Ричард Брэнсон сходит с орбиты
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: АЛИСА КУРМАНАЕВА. Ежедневная Деловая Газета Рбк
Внезапное БАНКРОТСТВО одной из самых ярких ЧАСТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ мира заставило аналитиков задуматься: а насколько ЖИЗНЕСПОСОБНА вся ОТРАСЛЬ?
«Я, конечно, не вложил бы $1 млрд, если бы не был совершенно уверен», — говорил миллиардер Ричард Брэнсон в августе 2021 года, комментируя грядущий выход на биржу дочерней компании Virgin Group, нацеленной на обслуживание индустрии малых спутников и предлагающей недорогие услуги по быстрому запуску на орбиту.
4 апреля 2023 года компания Virgin Orbit объявила о банкротстве, за несколько дней до этого сообщив, что увольняет 85% персонала. Причиной решения стал недостаток финансирования: Брэнсон, которому принадлежит 75% Virgin Orbit (вторым по величине пакетом акций — 18% — владеет суверенный фонд ОАЭ Mubadala) оказался не готов и дальше вкладываться в компанию. По данным Reuters, активы Virgin Orbit составляют $243 млн, а задолженность на 30 сентября 2022 года — $153,5 млн. Для обеспечения процедуры банкротства компания получит финансирование в размере $31,6 млн, в будущем ее планируют продать.
После банкротства компани эксперты заговорили о том, что вся частная космонавтика, на которую возлагалось столько надежд, может оказаться очередным пузырем, который лопнет уже скоро.
НАКАНУНЕ КОЛЛАПСА
Еще в июне 2022 года в своем блоге на Medium партнер инвестирующей в передовые научные стартапы компании Prime Movers Lab Антон Бревде предрекал, что 2023 год станет годом, когда лопнет пузырь New Space — так называют аэрокосмические компании, работающие на коммерческой основе независимо от правительства. Он пояснял: за прошедшие к тому моменту полтора года избыток входящего капитала усугубил основной системный риск New Space — чрезмерное финансирование стартапов со спекулятивными бизнес-моделями по неустойчивой оценке. «Предстоящая финансовая зима не поддержит значительную часть New Space стартапов, которые работают на зарождающемся рынке и продают свои продукты и услуги в основном другим New Space стартапам», — констатировал Бревде.
Такие голоса, впрочем, были редкими. Внешне, казалось бы, ничто не предрекало провала. Согласно январскому отчету международной консалтинговой компании Euroconsult, глобальный космический рынок в 2022 году вырос на 8% и составил $464 млрд. По прогнозам компании, через десять лет его объем должен был превысить $737 млрд. И даже в опубликованной в конце марта 2023 года статье аналитики Deloitte утверждали, что экономика космоса еще никогда не была такой привлекательной. Они отмечали, что за последние несколько лет количество сложностей, связанных с производством, запуском и эксплуатацией спутников и других космических объектов, значительно уменьшилось. Спутники стали миниатюрнее, их производство и эксплуатация стали обходиться гораздо дешевле. Благодаря многоразовым космическим кораблям (таким как New Shepard компании Blue Origin и Electron компании Rocket Lab) затраты на запуск стали намного ниже. По расчетам проекта аэрокосмической безопасности американского Центра стратегических и международных исследований, если в 1990-х годах стоимость вывода грузов на низкую околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя семейства Delta II составляла $38,8 тыс./ кг, то в 2010-е годы аналогичный показатель для ракет того же класса семейства Falcon 9 упал до $2,6 тыс./кг (стоимость приводится с учетом инфляции). 2022 год даже стал рекордным для космического сектора: всего было проведено 186 успешных запусков ракет — на 41 больше, чем в предыдущем. Это стало самым высоким показателем за всю историю и сигнализировало о быстрой трансформации отрасли.
В числе важных факторов, способствовавших развитию отрасли, аналитики Deloitte называли развитие технологий, увеличение частных инвестиций и растущий спрос на космические данные и связанные с ними продукты и услуги.
В декабре 2021 года эксперты McKinsey & Company сообщили: хотя в США основным инвестором в исследования и разработки в космической отрасли остается государство, вклад частных инвесторов существенно вырос. Если с 2010 по 2013 год на государственное финансирование приходилось около 90%, то в период с 2014 по 2017 год этот процент снижался, опустившись до 65%. «За последние несколько лет процентное соотношение финансирования государственным и частным секторами стабилизировалось: около двух третей от общего объема выделяет правительство, а около трети — коммерческие компании», — отмечали в McKinsey & Company. В выпущенном в январе 2023 года отчете американской компании Space Capital указано, что с 2013-го по конец 2022 года частные инвестиции в 1791 уникальную компанию, связанную с космической индустрией, составили в общей сложности $273,3 млрд. $242,4 млрд из них были вложены в спутники, $26,6 млрд — в запуски, а $0,8 млрд — в иные инфраструктуры, исключая ниши запуска и спутников.
Вместе с тем в 2022 году проявился и тревожный симптом — частные инвестиции в космическую отрасль сократились на 58%, составив $20,1 млрд. В Space Capital объясняют это теми же макроэкономическими факторами, которые до этого обрушили капитализацию бигтехов: по мере того как экономика восстанавливалась после пандемии, центральные банки начали самый быстрый цикл повышения ставок с 1988 года. Динамика рынка замедлилась, и стоимость активов упала по всем направлениям. Примечательно, что сильнее всего пострадали не стартапы (инвестиции в них сократились всего на 4% год к году), а компании на стадии роста и поздней стадии. Общее количество инвестиционных раундов сократилось в годовом исчислении на 30% (до 420).
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.