Российское военное ведомство через месяц после начала специальной военной операции на Украине раскрыло содержание ее плана и основные итоги первого этапа. О них рассказал журналистам 25 марта начальник Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-полковник Сергей Рудской. После его доклада появилась ясность в отношении главных целей операции.
Кто такой генерал Рудской и чем занимается его оперативное управление? Президент уже несколько раз заявил, что операция на Украине идет в соответствии с планом. Так вот план этот, хоть и утвержден Верховным главнокомандующим, но разработан офицерами и генералами Главного оперативного управления Генштба под руководством Героя России генерала Рудского.
План действий наших войск в Крыму в 2014 году и план операции российских ВКС в Сирии в 2015 году разрабатывались там же. Так что, надо понимать, спецоперация на Украине – для операторов Генштаба далеко не проба пера.
Что важного сказал генерал Рудской? Во-первых, существовало два варианта решения поставленной президентом задачи – обеспечить безопасность населения ДНР и ЛНР. Можно было, например, всей российской группировкой навалиться на силы украинской армии и нацбатов на Донбассе и выдавить их за пределы Донецкой и Луганской республик.
Однако в итоге был выбран другой вариант: одновременно с началом продвижения сил ДНР и ЛНР на позиции вооруженных сил Украины (ВСУ) организовать ряд масштабных операций на юге, востоке и севере Украины. Почему? Рудской объяснил. Если бы был выбран первый вариант, то мы тут же бы столкнулись с постоянной подпиткой украинскими властями почти 60-тысячной группировки ВСУ на Донбассе. То есть мы получили бы линию фронта протяженностью почти полтысячи километров, куда Киев эшелонами со всей Украины перебрасывал бы все новое и новое пополнение из своей 260-тысячной армии, а также оружие, в том числе массово поставляемое Западом.
Выбранный Генштабом вариант действий не дал реализовать Киеву подобный сценарий. Напротив, действуя по нескольким направлениям – на Херсон, Киев, Харьков, Чернигов, российские войска заставили ВСУ дробить свои силы, лишили их возможности маневра.
Были взяты под контроль основные коммуникации для переброски подкреплений, боеприпасов и топлива. В результате наиболее боеспособная группировка ВСУ, сконцентрированная на Донбассе, оказалась практически отрезана от путей снабжения. Она понесла огромные потери, в том числе в живой силе: 16 тысяч военных ВСУ и нацбатов погибли.
Словом, как сказал Рудской, ход операции подтвердил правильность выбранного решения.
Что еще отметил генерал Руцкой? Он дважды повторил главную цель специальной военной операции. И это совсем не взятие Киева, Одессы или Харькова, как многие полагали. Нет, главная цель операции – освобождение территории ДНР и ЛНР.
Для ЛНР эта задача почти решена. Республика контролирует уже 94% своей территории. С освобождением ДНР ситуация хуже. Пока удалось взять под контроль чуть более половины территории. Ожесточенные бои идут в Мариуполе. Западнее Донецка приходится штурмовать метр за метром долговременные монолитные бетонные укрепления. Командиры берегут жизни солдат, и потому позиции противника утюжат мощным огнем ствольной и реактивной артиллерии.
Одновременно решается задача уничтожения военной инфраструктуры Украины высокоточным оружием большой дальности. Ракеты «Калибр» и «Искандер» накрывают цели за тысячи километров от точки пуска. На территории Украины нет ни одного района, куда бы не могли достать наши ракеты.
У Украины уже нет ВВС, ПВО и ВМС. Уничтожены подавляющая часть военных аэродромов и арсеналов, в том числе склады оружия из поставок НАТО. Часть западного оружия, например, американские противотанковые ракетные комплексы «джавелин» переданы войскам ДНР и ЛНР.
Генерал Рудской ответил на вопрос, что делают наши войска с блокированными городами. Планов штурмовать их пока нет. Напротив, задача наших войск – исключить напрасные жертвы среди мирного населения. Удары «избирательно и аккуратно», как сказал Рудской, наносятся по военным объектам. И это, конечно, напрямую контрастирует с тем, как обходятся со своими земляками нацбаты в том же Мариуполе. Более 7 тысяч боевиков воюют, прикрываясь мирными жителями. Выгоняют из подвалов женщин и детей, угрожая оружием, направляют их навстречу наступающим подразделениям ДНР. ВСУ неизбирательно бьют ракетами «Точка-У» по городам Донбасса.
Генштаб озвучил потери за месяц боев. У нас они 1351 военнослужащий погиб, 3825 ранены. Потери ВСУ на порядок выше – более 14 тысяч погибших и свыше 16 тысяч раненых.
По оценке Генштаба, основные задачи первого этапа операции выполнены. Снижен потенциал ВСУ. Это позволяет сосредоточить основные усилия на достижении главной цели – освобождении Донбасса. Надо полагать, эту задачу удастся решить в ближайшие недели.
Что будет дальше – генерал Рудской не сказал. Очевидно, дальнейшее планирование наших действий на Украине - прерогатива уже не военных. Одно ясно: обеспечив демилитаризацию Украины, наши военные обеспечат нам на переговорах с киевскими властями убедительные аргументы. Это будут предложения, от которых Киев уже точно не сможет отказаться.