Каждый четвертый госконтракт в строительстве не исполняется. За последние три года были расторгнуты договоры на общую сумму 750 млрд рублей, сообщили "Известиям" в Рейтинговом агентстве строительного комплекса (PACK). Это значит, что бюджетные средства расходуются крайне неэффективно, считают эксперты. Любой срыв контракта, даже по согласию сторон, несёт риск для бюджета - затягивается реализация проектов. Значительное количество неисполненных контрактов говорит о недостаточной эффективности госзакупок, ограниченной конкуренции, а также о проблемах в ценообразовании, которые снижают интерес компаний участвовать в конкурсах, полагают в отрасли.
Одна из ключевых проблем госконтрактов (в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ) в строительной сфере - их неполное исполнение из-за расторжений, сказал "Известиям" директор Рейтингового агентства строительного комплекса (PACK) Николай Алексеенко. В 2020 году было полностью или частично расторгнуто более 33 тыс. соглашений, или 23% от их общего количества за минувший год. Каждый четвёртый строительный госконтракт не исполняется в первоначальном виде, сообщил он.
- В денежном выражении на данные контракты пришлось порядка 312 млрд рублей, за три последних года объём расторгнутых договоров составил 750 млрд рублей, - сказал Николай Алексеенко.
Сейчас в стадии исполнения находятся госконтракты на общую сумму 5,3 трлн рублей - фактически это портфель текущего бюджетного строительства, отметил он.
А расторгнуто около 14% от него, сказал эксперт. Это происходит как по инициативе заказчика или исполнителя, так и по соглашению сторон.
- Но любое расторжение, даже по согласию сторон, несёт в себе существенный риск для бюджетных средств - в первую очередь из-за срывов сроков реализации проектов. Как следствие катастрофически падает эффективность расходования бюджетных средств, - подчеркнул Николай Алексеенко.
Например, недавно администрация города Чебоксары решила расторгнуть контракт с застройщиком школы в микрорайоне "Садовый" из-за срыва сроков стройки, рассказал генеральный директор We Know Александр Гали-цын. В Тамбовской области был расторгнут госконтракт с подрядчиком на сумму 30 млн рублей. Там должны были провести реконструкцию в Тамбовском доме-интернате для ветеранов, рассказал он.
В числе самых известных аналогичных примеров президент ГК "Основа" Александр Ручьёв назвал создание олимпийских объектов в Сочи - тогда большая часть подрядчиков обанкротилась. Ещё один пример - перенос сроков строительства участка ФГБУ "Канал имени Москвы", рассказал "Известиям" источник в строительной отрасли.
По госконтрактам строят все объекты, для которых используются бюджетные средства, а также проекты государственно-частного партнёрства, отметил Александр Галицын. Более трети случаев - это контракты, связанные со строительством, ремонтом и реконструкцией автомобильных дорог. Аналогичная доля приходится на строительство зданий (школы, детские сады, поликлиники и так далее), 10% - на объекты энергетики и нефтегазовый сектор, уточнил Николай Алексеенко. Строительство жилья по госконтрактам ведётся только в рамках работ по реновации, а также закупок квартир для реализации государственных социальных программ, добавил он.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Глобальная проблема всех текущих госконтрактов заключается в том, что цена фиксирована и не учитывает рост стоимости материалов и затрат на рабочую силу, указал Александр Ручьёв. За последний год стройматериалы подорожали на 20-40%, напомнил он.
В числе причин и демпингующие строительные подрядчики. Зачастую
такие компании собирают "портфель" контрактов, но не могут выполнить работы в полном объёме, рассказал "Известиям" заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО "Уральское объединение строителей" Денис Снетков.
По информации PACK, по итогам 2020-го из более 144,9 тыс. госконтрактов 76,3 тыс. (53%) были заключены практически без снижения начальной максимальной стоимости. Как правило, в торгах побеждают подрядчики, которые предлагают наименьшую цену, уточнил Николай Алексеенко. Это свидетельствует о недостаточной эффективности госзакупок, ограниченной конкуренции, а также наличии проблем в ценообразовании, считает он. Всё это снижает заинтересованность компаний в участии в конкурсах, полагает эксперт.
По словам источника в строительной сфере, недостаточную эффективность системы госзакупок можно также объяснить коррупцией. В тендерах иногда побеждают компании, которые потом не могут справиться со своими обязательствами, это касается как сроков, так и качества работ. В итоге контракты расторгаются, а работы не выполняются, рассказал источник.
- Смена контрагента - сложный процесс, который чаще всего влечёт за собой увеличение бюджета и сроков, поэтому государственные средства расходуются неэффективно, - подчеркнул собеседник "Известий".
При заключении каждого восьмого контракта в 2020-м участники тендеров направляли жалобы в ФАС, сказал Николай Алексеенко. Как правило, это связано с выставлением нереальных сроков проведения конкурса и исполнения контрактов, а также недовольством работой конкурсной комиссии, например, из-за необъективной оценки подрядчиков, уточнил он.
Усовершенствовать систему госзаказа призвана недавно созданная публично-правовая компания "Единый государственный заказчик в сфере строительства", сказал член общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов. Она будет выступать в качестве госзаказчика по всем контрактам, за исключением транспортных, энергетических и иных объектов, определённых законом об этой компании, уточнили в Минстрое.
Кроме того, к декабрю 2021-го будет подготовлен закон о внедрении цифровых паспортов объектов кап строительства (вся информация об объекте будет объединена). Это может улучшить эффективность расходования бюджетных средств, считает Рифат Гарипов.
В ФАС "Известиям" сказали, что антимонопольная служба осуществляет контроль за процедурой проведения госзакупок, но обоснование и результаты реализации заключённых контрактов находятся вне компетенции ведомства. Там сообщили, что общее количество поступивших и рассмотренных жалоб на закупки в рамках 44-ФЗ в 2020-м составило более 87,9 тыс.
В Минстрое не обладают информацией о причинах расторжения контрактов другими федеральными органами исполнительной власти, сказали "Известиям" в ведомстве. В 2020 году министерство какие-либо крупные контракты не расторгало, сказали там.