Суммарный коэффициент рождаемости – среднее количество детей на одну женщину в возрасте 15– 49 лет – для простого воспроизводства населения должен составлять минимум 2,1. В России этот показатель в 2022 году был около 1,44. Почему меры господдержки семей с детьми не помогают исправить ситуацию?
Доходы населения и цифры рождаемости
Недавно Росстат опубликовал предварительные данные по рождаемости за 2022 год. Из них следует, что в прошлом году в России появились на свет немногим более 1,306 млн детей. Таким образом, ситуация пока развивается по пессимистическому сценарию долгосрочного демографического прогноза, опубликованному ведомством в декабре 2019 года. Согласно прогнозу, в ближайшие 15–16 лет рождаемость в России будет сокращаться. По оптимистическому варианту к 2035 году показатель составит 1,426 млн новорожденных, по среднему – 1,289 млн, по пессимистическому – 1,062 млн. Прошлогодний результат не толь- ко обновил антирекорд пандемийного 2020 года, когда в России родились 1,436 млн детей, но и оказался самым худшим за последние два десятилетия. До этого «дном» считали 2002 год – тогда на свет появились 1,397 млн малышей. Цифры рождаемости меняются вслед за показателями реальных доходов населения с лагом в один-два года. В период с 2000 по 2013‑й доходы стабильно росли, рост часто достигал двузначных значений. Соответственно, и кривая графиков демографии плавно шла вверх. В 2014‑м был достигнут пик – на свет появились 1,953 млн детей. Рекорд объясняется заделом предыдущего года. В 2014 году реальные располагаемые доходы населения РФ впервые показали отрицательную динамику, что негативно отразилось на статистике рождаемости. Следующие восемь лет демографические проблемы усугублялись: уверенности в завтрашнем дне россияне определенно не испытывали. Только три года – в 2018‑м, 2019‑м и 2021‑м – благосостояние населения повышалось, остальные пять лет – снижалось. Вот и по итогам 2022 года реальные доходы россиян сократились на 1%.
Пособия не успевают за ценами
В этих условиях важное значение приобретает социальная поддержка семей с детьми, многие из которых официально отнесены к категории малоимущих. К сожалению, не все меры работают и дают ожидаемый результат. Вот пример: с 1 января 2023 года выплаты на детей до 17 лет и выплаты беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки, объединены в одно пособие. Оформить выплату в размере от 7 тыс. до 14 тыс. руб. можно, если среднедушевой доход семьи ниже регионального прожиточного минимума. По оценкам экспертов, на пособие по новым правилам могут претендовать родители примерно 10 млн из почти 30 млн детей. Выходит, что данная мера соцподдержки недоступна двум третям целевой аудитории. Как представляется, критерии нуждаемости следует пересмотреть, повысив порог среднедушевого дохода семьи с детьми до двух региональных прожиточных минимумов. Тем самым будет расширен круг получателей. В сложившейся ситуации есть смысл изменить и принцип индексации социальных выплат – ежемесячных и единовременных. Повышение с 1 февраля на 11,9% (на уровень прошлогодней инфляции) пособий на детей не полностью компенсировало фактический рост цен на товары детского ассортимента. В частности, в декабре 2022‑го овощные консервы для детского питания в годовом выражении подорожали на 18,7%, фруктово‑ягодные консервы – на 17,2%, сухие молочные смеси – на 17,4% и т. д. Именно эти показатели корректнее было бы брать за основу при индексации, чтобы не заставлять родителей экономить семейный бюджет, выбирая между полноценным питанием ребенка, подгузниками и одеждой. Тема более чем актуальная, учитывая, что в настоящее время в структуре доходов российских домохозяйств социальные выплаты занимают около 21%.
