На информационном безрыбье августа страна вдруг начала обсуждать разводы. Те, кто постарше, судачат об эстрадных «звездах» Евгении Петросяне и Елене Степаненко, а те, кто помладше, льют слезы по разрушенной семье исполнителей Влада Соколовского и Риты Дакоты (на самом деле барышню зовут Маргарита Герасимович).
Никакого особенного конфликта поколений нет: тема одна и та же, просто герои разные (причем в обоих случаях — довольно сомнительные). Таковы запросы публики? Признаем: отчасти да. Люди полюбили жареные факты. Есть в этом и элемент терапии: смотришь на очередного актера, что несчастлив в семейной жизни, — и вроде как легче. С другой стороны, так проще не замечать сложных проблем, вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ в духе «этот — виноват». А в громких разводах легко найти, кому сопереживать. Мужчины переживают за Петросяна, ведь «бывшая супруга хочет забрать всё», как пишут на форумах. Женщины сочувствуют Степаненко, которую оставили ради молодой: как не примериться к собственной ситуации. Девушки помладше горюют по обманутой Рите Дакоте: она с ребенком на руках, а муж ее предал. Парни улыбаются, когда узнают о бесчисленном, как у Мика Джаггера, числе любовниц Влада Соколовского. Каждому — по потребностям.
К подобной информационной картине постепенно привыкаешь. Вся страна наблюдает за тем, как правильно — по законам прайм-тайм, то и дело подбрасывая в костер общественного интереса новые факты — разводиться. Рушить семью нужно громко — с массой отвратительных подробностей, комментариями причастных и непричастных. Разводиться надо так, чтоб вскрылись все факты.
Соколовский и Дакота, которые торговали своей жизнью в социальных сетях, вряд ли уже представляют, что — оказывается — все можно делать тихо, спокойно, без драм, без продолжения этой ярмарки тщеславия. Их подписчики, полагаю, накрепко усвоят эту ролевую модель: продать нужно все, и если ты можешь трясти перед незнакомыми людьми новорожденным ребенком, обязательно сделай это. Выжми из горя столько лайков, сколько получится. Но то молодежь. Петросян и Степаненко — давно уже не дети, выросли они задолго до социальных сетей, вряд ли их можно отнести к жертвам моды на публичность. И что? Чуть ли не каждый день — новые подробности, поданные максимально дурновкусно, со всем возможным хабальством. Им бы, конечно, помолчать, но куда там: столько внимания публики на ровном месте, считай — концерт по заявкам. Если у кого-то была надежда на то, что пара займется разводом и пропадет, наконец, с экранов, Петросян и Степаненко поспешили всех разочаровать.
При этом в реальности семейная ситуация в России — печальнее некуда: множество браков распадается (не будем жонглировать цифрами, но едва ли не каждая вторая пара решает, что «пожили и хватит, пора разбежаться»), сотни тысяч детей растут в неполных семьях.
Тут бы, конечно, самое время озаботиться тем, чтобы всерьез поговорить о роли и значении семьи: без сюсюканий, без кондовости, внятно и, главное, честно — форматов много, можно придумать тысячи разных ходов и сюжетов. Действительно ведь кризис, проблема существует и касается почти всех: тяжело и мужчинам, и женщинам. Мигом вернуть «ценность семьи» невозможно, слишком долго разрушалось и растаптывалось то, что теперь зовется «патриархальным укладом», нет никаких готовых рецептов и элементарных решений, но есть огромное поле для диалога и деятельности. Мир изменился, но люди-то хотят все того же: счастья и любви, надежности и уверенности в том, что есть на кого положиться. Не бином Ньютона. Конечно, у государства существует политика в сфере семьи, но к каждому домой не придешь, программы и указы — не панацея, а лишь необходимое дополнение.
Но дополнять-то толком нечего: всего и разговоров — о том, как Евгений Петросян оставляет Елене Степаненко картину «Дуб». Заслужила. Нажила. Владей, бывшая. А в прессе идет дотошный пересчет их миллиардов, сопровождаемый бесконечными сальными комментариями и лицемерными вздохами о том, что «раскормили» мы этих «сатириков».
Какое уж тут обсуждение? Отползти бы да не видеть всего этого.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции