Цены на многие продукты в России последние полгода если и растут, то существенно ниже уровня инфляции. С одной стороны, сдерживает рост огромное предложение: мы собрали большой урожай, а экспорт на фоне санкций не такой уж высокий. А с другой - ограничивает сниженный спрос. Как минимум в январе, "разговевшись" в новогодние каникулы, россияне возвращаются в обычный режим потребления.
По данным Росстата, на первой рабочей неделе после новогодних каникул (с 10 по 16 января) из 43 позиций продуктов на 16 из них цены снизились. В их числе, например, такие базовые продукты, как мясо кур, свинина, разного рода колбасы, молоко, творог, подсолнечное масло и сахар, крупы и макароны. Еще девять продуктов подорожали ниже недельной инфляции или в пределах ее (0,15%) - например, хлеб, сыры, сливочное масло, говядина и мороженая рыба.
"Подвели" разве что овощи и фрукты: огурцы подорожали на 5,41%, лук - на 4,49%, помидоры - на 3,88%, морковь - на 3,47%, яблоки - на 1,75%. Да и то в сравнении с первой неделей января (когда стоимость огурцов подскочила сразу на 13%, а помидоров на 12,87%) темпы роста цен на них замедлились.
Исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков напоминает, что Россия в 2022 году получила рекордный урожай зерна и масличных. Также увеличился сбор овощей и фруктов, производство мяса и молока. При этом в первой половине агросезона наблюдалось некоторое отставание по экспорту. Такой объем продукции сами мы "переварить" точно не можем, говорит Востриков. Все это приводило к снижению или удержанию цен на прежнем уровне.
Снижение цен на ключевые продовольственные товары вызвано влиянием высокого урожая и роста внутреннего производства круп, сахара, яиц и куриного мяса, колбасных изделий, соглашается председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
А рост цен на овощи, особенно тепличные - огурцы и помидоры, - связан с сезонным фактором. "В это время отпускные цены производителей являются максимально высокими в связи с их высокими затратами на обеспечение необходимого температурного и светового режима теплиц. Запасы корнеплодов в овощехранилищах в середине - конце февраля подходят к концу, и начинает расти доля импортной продукции, которая сопряжена с более высокими логистическими издержками", - пояснил Караваев "РГ".
По его словам, в федеральных торговых сетях овощи дорожали менее заметно за счет закупочных мощностей и удержания низкой, а в ряде случаев нулевой и отрицательной наценки на товары "первой цены" из категории социально значимых товаров.
Стабильная ценовая ситуация на продовольственном рынке страны на фоне высокого урожая наблюдается как минимум последние полгода. Например, на 11 января цены производителей на капусту год к году были ниже на 55,9%, морковь - на 18,8%, картофель - на 35,6%, столовую свеклу - на 27,1%. Аналогичная ситуация наблюдается по свинине, которая подешевела на 4,4%, мясу птицы (минус 3,7%), яйцам 1-й и 2-й категории (минус 4,7% и минус 2,5% соответственно), подсчитали в минсельхозе.
"После резкого всплеска цен на волне ажиотажного спроса в конце февраля - начале марта 2022 года цены на продовольствие постепенно вернулись к своему предыдущему уровню, а сезонная дефляция по плодоовощной продукции стимулировала их дальнейшее общее снижение", - поясняет доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова, уточняя, что за 2022 год овощи и фрукты подешевели почти на 2%.
Перед новогодними праздниками торговые сети незначительно повышали цены на отдельные продовольственные товары на волне роста потребительского спроса. А в первые недели января цены на продовольственные товары росли более высокими темпами, чем на непродовольственные товары: в первые 9 дней - на 0,54%, а с 10 по 16 января - на 0,22%. Дело в том, что на непродовольственные товары после праздников спрос резко падает, а на ряд продовольственных товаров снижается незначительно. При этом в первую неделю января магазины не восполняли запасы, а спрос оставался достаточно высоким, отсюда - более высокие темпы роста цен. Сейчас поставки товаров в торговые точки восстановились, а спрос после праздников снизился, что способствовало замедлению роста цен на них.
И пока поводов для резкого повышения цен на продукты нет. Сейчас экономическая ситуация относительно стабильная, считает Дмитрий Востриков. Возросшие логистические затраты участники рынка уже учли в своей деятельности, пути поставки импортной продукции и ингредиентов оптимизированы, найдены новые поставщики, пересчитана себестоимость производства с учетом новых факторов. То есть в ближайшее время на стоимость продуктов будут влиять только сезонные факторы, считает эксперт.
Дальнейшая динамика цен на продовольственные товары будет определяться уровнем платежеспособного спроса населения, наличием запасов отечественной овощной продукции и динамикой импорта овощей (как правило, он начинает возрастать в феврале-марте по мере сокращения запасов в хранилищах), прогнозами на урожай, ценами на удобрения и ветпрепараты, затратами на транспортировку и логистику, упаковочные материалы, амортизацию оборудования, политикой торговых сетей, считает Долгова.
На этом фоне ситуация с продовольствием во многих западных странах выглядит не такой оптимистичной. Так, по сообщениям Financial Times, в Великобритании 75-80% производителей салатов откажутся от производства в 2023 году, а в Нидерландах производители помидоров выключают освещение теплиц и сокращают производство.
Рост себестоимости и снижение темпов роста производства привели к всплеску цен на базовые продукты питания. Продовольственная инфляция в мире выросла в 2022 году в 3-5 раз. Динамика индекса цен на основные товары в мире - плюс 16% год к году. В результате в странах третьего мира увеличивается число голодающих, а в развитых странах быстро растет доля затрат населения на продукты питания.
Другое дело, если сравнивать расходы домохозяйств на еду с общим семейным бюджетом. По расчетам "РИА Рейтинг", по крайней мере в 2019-2021 годах россияне тратили на еду 32,2% своих доходов, довольно много, по оценкам экспертов. Тогда как, например, жители Нидерландов - только 8,7%, Великобритании - 10,5%, Германии -12,2%. А больше 37% тратили жители Северной Македонии, Молдавии и Казахстана.