Какой МРОТ нам нужен
Здесь нельзя забывать и о зарплатах в экономике, которые формируют три пятых доходов большей части населения РФ. В 2022 году средняя зарплата достигла почти 62 тыс. руб. Правда, если верить статистике, 70% россиян получают меньше. Поднять доходы трудоспособного населения, а значит, поддержать рождаемость, можно путем повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как известно, с 1 января МРОТ установлен на уровне 16 242 руб., что соответствует приблизительно четверти размера средней зарплаты. Между тем по нормативам Международной организации труда МРОТ не может быть ниже 50% средней зарплаты в экономике. Если следовать этой рекомендации, то «мини- малка» в России сегодня должна составлять порядка 31 тыс. руб. Есть к чему стремиться, хотя понятно, что процесс займет длительное время. До 1 июля правительство подготовит предложения по повышению минимального размера оплаты труда сверх инфляции. Соответствующее поручение по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося в декабре прошлого года, недавно подписал президент Владимир Путин.
Слабые места «Семейной ипотеки»
Отдельная тема – материнский (семейный) капитал как инструмент поддержки рождаемости. Программа действует с 2007 года. Первоначально сертификат на 250 тыс. руб. выдавался при рождении или усыновлении второго ребенка, причем использовать его можно было по прошествии трех лет. Сейчас выплату производят уже без «испытательного срока». На первого ребенка – 586,9 тыс. руб., при рождении последующих детей (если не получали ранее) причитается 775,6 тыс. руб. Большинство семей средства материнского капитала направляет на покупку жилья – в качестве первоначального взноса при оформлении ипотеки. Проблема в том, что за 15 лет квартиры повысились в цене больше, чем был повышен материнский капитал. Особенно разрыв заметен на региональном уровне. Так, приказом Минстроя на первый квартал 2023 года средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для Белгородской области установлена на уровне 87,1 тыс. руб., тогда как в конце 2007 года составляла 20,5 тыс., для Калининградской области и Приморского края – 99,4 тыс. и 150,2 тыс. руб. против 22,4 тыс. и 24,4 тыс. руб. соответственно. Получается, что размер маткапитала на второго ребенка с момента введения увеличился в три раза, а цены на квадратный метр выросли в пять и даже в шесть раз. То есть на сегодняшний день этот инструмент поддержки рождаемости по объективным причинам во многом девальвирован. Все это не самым лучшим образом отражается на реализации программы «Семейная ипотека», срок действия которой премьер Михаил Мишустин в декабре прошлого года продлил до 1 июля 2024‑го. С одной стороны, ставку сохранили прежнюю – 6% годовых (разницу субсидирует государство), то есть условия весьма привлекательные. С другой – шансы на одобрение заявки на кредит есть далеко не у каждой семьи с детьми. Для банка законным основанием для отказа станет низкая зарплата и отсутствие иных доходов. При таком раскладе даже возможность получить госсубсидию в размере 450 тыс. руб. на погашение ипотеки, которая доступна семьям после рождения третьего или последующего ребенка, принципиально ничего не меняет. Среднедушевой доход домохозяйства снижается по мере увеличения количества иждивенцев.
Вначале карьера, затем дети
Существуют и другие обстоятельства, прямо или косвенно влияющие на показатели рождаемости в России. В частности, в демографическом прогнозе Росстат исходит из того, что численность женщин в фертильном возрасте (25–29 лет) к 2030 году сократится почти на 200 тыс., причем это оценка по оптимистическому сценарию. Частично компенсировать потери можно, если российские семьи не остановятся на рождении одного ребенка. Но многие россиянки, связанные узами брака, планируют появление детей на более зрелый возраст. Такое решение принимают осознанно, до рождения ребенка стремясь реализовать карьерные планы, достичь устойчивого материального положения, улучшить жилищные условия. Тенденция характерна для всех экономически развитых стран, где женщины могут на равных конкурировать на рынке труда с мужчинами. Однако если первенца женщина родит в 35 лет, то времени на рождение второго, а тем более третьего ребенка у нее практически не остается – биологические часы никто не отменял. Что надо сделать, чтобы ценности семьи и материнства для россиянок вышли на первый план, сказать сложно. Но задачу определенно не решить, если не обеспечить социальные гарантии и материальную поддержку тем, кто готов решиться на рождение ребенка в 20–24 года.