Два десятка российских владельцев электромобилей Tesla, устав обитать со своими «птицами-тройками» на задворках цивилизации, записали с помощью умных устройств в авто видеообращение к владельцу Tesla Motors: «Илон Маск, мы пользуемся нашими машинами при полном отсутствии скоростных зарядочных станций, у нас нет сервисов, технической поддержки, а если нужна запчасть, то мы заказываем ее из-за рубежа...» Пожаловавшись на такую жизнь, авторы слезно попросили Маска открыть офисы Tesla в России. Услышат ли глас вопиющих в пустыне?
Действительно, покупая электромобиль, россиянин обрекает себя на бесконечные мытарства и приключения. Ведь даже в Москве электрозаправки можно пересчитать по пальцам. Выехать из столицы и домчаться до Санкт-Петербурга или Сочи на электромобиле практически невозможно из-за отсутствия зарядных станций, не говоря уж о сервисе. Единственную быструю зарядку установил в Москве миллиардер Роман Абрамович, который сам ездит на Tesla. Другие же обладатели электромобилей оборудуют кустарные зарядные станции в гаражах...
И что же Илон Маск? Он ответил авторам письма сухо: «Компания старается как можно быстрее обеспечить поддержку владельцев электромобилей Tesla по всему миру». А что он, собственно, еще мог сказать? Весной 2021 года, выступая по видеосвязи на форуме «Новое знание», американский гуру прорывных технологий заговорил о возможном приходе в Россию, но весьма уклончиво, не вдаваясь в детали. Что, в общем-то, и понятно, в нынешних условиях российский рынок едва ли представляет для него значимый интерес. Всерьез говорить об электромобилизации в нашей стране пока очень и очень преждевременно.
Между тем в той же Америке не осталось регионов, куда бы не смог доехать владелец электромобиля. Сеть заправочных станций и сервиса раскинулась по всей стране. Электромобилизация идет полным ходом и в Европе. А самые фантастические успехи в этой сфере демонстрирует Китай. Именно здесь Илон Маск построил свой первый завод электромобилей за рубежом, по достоинству оценив перспективы китайского рынка и вложив в проект на первом этапе 7,5 млрд долларов. Соглашение о его строительстве было подписано в июле 2018 года, а уже в конце 2019-го завод выпустил первую партию Tesla. Теперь он планирует довести годовой объем производства до 500 тысяч авто в год. Производство работает на полную мощность, выдавая всю линейку электрокаров Tesla, разлетающихся на рынке как горячие пирожки.
Однако Tesla — лишь одна из многих. Над выпуском машин на альтернативных источниках энергии в Китае трудятся сегодня около 450 производителей, которые построили в прошлом году около 3 млн машин на электротяге. В стране-соседке с 2009 года действует государственная программа поддержки таких проектов. К примеру, те, кто их продвигает, получают госсубсидию в размере до миллиарда долларов. А покупателям электрокаров государство дарит 25 тысяч юаней (250 тысяч рублей). Раньше такая компенсация была в два раза больше, но с прошлого года субсидия снижена в связи с избытком покупателей и удешевлением самих машин. Кстати, Tesla Model Y тоже подпадает под эту программу льгот. Кроме того, покупатель электрокара бесплатно получает госномер (они в Китае стоят денег) и во многих городах обеспечивается ко всему бесплатной парковкой (существенный аргумент в пользу электромобиля).
Так что теперь Маску приходится удерживать свою нишу на китайском рынке в жесточайшей конкуренции с местными производителями электрокаров. У нас в России электромобиль — все еще диковинка, игрушка для богатых, нам трудно представить масштабы и темпы развития такого транспорта в Китае, ставшем мировым лидером в этой сфере. На электротягу в КНР ныне массово переходит муниципальный транспорт, целые отрасли автоперевозок, на него пересаживаются и частники. Налоговые преференции, субсидии и прочие стимулирующие меры совершили настоящее чудо.
