовали свои статьи о ней. Через час все материалы были вдруг с сайтов сняты. Поговорили с губернатором, забратались, пообнимались. Я говорю: «Нехорошо, зачем информацию блокируете?» «А, понял, - кивает губер. - Сейчас сделаем. Виновного накажу.» Ровно через 15 минут вся информация стояла по всем газетам.
- То есть, он в своей вотчине даже не губернатор, а губернатор-генерал?
- Разумеется. Вот у вас, губернатора, день рождения или какая-то дата, обязательно собирается вся властная верхушка - начальник милиции, главный судья, и т. д. Друг друга чаще всего по имени называют. Панибратство там впечатляющее.
Помню, перед приездом звоню одному губернатору. «Приезжай, - говорит. - Мы на полигоне будем с пацанами из танков стрелять.» Действительно, везут на полигон. Там несколько членов местного правительства гоняют на танках и стреляют по мишеням. Меня спросили: «Танк умеешь водить?» «Умею, - говорю. - Но в следующий раз. Мне вообще-то нужен министр культуры.» Губернатор свистнул: «Серега, иди сюда! Оторви задницу жирную свою, ты мне нужен.» Подбегает такой слегка подшофе толстозадый гражданин: «Чего вам надо? Чего вы меня отвлекаете?» Это министр культуры. Сели с ним в курилке, порешали все вопросы...
ПРОМОЛЧИШЬ — ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИШЬСЯ
- А можно понять - долго ли губернатор усидит на должности?
- В принципе – да. Хороший губернатор – это еще не значит хороший хозяйственник. Хороший губернатор – это человек, который смог угодить всем. Мой знакомый, например, одну госпрограмму отказался выполнять, потому что не было финансирования. Так и сказал: я ее выполнять не буду. Дескать, я же не могу взять у врачей и учителей деньги из зарплаты.
- То есть Москва предполагала, что возьмет?
- Предполагала? (Смеется) Вы хорошо думаете о Москве. Просто пришла директива: «Отремонтировать дороги.» Губернаторы спрашивают: «На какие деньги?» Им говорят: «Изыскивайте». А этот полез в бутылку — дескать, невозможно. Его за это и сняли. А другие промолчали, и продержались дольше.
- То есть хороший губернатор – хитрый губернатор?
- Да, и всегда почему-то с ехидной улыбочкой. Но в глазах такая глухая тоска! Любой губернатор понимает, что за полгода своей службы лет на 10 общего режима он уже наработал. И если сейчас приедет за ним автозак, он будет думать: «Кто ж меня спалил?»
«ЧЕРНЫЕ КАССЫ» ЕСТЬ У ВСЕХ
- И побыть честным губернатором никак не получится?
- Нет. Абсолютно. Представьте, к вам приехали гости из Москвы. Вы их на свою зарплату будете принимать? Для этого вам нужна «черная касса». Заначка в миллионы рублей. Без этого вы не сможете шагу сделать.
- А как собирают эту кассу?
- Приходит, например, бизнесмен, говорит: дело больше хочу сделать. А вы ему: «Несчастным детям надо бы помочь. Тогда бы и мы тебе помогли.» Чаще всего это говорит помощник. У губернаторов есть принцип – к деньгам не притрагиваться. Они даже в кошельке денег стараются не носить. Никита Белых с пакетом денег как-то романтично нарушил это табу... А так миллиончик долларов непременно лежит на всякий пожарный случай для срочных нужд.
- Но это взятка?
- С точки зрения Уголовного Кодекса, наверное, взятка. С точки зрения губернатора – нет. Он же не себе это берет. Завтра, например, сгорит дом престарелых или дом ребенка. Срочно надо переселить. Вам нужно где-то быстро взять денег, потому что вы уже отрапортовали Москве: «В течение суток немедленно исправим!» А деньги из бюджета вы не выдернете.
ЧАСЫ ПО ПОЛМИЛЛИОНА И «СЕКС НА ПЛЯЖЕ»
- А самому губернатору что-то попадает в карман?
- Думаю, да. Правда, есть главы абсолютно честные и чистые, но большинство все-таки поддаются искушению. Губернатору дарят очень много подарков. Откуда все эти часы многочисленные берутся во время обысков? Вроде бы просто часики, а стоят по полмиллиона долларов. Я знаю одного губернатора, у которого за несколько лет неразвернутые подарки лежат в доме на втором этаже. Он их туда сваливает и даже не раскрывает. Наверное, ждет пенсии...
- Какой у вас любимый губернатор?
- У него в гостевой комнате стоит барная стойка. Туда он приглашает особо важных гостей, надевает передничек, становится за стойку. Ну, давай, мужики, заказывай, чего кому. Кофе? Может «Секс на пляже»? И начинает делать коктейли. Дай бог ему дальше губернаторствовать.
КОРРУПЦИЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
- Идет новая волна перестановок. Вы понимаете их смысл?
- В Древнем Риме на высокой должности человека держали ровно год, а потом меняли, чтобы тот не погряз в коррупции. Помню случай - один губернатор подарил своему городу несколько машин «Скорой помощи». И мой товарищ, работающий в гараже больницы, пошел их ставить на учет. «Скорые» оказались мало того что контрабандные, да еще и без документов. Вот такой подарок губернатора. (смеется) И вернуть никак, и криминал на лицо. Может, это и не сам губернатор, а вокруг него, судя по «Скорым», мутные дела крутятся. Но если глава региона так мощно обрастает связями, их надо жестко выкорчевывать.
- Эх... А помните, какие у нас были губернаторы-тяжеловесы? Шаймиев, Рахимов, Аяцков...
- Лечу я как-то в Калининград в бизнес-классе (других билетов просто не было), рядом Юрий Лужков, мы с ним немного знакомы...
- Как поживаете? - спрашиваю.
- Да ничего. А вы как?
- Нормально, - отвечаю.
- Как там, в Москве-то?
- Все хорошо, - говорю.
И вижу грустное у Юрия Михайловича выражение лица. И захотелось сказать ему что-то хорошее.
- Юрий Михайлович, - говорю. - Вас часто вспоминают добрым словом.
- Правда?! - оживился Лужков. - А то, помните, кричали: коррупция, коррупция!
- Юрий Михайлович, - нахожу слова. - У вас была коррупция с человеческим лицом.
- О, точно! - захохотал Лужков.
ОДНОГО ПЕНДЕЛЯ МАЛО
- Как наших губернаторов исправить?
- Честными выборами проблему не решить. К власти придут бандиты, ставленники кланов. Считаю, что за губернаторами должен быть очень строгий присмотр. И сверху, и снизу. Если в губернии нет ни одной нормальной независимой газеты или телеканала (как сейчас практически везде), значит, губернатор обязательно будет творить, что ему угодно.
Нужно, чтобы люди не боялись сказать главе: «Эй, парень, ты не прав!» Кстати, в успешных странах люди сами решают на местных референдумах: рубить сад - не рубить, строить свалку - не строить. А у нас, как правило, все решает один человек. А потом идет имитация народного решения. То, о чем я говорю, это долгая и очень неблагодарная работа. Гораздо легче усилить еще вертикаль власти, закрутить еще гайки, дать еще пенделя губернатору. Чтобы заработало. К сожалению, этого уже мало, не заработает...