Во вторник на внеочередном заседании Верховной рады украинские депутаты вновь продемонстрировали миру, что Киеву не нужно мирное разрешение военного конфликта на юго-востоке страны. Пришедшие к власти на майданной волне народные избранники в одностороннем порядке объявили Россию "страной-агрессором" и сделали первый шаг к признанию Луганской и Донецкой народных республик "террористическими организациями". Тем самым еще раз подтвердив справедливость оценок российского лидера Владимира Путина, заявившего, что украинская армия представляет собой "натовский иностранный легион". Руководство альянса обиделось на эту горькую правду, заявив, что не имеет отношения к украинской армии. Но так ли далек альянс от украинских вооруженных сил, как это стремятся представить на пресс-конференциях натовские генералы.
Кто воюет в украинской армии
Достаточно послушать украинских политиков и силовиков, чтобы ужаснуться странному конгломерату "идейных борцов", ведущих борьбу за украинизацию страны. Борцов, представляющих различные политические группировки, интересы олигархов, частные армии отдельных бизнесменов и политиков, иностранных наемников и "остатки" той армии, которая существовала при прежнем режиме. Именно "остатки", тщательно вычищенные по идеологическому принципу, дезориентированные и деморализованные, не понимающие, почему они должны помогать нынешней украинской власти, пришедшей из западных регионов Украины, силой устанавливать свои порядки на юго-востоке страны. И, конечно же, в нынешней украинской армии множество штатских, призванных в ходе многочисленных мобилизаций, которыми Киев пытается заткнуть понесенные в ходе боев в Донбассе потери. Все это множество людей практически неуправляемо - каждый воюет за свои представления о лучшей жизни, под своим "флагом".
В реальности, Киев имеет весьма условное влияние на многочисленных полевых командиров, которые в свою очередь не спешат подчиняться нынешним министрам, поскольку чаще всего им не доверяют. И сколько бы ополченцы в Донбассе ни договаривались о перемирии с официальным Киевом, любой "атаман" на фронте может отправить эти договоренности в корзину со словами "будет по-моему". С этой "махновщиной" не в состоянии справиться никакие сидящие в Киеве генералы. Но можно ли в принципе вести с бандой наемников переговоры о мире, тем более договариваться о длительном политическом урегулировании?
В руководстве НАТО возмущаются, когда украинскую армию называют "иностранным легионом". Однако в Киеве давно не скрывают, что его солдат обучают иностранные инструкторы. А в рядах украинских вооруженных сил воюют иностранные наемники. Насколько успешно, в данном случае вопрос иной. Ополчение Новороссии не раз находило на поле боя тела иностранцев, оружие и военные приборы, стоящие на вооружении стран альянса. Куда любопытнее другое - кто платит, и, видимо, щедро, приехавшим на Украину "солдатам удачи", в то время как в Киеве не хватает средств даже на содержание собственных военных? Но если им платит не Киев, то кто тогда стоит за спиной украинских политиков? Небольшая, но весьма красноречивая деталь. Над штаб-квартирой Службы безопасности Украины, участвующей в операциях в Донбассе, рядом с украинским развевается американский флаг. Случайность?
Но можно ли назвать случайностью, что после каждого приезда в Киев высокопоставленных американских чиновников на юго-востоке Украины начинаются активные боевые действия. Формально представители Вашингтона приезжают для оказания помощи Киеву. Но стоит добрым "дядям Сэмам" отбыть на родину, как украинские силовики немедленно начинают очередное наступление на позиции ополченцев. Так кто же платит иностранным наемникам и специалистам, в чьих интересах и на чьи деньги они воюют?
В чем состоят национальные интересы украинского народа?
Депутаты Верховной рады любят порассуждать о национальных интересах. Ради них они проводят одну за другой мобилизации, отправляют все новое "пушечное мясо" на фронт под предлогом защиты территориальной целостности Украины.