В гонку за насыщение китайского рынка электромобилей бросилась не только Tesla, но и Rolls-Royce, BMW и другие знатные бренды, но всем им уже далеко до китайских производителей. В 2020 году в Поднебесной было произведено и продано 2,5 млн электрокаров. В 2025 году там планируется выпускать и продавать 7 млн машин — пятую часть всего авторынка КНР, а к 2030-му — уже 10 млн. По оценкам экспертов, этот рынок превысит 360 млрд долларов.
Насытив свои потребности, китайцы активно присматриваются к зарубежным рынкам. А как вам такая новость? В минувшем году 12-метровый самоуправляемый электробус китайской компании CRRC Electric Vehicle прошел испытания на дорогах Парижа. За 40 минут он в автономном режиме преодолел шестикилометровый маршрут с 26 светофорами и 10 остановками. Осенью планируется начать использование автобуса на регулярных пассажирских перевозках.
Но вернемся в Россию. Пока что рынок электромобилей в нашей стране сводится к штучным продажам Tesla и завезенным гражданами на свой страх и риск японским электрокарам, в основном Nissan Leaf. Всего 6 тысяч в год при общем рынке в 1,6 млн, капля в море. В августе прошлого года очнувшееся правительство приняло новую концепцию, согласно которой к 2030-му электромобили в РФ должны составлять 15% всего автопарка. Тогда же в России планируется продавать около 250 тысяч электромобилей. Откуда они возьмутся, где будут заправляться и обслуживаться, не совсем понятно. Пока что американские, европейские и китайские производители не торопятся со своими машинами к нам в Россию.
В нашей же стране никто не рискует всерьез заняться производством электромобилей и соответствующей инфраструктурой. Хотя подходы к снаряду были. Тут на память приходит история с «Ё-мобилем» — брошенной игрушкой олигарха Михаила Прохорова. Несмотря на громкий пиар и 150 млн вложенных евро, та машина так и не добралась до массового производства, хотя на ней 1 апреля 2011 года успел прокатиться Владимир Путин. Но все обернулось первоапрельской шуткой: в 2014-м проект был закрыт.
Кстати, примеры из той же оперы. Помните, как в том же 2011 году «Роснано» решило сделать нашим школьникам подарок — электронный учебник? Госкорпорация не стала заморачиваться с отечественными производителями, вложилась в британскую компанию Plastic Logic, которая разрабатывала дисплеи с технологией электронных чернил. Суммарные инвестиции «Роснано» в проект составили 240 млн долларов, но российские школяры так и не получили обещанный гаджет. А взять пресловутый YotaPhone — где он? Впрочем, мы не сдаемся. Три года назад возникло новое предложение: разработать «шкулфоны», чтобы не запрещать смартфоны в учебных заведениях. Но все это, похоже, не более чем сотрясание воздуха.
О чем говорят эти примеры? Нам едва ли стоит рассчитывать на технологические прорывы на просторах Отечества, а импортозамещение в современных областях — пропагандистский миф, все дальше расходящийся с действительностью. Страна стоит перед опасностью окончательного отхода от трендов мирового развития, рискуя увязнуть в давно проторенной колее, по которой со скрипом движется наша птица-тройка.
P.S. Интересно, как отреагируют на флешмоб российских «тесловодов» российские власти? Само обращение к Илону Маску молодых, продвинутых и состоятельных энтузиастов электротяги (цена новой Tesla начинается с 5 млн рублей) по нынешним временам выглядит неуместно и даже дерзко. Какие еще электромобили в стране, где на рынке вдруг возникла нехватка обычных автомобилей из-за дефицита микрочипов? И вообще, апелляцию к американскому миллиардеру (состояние Маска на данный момент оценивают в 268 млрд долларов) можно расценить как действие непатриотичное. За такое можно и навесить на жалобщиков ярлык иноагентов. Повесить этот ярлык им на их Tesla вместо госномера, пусть так и катаются. Далеко от кустарной заправки в гараже все равно не уедут.