Постановление о признании России "страной-агрессором" набрало 271 голос украинских депутатов из 323 присутствовавших в зале. Отсчет "агрессии" Верховная рада (ВР) предлагает начать с февраля 2014 года. Очевидно, что после таких резолюций ждать адекватности от украинских народных избранников уже не приходится. Эгоцентризм, помноженный на бесконечную веру в то, что "заграница им поможет", начисто отключает здравый смысл у майданных парламентариев. А приободряющие нашептывания, звучащие из Вашингтона в совокупности с нужным подергиванием политических ниток, заставляют украинских избранников выступать с политическими демаршами, окончательно делающими "юридически ничтожными" надежды на мирное урегулирование ситуации в Донбассе.
Помимо объявления России страной-агрессором украинские депутаты обратились к международному сообществу за военно-политической помощью, потребовали от ПАСЕ ограничить полномочия России в этой организации, а от стран Европы - ввести дополнительные санкции. А от Совета Безопасности ООН украинские депутаты ожидают лишения России статуса постоянного члена этого органа. И дело не только в том, что облеченные в резолюции истеричные заявления членов Рады полностью противоречат Уставу ООН, в котором прописана принципиальная невозможность удовлетворения их требований. Впавшие в раж депутаты своими "вердиктами" окончательно закрывают возможность для Киева вернуться к диалогу по урегулированию ситуации в Донбассе в минском или нормандском формате, ведь посредником на переговорах выступает Россия, которую в Раде сделали "страной-агрессором". Очевидно, что "партия войны" и ее представители в украинском парламенте стремятся окончательно перекрыть президенту Петру Порошенко любую легальную возможность вернуться к мирным переговорам: ведь нынешняя позиция Рады делает бессмысленными призывы к миру, исходящие уже не только от России, но и от западных "партнеров" Украины.
Но в чем заключаются национальные интересы Украины, за которые так радеют народные избранники? Территориальная и политическая целостность, которая так беспокоит депутатов, гражданский мир и добрые отношения с соседями могли быть установлены без участия украинской армии и многочисленных жертв среди гражданского населения. Достаточно вспомнить, что Донецкая и Луганская народные республики на первоначальном этапе отнюдь не стремились отделиться от Украины. Они добивались расширения своих прав путем федерализации, что позволило бы их жителям говорить на своем языке и чтить своих героев. Но Киев даже не пытался наладить диалог с этими отнюдь не воинственными оппонентами. Напротив, начиная с нападения на автобус, перевозивший участников "крымского антимайдана", ставка делалась на силовое подавление протестов. В угаре псевдореволюции новые украинские власти не осознали, что тот гражданский мир, который они пытались установить силой оружия, то единомыслие и украинизация, которую навязывали юго-восточным регионам, не имеют ничего общего ни с демократией, ни с правами человека. Пришедшие на волне устроенного националистами вооруженного переворота новые лица в украинской политике хотели не договариваться, а уничтожить оппонентов, не разделяющих их взгляды. Киев попытался добиться политического единомыслия силой репрессий и оружия, а получил в ответ народное восстание, которое переросло в вооруженное сопротивление диктаторам на юго-востоке.
И если украинские депутаты под национальными интересами понимают физическое уничтожение тех жителей, кто не разделяет их взгляды и цели, не хочет превращения своей родины в колонию Евросоюза и США, то у Донбасса есть законное право сопротивляться таким интересам. Ведь украинская армия, накачанная агрессивной пропагандой, отражает не российскую агрессию. Она воюет с жителями Украины, которые стремятся сохранить добрые отношения между их страной и Россией.
Постановление Рады, объявившее Россию "страной-агрессором", в принципе никаких юридических последствий не несет. Но появление такого документа создает предпосылки для введения президентом Порошенко военного положения (ВП) на территории страны. Вопрос в том, прислушается ли к депутатам Петр Порошенко. Дело в том, что при объявлении военного положения вся фактическая полнота власти переходит от главы государства к секретарю Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александру Турчинову - непосредственному конкуренту. Так что хорошо срежиссированная депутатская истерика по поводу России выглядит еще одной попыткой конкурентов Порошенко заставить "шоколадного короля" плясать под их дудку. Впрочем, такая возня, какими бы ни были ее реальные последствия, по громкости и задиристости полностью устраивает Вашингтон, где обещают продолжить санкционную политику в отношении России. А звучащие из Рады заклинания и проклятия как нельзя лучше соответствуют пропагандистским штампам, используемым США для убеждения Европы.
Что защищает украинская армия?
Миф о том, что нынешняя украинская армия защищает национальную целостность страны, искусно раздувают киевские пропагандисты, чтобы скрыть истинные интересы нынешней украинской власти. Пришедшая на волне майдана, она по-прежнему убеждает общество, что Украину ждут в единой Европе. Интересно, знают ли украинцы о результатах выборов в Греции, где оценили в полной мере, как чувствует себя государство-должник в составе Евросоюза. Или в Киеве считают, что Украина избежит греческих проблем? Однако в отличие от Незалежной Греция уже находится в составе единой Европы. Тогда как соглашение Украины с ЕС, ставшее катализатором вооруженного переворота, в принципе не подразумевало вхождение Киева в состав Евросоюза. Зато прописывало, в какие сроки Украина превратится в бесправную колонию единой Европы и какие ресурсы перейдут в руки зажиточных европейских государств. Так, собственно, уже произошло с Грецией, потерявшей почти треть ВВП из-за навязанных ей антикризисных мер. Но жители юго-востока Украины не захотели становиться колонией Запада, о чем, как можно предположить, заранее договорились между собой лидеры майдана и их западные спонсоры. Как заранее договорились они о продвижении Североатлантического альянса на восток. Показательными были первые шаги майданных министров - отмена закона о статусе региональных языков и денонсация Харьковских соглашений, чтобы изгнать российских военных из Крыма.
Могла ли Украина избежать гражданской войны? Могла, но для этого был необходим компромисс и, главное, отказ от ранее заключенных договоренностей с Западом и руководством альянса. Ведь "антимайдан" недвусмысленно выступал против ассоциации с ЕС и членства Украины в НАТО. Но увлеченные дележом власти, территорий и бизнесов майданные правители захотели получить все. Они рассчитывали задавить юго-восточные регионы, чтобы те не мешали втянуть Украину в альянс. Но вместо этого украинские правители втянули страну в гражданскую войну, которая по большому счету безразлична Западу. Ведь для него Украина - расходный материал в деле переустройства мира и неплохой сырьевой плацдарм для реализации куда более долгоиграющих геополитических планов. Не будь "Крымской весны", сейчас в Севастополе уже могла быть база ВМС США. Но эта часть плана переустройства Украины у Вашингтона не получилась.
В результате "национальной революции" в Киеве появилось новое правительство, защищающее национальные интересы. Но стоит посмотреть на состав кабинета, чтобы задаться вопросом - чьи интересы он, собственно, защищает? Этих странных персонажей, занявших ключевые экономические посты, объединяют три черты - они никогда постоянно не жили на Украине и жить в дальнейшем не собираются, имеют западное образование и полностью лояльны Западу, где, собственно, и обретались до сих пор. К тому же свою зарплату они также, по сути, получают на Западе - из тех кредитов, которые тот выделяет Украине. Так чьи национальные интересы защищают эти министры из "иностранного легиона" и куда приведут они страну?
Между тем
К диалогу с Донбассом подталкивает Киев и Международный валютный фонд (МВФ). Так, в интервью французскому изданию "Монд" директор-распорядитель фонда Кристин Лагард прямо увязала выделение денег Украине с прекращением военных действий на территории страны. "Ни один партнер МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросительным знаком оказывается 20 процентов ВВП Украины. Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна", - сказала Лагард. Под 20 процентами внутреннего валового продукта, очевидно, подразумевался Донбасс, в убыточности и дотационности которого киевские пропагандисты в течение долгих лет убеждали украинцев.
При этом Лагард все же допустила выделение денег в случае наступления мира, причем в объемах "несколько выше, чем предполагалось", либо предположила "продление на четыре года того срока, который отводится Украине на проведение реформ". Иными словами, речь может идти о смене формата кредитования: с действующего двухлетнего краткосрочного кредита ("стэнд-бай", или SBA) на расширенную программу финансирования (EFF), где сумма выделяемых средств, как надеются в украинском минфине, может быть увеличена до 25 миллиардов долларов. Стоит напомнить, что из обещанных МВФ в апреле прошлого года 17,1 миллиарда долларов Киев получил только 4,6 миллиарда. Правда, опять же непонятно, как украинские власти могут принимать деньги от фонда, в котором есть средства, внесенные Россией.